К проблеме эффективности профилактических антиникотиновых программ

Аннотация

В статье рассмотрены общие и частные методологические аспекты организации психопрофилактической работы: цели, направления, методы, формы, способы. Стратегическим приоритетом первичной профилактики табакокурения является создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется на потенциал здоровья – освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку подростка и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения.

Общая информация

Ключевые слова: психопрофилактика, табачная аддикция, психоактивные вещества, самоэффективность, табакокурение

Рубрика издания: Секционные заседания

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Хриптович В.А. К проблеме эффективности профилактических антиникотиновых программ // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.

Фрагмент статьи

На протяжении многих веков человечество стремилось вырастить своих потомков физически и психологически здоровыми. Родители традиционно проводили воспитательную работу со своими детьми, прививая им уважение к социальным нормам и предупреждая нарушения поведения, школа также систематически занималась просветительской и профилактической работой, направленной на формирование здорового образа жизни и психологической культуры подрастающего поколения. Церковь, опираясь на позиции православной педагогики, также неустанно призывала к праведному образу жизни, формируя духовно-нравственные основы поведения. Несмотря на это, с каждым десятилетием увеличивается количество людей психологически незрелых, имеющих трудности адаптации к постоянно усложняющимся социально-экономическим условиям, и, как следствие, страдающих пагубными пристрастиями к психоактивным веществам.

Невысокая эффективность проводимой учреждениями образования психопрофилактической работы объясняется как недостаточной профессиональной компетентностью специалистов в области аддиктивного поведения, и, соответственно, использованием неадекватных методов в проведении такой работы, так и сложностью и недостаточной изученностью самой проблемы, что в результате негативно сказывается на формировании личностной и социальной компетентности школьников.

<...>

Полный текст

На протяжении многих веков человечество стремилось вырастить своих потомков физически и психологически здоровыми. Родители традиционно проводили воспитательную работу со своими детьми, прививая им уважение к социальным нормам и предупреждая нарушения поведения, школа также систематически занималась просветительской и профилактической работой, направленной на формирование здорового образа жизни и психологической культуры подрастающего поколения. Церковь, опираясь на позиции православной педагогики, также неустанно призывала к праведному образу жизни, формируя духовно-нравственные основы поведения. Несмотря на это, с каждым десятилетием увеличивается количество людей психологически незрелых, имеющих трудности адаптации к постоянно усложняющимся социально-экономическим условиям, и, как следствие, страдающих пагубными пристрастиями к психоактивным веществам.

Невысокая эффективность проводимой учреждениями образования психопрофилактической работы объясняется как недостаточной профессиональной компетентностью специалистов в области аддиктивного поведения, и, соответственно, использованием неадекватных методов в проведении такой работы, так и сложностью и недостаточной изученностью самой проблемы, что в результате негативно сказывается на формировании личностной и социальной компетентности школьников.

Заметное в последнее время качественное обогащение психологического знания по проблеме аддиктивного поведения школьников, обнаружение механизмов формирования такого поведения, выявление личностных характеристик аддиктов требуют пересмотра традиционных подходов к психопрофилактике.

Ключевыми целями психопрофилактики являются: изменение ценностного отношения детей и молодежи к употреблению ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, а также пропаганда здорового образа жизни (Жирова, 2007).

Повысить эффективность профилактических мероприятий возможно и необходимо. Для этого важно помнить, что в центре первичной профилактики находится личность подростка и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательные учреждения и досуг, микросоциальное окружение (Сирота, Ялтонский, 2003).

Поэтому первичные профилактические мероприятия должны быть направлены на: формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения; внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от пробы и приема ПАВ; развитие социально поддерживающей инфраструктуры, включающей семью и микросоциальное окружение ребенка; формирование личностных ресурсов, которые обеспечат развитие у подростков социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни (Аксючиц, 2005).

Профилактическая работа должна включать три обязательных компонента:

  1. Образовательный компонент, включающий: знание о действии на организм химических веществ, изменяющих состояние сознания, о механизмах развития зависимости; понимание последствий, к которым приводит зависимость от ПАВ; знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе. Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ; формирование развитой концепции самосознания у подростка.
  2. Психологический компонент, включающий: коррекцию определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от ПАВ; психологическую адаптацию подростков. Цель: формирование адекватной самооценки; формирование навыков принятия решений, умения сказать «нет», постоять за себя, нести ответственность за свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью.
  3. Социальный компонент, включающий: помощь в социальной адаптации подростка; овладение навыками общения; решение проблемы занятости. Цель: формирование социальных навыков здорового образа жизни (Аксючиц, 2005).

