Проблемы организации в Санкт-Петербурге реабилитационной среды для лиц, нелегально употребляющих наркотические средства

Аннотация

В статье анализируется современное состояние и возможности реализации реабилитационных программ в отношении лиц допускающих немедицинское употребление наркотических средств с учетом особенностей наркоситуации, а также исходя их действующих и планируемых законодательных инициатив в этой области.

Общая информация

Ключевые слова: потребление психоактивных веществ, особенности и тенденции распространения наркотических средств, реабилитационная среда, психолого-педагогическая и социальная реабилитация, государственная антинаркотическая политика

Рубрика издания: Секционные заседания

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Шпиленя Л.С. Проблемы организации в Санкт-Петербурге реабилитационной среды для лиц, нелегально употребляющих наркотические средства // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.

Фрагмент статьи

Реабилитационная среда – это совокупность объективных факторов – организационных (реабилитационный центр, стационар, амбулатория, община, «дом на пол-пути» и т.д.) и функциональных (медицинских, трудовых, психолого-психотерапевтических, образовательных, воспитательных, микросредовых, семейных и др.), объединенных программой реабилитации и влияющих на восстановление или формирование социально приемлемых личностных и поведенческих качеств больного, способствующих его реадаптации и ресоциализации.

Залог эффективности действия реабилитационной среды - ее системность. Важные аспекты этой системы - совокупность мер «снижения предложения» и «снижения спроса». Невозможно в коротком сообщении остановиться на всех аспектах взаимодействия  этих направлений. Отметим лишь, что один из аспектов успешности как мер «снижения предложения», так и мер «снижения спроса» - это противодействие незаконной рекламе и пропаганде наркотиков, что требует немедленного совершенствования существующей законодательной базы в этом направлении.

<...>

Полный текст

Реабилитационная среда – это совокупность объективных факторов – организационных (реабилитационный центр, стационар, амбулатория, община, «дом на пол-пути» и т.д.) и функциональных (медицинских, трудовых, психолого-психотерапевтических, образовательных, воспитательных, микросредовых, семейных и др.), объединенных программой реабилитации и влияющих на восстановление или формирование социально приемлемых личностных и поведенческих качеств больного, способствующих его реадаптации и ресоциализации.

Залог эффективности действия реабилитационной среды - ее системность. Важные аспекты этой системы - совокупность мер «снижения предложения» и «снижения спроса». Невозможно в коротком сообщении остановиться на всех аспектах взаимодействия  этих направлений. Отметим лишь, что один из аспектов успешности как мер «снижения предложения», так и мер «снижения спроса» - это противодействие незаконной рекламе и пропаганде наркотиков, что требует немедленного совершенствования существующей законодательной базы в этом направлении.

В соответствии с Концепцией Государственной антинаркотической политики РФ, реабилитация определена как « совокупность медицинских, психологических и социальных мер, направленных  на восстановление здоровья, социально-значимых ресурсов личности человека и дальнейшую социализацию в обществе лица, незаконно потребляющего наркотики и обратившегося за медицинской  или иной помощью)».

Во многом содержание реабилитации  определяется основным направлением и моделью антинаркотической политики, представленных в различных странах. Это может быть репрессивная (запретительная) модель, либеральная (незапретительная) модель и рестриктивная (запретительно-ограничительная) модель.

В большинстве европейских стран реализуется запретительно-ограничительная модель. Одним из основных принципов в организации профилактических и реабилитационных мероприятий и их ведомственной направленности в этих странах является опора на существующие факторы риска и защитные факторы в возникновении и поддержании наркозависимости. Как правило, при явлениях острой интоксикации, синдромах зависимости и отмены, психотических расстройствах – приоритет получают медицинские методы. В дальнейшем все большее значение приобретают психолого-педагогические методы и, наконец, определяется доминанта социальных методов.

Основную роль в реабилитации наркозависимых играют общественные организации и религиозные объединения. Эта помощь наркозависимым оказывается бесплатно, что определено системой законодательных мер, направленных на предоставление необходимых финансовых ресурсов, в частности путем привлечения  благотворительных инициатив.

В нашей стране в соответствии с действующими и планируемыми законодательными документами ситуация несколько отлична. Во-первых, именно сейчас решается вопрос о дополнительных мерах по раннему выявлению лиц, нелегально принимающих наркотики, путем тестирования. А также рассматривается вопрос о мерах недобровольного или добровольно-принудительного согласия больного на реабилитацию для преодоления слабой мотивации на лечение и реабилитацию  лиц, допускающих немедицинское применение наркотиков. Но и в уже принятых законодательных документах имеется ряд особенностей.

Так, в соответствии с Концепцией государственной антинаркотической политики РФ, «медико-психологическая и медико-социальная реабилитация направлена на восстановление физического и психического здоровья лиц, больных наркоманией.Осуществляется только медицинскими учреждениями». При этом в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 13.03.97 № 76 и Проекта Положения о наркологическом реабилитационном центре, основными задачами наркологических (в системе здравоохранения) реабилитационных центров являются в том числе:

  • восстановление профессиональных навыков пациентов, стабилизация их  профессиональных отношений, обучение (переучивание) новой профессии;
  • оказание помощи пациентам в вопросах оформления необходимых документов и решения вопросов с жильем, трудоустройством, правовым статусом и т.п., осуществление мероприятий по оздоровлению микросреды пациента, включая деятельность по улучшению семейного климата и пр.;
  • создание реабилитационных общежитий (дома «на пол-пути»), создание коммун (терапевтических сообществ).

