Программы формирования жизненных навыков как эффективный способ профилактики аддиктивного поведения в России

Аннотация

Описывается проект «Ограничение распространения употребления наркотиков среди молодежи с использованием партнерского подхода», осуществленный Московским офисом UNODC в сотрудничестве с Национальным Научным Центром Наркологии Росздрава (Москва). Объект проекта - обучение молодежных организаций эффективной борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами (ПАВ).

Общая информация

Ключевые слова: зависимость , злоупотребление, профилактика , формирование жизненных навыков (ФЖН), психоактивные вещества

Рубрика издания: Секционные заседания

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Ялтонская А.В., Воробьева Т.В. Программы формирования жизненных навыков как эффективный способ профилактики аддиктивного поведения в России // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.

Фрагмент статьи

Данные Всемирной Организации Здравоохранения , свидетельствуют о стабильном и крайне высоком уровне потребления алкоголя  и наркотических веществ взрослым населением в России. Общий балл, выражающий степень риска для здоровья граждан от употребления алкоголя обозначен как крайне высокий. (Global Information System on Alcohol and Health (GISAH); World Drug Report, 2010). Данные факты безусловно вызывают озабоченность общественности и заставляют специалистов вести поиск эффективных, основанных на доказательствах, доступных способов профилактики аддиктивного поведения (Сирота Н. А., Ялтонский В.М., 2001)

В рамках проекта «Ограничение распространения употребления наркотиков среди молодежи с использованием партнерского подхода», осуществленного под эгидой Управления по Наркотикам и Преступности ООН (УНП ООН/ UNODC) совместно с Отделением Анализа и Внедрения Профилактических и Реабилитационных Программ ННЦ Наркологии Росздрава была осуществлена попытка распространения на территории Российской Федерации похода «Формирования жизненных навыков», как эффективного, подтвержденного доказательной базой метода универсальной и селективной профилактики (Вагнер Э.Ф., 2006).

<...>

Полный текст

Данные Всемирной Организации Здравоохранения , свидетельствуют о стабильном и крайне высоком уровне потребления алкоголя  и наркотических веществ взрослым населением в России. Общий балл, выражающий степень риска для здоровья граждан от употребления алкоголя обозначен как крайне высокий. (Global Information System on Alcohol and Health (GISAH); World Drug Report, 2010). Данные факты безусловно вызывают озабоченность общественности и заставляют специалистов вести поиск эффективных, основанных на доказательствах, доступных способов профилактики аддиктивного поведения (Сирота Н. А., Ялтонский В.М., 2001)

В рамках проекта «Ограничение распространения употребления наркотиков среди молодежи с использованием партнерского подхода», осуществленного под эгидой Управления по Наркотикам и Преступности ООН (УНП ООН/ UNODC) совместно с Отделением Анализа и Внедрения Профилактических и Реабилитационных Программ ННЦ Наркологии Росздрава была осуществлена попытка распространения на территории Российской Федерации похода «Формирования жизненных навыков», как эффективного, подтвержденного доказательной базой метода универсальной и селективной профилактики (Вагнер Э.Ф., 2006).

Идея проекта заключалась в том, чтобы представить людям активно проводящим профилактическую работу надежный и эффективный инструмент, своеобразный стандарт по разработке профилактических программ, основанных на ФЖН. При этом специалисты, используя свой собственный опыт, могли бы разработать программы, которые с одной стороны соответствуют международным критериями, а с другой - приемлемые для конкретной культурной и языковой среды (Воробьева Т.В., Ялтонская А.В., 2008).

В рамках проекта был разработан пакет учебно-методических материалов, призванный помочь специалистам государственных и негосударственных организаций, занимающихся вопросами профилактики, в разработке, организации и проведении программ профилактики зависимости от ПАВ среди уязвимых групп молодежи.

«Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска» включило в себя теоретическую информацию о профилактике в целом и о профилактике, основанной на ФЖН, методологию разработки таких программ и вопросы мониторинга и оценки (Воробьева Т.В., Ялтонская А.В., 2008).

«Практикум по реализации программ формирования жизненных навыков» представляет собой шаблон практических занятий, с соблюдением всех требований к программам ФЖН и требующий конкретного наполнения (Воробьева Т.В., Ялтонская А.В., 2008).

«Методическое пособие по особенностям работы с подростками группы риска» раскрывает вопросы специфики тренинговой работы с уязвимыми группами молодежи, с учетом их психологических особенностей и проблем (Воробьева Т.В., Ялтонская А.В., 2008).

В проекте приняли участие 6 российских регионов: Санкт-Петербург, Великий Новгород, Казань, Новосибирск, Екатеринбург, Иркутск.

В каждом регионе проводились обучающие семинары-тренинги. Трехдневные для сотрудников профилактических центров, осуществляющих профилактическую деятельность. И однодневные для «лиц принимающих решения», которые призваны оказать содействие в реализации долгосрочных эффективных профилактических программ. Всего обучение прошли 135 человек – специалистов в области профилактики, и 141 человек из числа «лиц принимающих решения».

С информацией о Проекте и Пакетом учебно-методических материалов можно ознакомиться на сайте www.eegyn.com.

Литература

  1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления. Учебное пособие / Под ред. Э.Ф. Вагнера и Х.Б. Уолдрон. — М.: Академия, 2006.
  2. Аналитическое исследование «Обучение жизненным навыкам». Аннотированный отчет. Исследование, проведенное по заказу ЮНИСЕФ Научно-методическим центром «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского, 2003. 
  3. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от Психоактивных веществ. Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска. – М.:УНП ООН, 2008. -70с.
  4. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от Психоактивных веществ. Практикум по подготовки и проведению тренинговых занятий по формированию жизненных навыков у подростков . – М.:УНП ООН, 2008. -45с.
  5. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от Психоактивных веществ. Методическое пособие по особенностям работы с подростками группы риска. – М.:УНП ООН, 2008. -23с.
  6. Сирота Н. А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании у подростков. От теории к практике. —  М.: Генезис, 2001.
  7. Ялтонская А.В., Воробьева Т.В, Опыт подготовки специалистов по профилактике употребления психоактивных веществ с использованием партнерского подхода. Материалы I Российского научного конгресса по наркологии с международным участием.-М.-224 стр.
  8. Global Information System on Alcohol and Health (GISAH), http://www.who.int/gho/alcohol/en/index.html World Drug Report 2010, http://www.unodc.org/unodc/en/data-and-analysis/WDR-2010.html

Информация об авторах

Ялтонская Александра Владимировна, кандидат медицинских наук, руководитель образовательных программ, Московский институт схема-терапии (ООО «ИСТ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5842-7013, e-mail: y_alex00@mail.ru

Воробьева Татьяна Викторовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Министерства здравоохранения РФ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 4408
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 10