Змановская Е.В. выделяет следующие направления психопрофилактической работы:

1. Организация социальной среды. Не секрет, что в настоящее время психопрофилактическая работа проводится главным образом в учреждениях образования. Недостатком такой работы является в первую очередь то, что сформированные установки, приобретенные умения не находят подкрепления в семье и микросоциуме подростка. Таким образом, необходимым представляется кооперация усилий всех структур, связанных с воспитанием и обучением школьников.

Главная задача профилактики – формирование у школьника типа поведения, отвергающего применение психоактивных веществ для изменения состояния сознания. Причем формирование такого типа поведения должно осуществляться в масштабах всего общества, например через формирование негативного общественного мнения по отношению к табакокурению. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы – все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.

Важным фактором профилактической работы являются методы воспитания школьника в семье (Bailey, 1993; Kodl, 2004). Показано, что наиболее продуктивным методом, позволяющим формировать личность школьника, свободного от табачной аддикции, является метод самоэффективности родителей, включающий информационный аспект, личный опыт поведения, вербальное убеждение и эмоциональное равновесие. А. Бандура считает, что самоэффективные родители – люди, умеющие трезво оценивать свои способности и выстраивать конструктивное поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации (Бандура, 2000).

2. Информирование. Профилактика должна опережать негативное влияние «опытных» сверстников и более старших товарищей. Начало реализации профилактической работы должно предварять экспериментирование. Чрезвычайно важна работа в местах, где школьники проводят свой досуг и общаются. Работа с подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лидеров, проводящих соответствующую работу.

Профилактическая работа должна избегать тактики прямого запугивания. Сенсационность сообщений и тактика запугивания обычно расходятся с взглядами учащихся на окружающее, вызывают сомнения в достоверности источника и эффект когнитивного диссонанса. Кроме того, известно, что подростковый возраст характеризуется суженной временной перспективой, вот почему информация о возможных далеких последствиях курения не производит на них должного впечатления. Вообще информирование само по себе не снижает уровень курения. В некоторых же случаях, проведенное слишком рано, напротив, стимулирует усиление интереса к нему. Информируя школьников, необходимо оказывать адресную помощь, то есть проводить работу только с подростками группы риска, имеющими склонность к формированию табачной аддикции.

Подросткам следует сообщать все факты с максимальной честностью. Профилактика должна избегать полуправды, способствующей возникновению барьера недоверия. Сведения, предъявленные осторожно и честно, дадут больший эффект, чем однобокая устрашающая информация, особенно если в дальнейшем школьники столкнутся с альтернативными или противоречивыми фактами (Змановская, 2004).

3. Активизация личностных ресурсов. Главный мотив убеждения должен быть позитивным. Профилактическая работа должна взывать к тщеславию школьников, их самолюбию и уверенности в себе, чувству гордости за свои достижения. Надо поощрять их стремление контролировать собственное поведение и не перекладывать ответственность за свою жизнь на других. Вот почему неотъемлемой частью любого курса профилактики аддиктивного поведения должны быть занятия, направленные на воспитание психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с психологическими трудностями и жизненными проблемами. В этом помогают тренинги личностного роста, резистентности, ассертивности, формирования жизненных навыков.

4. Организация деятельности, альтернативной аддиктивному поведению. Успех в профилактике аддиктивного поведения достигается в тех случаях, когда школьник увлечен чем-то, что захватывает его целиком, принося при этом положительный эмоциональный эффект. Заинтересованность индивида в деятельности, достижении целей во многом определяют включение личностной активности.

Следовательно, необходимо формировать культ здорового образа жизни в школьной среде, пропагандируя соответствующие способы активности (познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная благотворительная)).

Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия – все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Школьникам необходимо помогать в выявлении и анализе внутренних скрытых эмоциональных или социальных причин аддиктивного поведения, помощь нужна также в обретении навыков реального решения личных проблем, чтобы избавиться от потребности в объекте аддикции как иллюзорном средстве «облегчения жизни».