Таким образом, казалось, можно было бы, учитывая только эти стандарты, целиком положиться в проведении реабилитации исключительно на медицинские учреждения. Но тем самым остается нереализованным огромный потенциал прежде всего учреждений  систем образования и социальной поддержки, возможностей всего образовательного сообщества, психолого-педагогических медико-социальных центров, а также учреждений, подведомственных Комитету по социальной политике. Тем более, это не противоречит положениям действующих законодательных актов.

Как отмечается в Концепции государственной антинаркотической политики РФ, «психолого-педагогическая и социально-психологическая реабилитация направлена на восстановление психологического, духовного и социального здоровья больных наркологического профиля и может осуществляться немедицинскими учреждениями и организациями государственной и иной формы собственности, в т.ч. с привлечением реабилитационного потенциала общественных организаций и объединений  традиционных для России религий». Там же среди основных стратегий развития медико-социальной реабилитации больных наркоманией называются: «усиление государственного контроля  за деятельностью негосударственных, в том числе конфессиональных реабилитационных организаций,  в целях недопущения нарушения действующего законодательства в сфере защиты гражданских прав». А также подчеркивается необходимость «совершенствования  системы межведомственного взаимодействия в области медико-социальной реабилитации больных наркоманией, включая взаимодействие медицинских, образовательных, социальных учреждений и общественных организаций». Но, чтобы адекватно контролировать и совершенствовать систему социальной реабилитации, необходимо разработать положение о социальном реабилитационном центре. И если существует детально разработанное положение о реабилитационном центре в системе здравоохранения и есть документ «Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, склонных к употреблению психоактивных веществ в образовательной среде» (Утверждена приказом Министра образования РФ от 28.02.2000 № 619), хотя и не доведенный юридически до возможности полноценной реализации, - то официального документа, регламентирующего деятельность социальных реабилитационных центров, пока нет.

Кроме того, возможностям всестороннего межведомственного взаимодействия в области реабилитации наркозависимых и преемственности в оказании такой помощи, препятствует положение о конфиденциальности медицинской информации в отношении больных наркологического профиля. Важными направлениями совершенствования ситуации в области социальных реабилитационных центров, представляются разработка соответствующего положения и контроль со стороны государственных органов на основах добровольного лицензирования.

Необходимо обратить внимание еще на один аспект реабилитационной деятельности. Все положения о реабилитации предусматривают оказание помощи больным наркологического профиля, то есть, прежде всего, инъекционным наркоманам, употребляющим опиаты. В то же время проводимые в настоящее время мониторинговые исследования показывают, что среди молодежи и подростков доминирует употребление препаратов конопли, психотомиметиков и синтетических стимуляторов, по поводу последствий употребления которых потребители ни за медицинской, ни за какой-либо иной помощью не обращаются и остаются нераспознанными.

В этих условиях особое значение приобретает соответствующая подготовка и обучение преподавательского состава и сотрудников социальных служб навыкам раннего выявления и знания системы мероприятий в отношении подростков и молодежи с предполагаемым потреблением наркотических веществ без медицинских показаний. Несколько лет назад подобный проект инструкции для преподавателей готовился, но так и не был окончательно реализован.

Отмеченные особенности подтверждаются характеристикой современного состояния системы реабилитации лиц больных наркоманией, среди которых следует выделить Указ Президента РФ «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года» № 690 от 9 июня 2010 года). В этом документе указано на:

  • несовершенство нормативно-правовой базы по реабилитации больных наркоманией;
  • недостаточную эффективность медико-социальных мероприятий, обеспечивающих восстановление социально-значимых ресурсов личности больного наркоманией и его дальнейшую социализацию в обществе;
  • отсутствие условий для социальной и трудовой реинтеграции участников реабилитационных программ;
  • слабое развитие системы мотивации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, к участию в реабилитационных программах, а также механизма отбора участников для включения в программы реабилитации.

На основании  вышеприведенного с учетом ограниченности объема публикации  для такой сложной темы, можно предложить лишь некоторые меры по совершенствованию реабилитационной деятельности  с учетом реальных условий и возможностей, определяемых настоящей ситуацией:

  • проводить систематическую подготовку и переподготовку специалистов- (педагогов, социальных педагогов, психологов, социальных работников, специалистов по социальной работе) по вопросам раннего выявления, а также основам организации психолого-педагогической коррекции и социально-трудовой реабилитации лиц, употребляющих наркотики;
  • признать опорными учреждениями по психолого-педагогической коррекции несовершеннолетних, склонных к употреблению наркотических веществ,- психолого-педагогические медико-социальные центры в системе Комитета по Образованию, а по вопросам социальной реабилитации в форме социальной поддержки и трудоустройства лиц, употреблявших наркотики, и мотивированных на прекращение их приема и трудовую деятельность – учреждения, подведомственные Комитету по социальной политике и Комитета по труду и занятости населения. Организовать для специалистов этих центров обучение и повышение квалификации по вопросам выявления и основам организации реабилитационной помощи лицам, допускающим немедицинское употребление наркотиков.
  • разработать и ввести в действие «Положение о социальных (немедицинских) реабилитационных центрах для наркозависимых», создать систему государственного контроля за деятельностью социальных реабилитационных центров независимо от их организационно-правовой формы на основе добровольного лицензирования;
  • сформировать систему информирования населения о спектре реабилитационных услуг, предоставляемых государственными, муниципальными, общественными организациями и религиозными объединениями. Создать карту Санкт-Петербурга с информацией о действующих реабилитационных центрах и предоставляемых услуг социальной реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков;
  • разработать систему стимулов и механизмов мотивации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, на участие в социальных реабилитационных программах;
  • разработать порядок обмена информацией  для совершенствования межведомственного взаимодействия и преемственности при осуществлении мероприятий медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков.

Информация об авторах

Шпиленя Леонид Семенович, доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической психологии Института специальной педагогики и психологии, Санкт-Петербург, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2613
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2