Факторами защиты, препятствующими табакокурению, являются условия развития социально зрелой и творческой личности подростка и его успешной социализации, а также специфические антинаркотические установки, получившие название «внутриличностного антинаркотического барьера» (Шабалина, 2001).

По мнению ряда авторов, существующие подходы к первичной профилактике недостаточно учитывают личностные характеристики. Поэтому в последнее время получили широкое распространение подходы, предполагающие выявление личностных дефектов подростка, осуществление способов психологической коррекции и развитие навыков социальной адаптации, повышение устойчивости к употреблению ПАВ.

Формирование табачной аддикции у подростков обусловлено такими личностными характеристиками, как: более слабая нервная система и сформированные на ее основе такие личностные характеристики, как легкая когнитивная дефицитарность (сниженные общие мыслительные способности, более узкий спектр интеллектуальных интересов, более низкая скорость обучения, неумение доводить дело до конца), сургенсия (беспечность, жизнерадостность, легкое отношение к жизни, отсутствие заботы о будущем), слабость Сверх-Я (недостаточно сформированная ответственность, низкая совестливость, склонность к непостоянству, недобросовестности, безответственности и беспринципности), импульсивность (худший самоконтроль поведения, неумение организовывать свое время и порядок выполнения дел), соперничество как стратегия поведения в конфликте, меньшая значимость ценности «здоровье» и большая значимость ценностей «материально обеспеченная жизнь» и «развлечения» (Хриптович, 2004).

Как приобщение к табакокурению, так и отказ от него обусловлены личностными характеристиками и средовыми факторами, следовательно, работа по профилактике табакокурения не должна замыкаться только на личностных характеристиках, изменение которых, в свою очередь, происходит в конкретном ситуативном контексте. Необходимо добиваться не только изменения отношения к табакокурению или осознания его пагубности, но и добиваться изменений в окружении, вооружая подростка способами активности, способствующими его адаптации к состоянию и окружению некурения. Это направление профилактической работы должно включать: помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, решение проблемы занятости. Однако ведущим направлением профилактической работы остается коррекция личностных характеристик, которая должна быть направлена на: развитие когнитивных и поведенческих компетентностей через механизмы моделирования и направляемого участия, помогающих привести в соответствие внутренние цели и внешние требования, выработку правил и внутренних суждений о себе, с помощью которых дети создают стратегии сопротивления вредным воздействиям, развитие самоэффективности в отношении безопасного поведения.

Резюмируя сказанное, хочется отметить, что стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья – освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку подростка и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения.

Таким образом, предложенные направления психопрофилактической работы позволят, на наш взгляд, повысить ее эффективность и снизить риск формирования табачной аддикции у школьников.

 

Литература

  1. Аксючиц, И.В. Психологические проблемы наркозависимости. – Брест: Академия, 2005. – 132 с.
  2. Бандура, А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
  3. Жирова, Т.М. Твоя жизнь – твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Психолого-педагогические рекомендации для преподавателей и родителей. – Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. – 160 с.
  4. Змановская, Е.В. Девиантология. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
  5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.
  6. Сирота, Н.А., Ялтонский, В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
  7. Хриптович, В.А. Личностные особенности подростков в зависимости от стратегии аддиктивного поведения // Псiхалогiя. – 2004. – № 3. – С. 49–54.
  8. Шабалина, В.В. Зависимое поведение школьников. – СПб.: Медицинская пресса, 2001. – 176 с.
  9. Bailey, S., Ennett S., Ringwalt C. Potential mediators, moderators, or independent effects in the relationship between parents former end current cigarette use their childrens cigarette use. Addictive Behaviors. – 1993, 18. – Р. 601–621.
  10. Kodl, M., Mermelstein R. Beyond modeling: Parenting practices, parental smoking history, and adolescent cigarette smoking. Addictive Behaviors. – 2004, 29. – Р. 17–32.

Информация об авторах

Хриптович Виктория Александровна, кандидат психологических наук, доцент, профессор, кафедра проектирования образовательных систем, Республиканский институт высшей школы, Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1745-8643, e-mail: hriptovich@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4684
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0