Данные Всемирной Организации Здравоохранения , свидетельствуют о стабильном и крайне высоком уровне потребления алкоголя и наркотических веществ взрослым населением в России. Общий балл, выражающий степень риска для здоровья граждан от употребления алкоголя обозначен как крайне высокий. (Global Information System on Alcohol and Health (GISAH); World Drug Report, 2010). Данные факты безусловно вызывают озабоченность общественности и заставляют специалистов вести поиск эффективных, основанных на доказательствах, доступных способов профилактики аддиктивного поведения (Сирота Н. А., Ялтонский В.М., 2001)
В рамках проекта «Ограничение распространения употребления наркотиков среди молодежи с использованием партнерского подхода», осуществленного под эгидой Управления по Наркотикам и Преступности ООН (УНП ООН/ UNODC) совместно с Отделением Анализа и Внедрения Профилактических и Реабилитационных Программ ННЦ Наркологии Росздрава была осуществлена попытка распространения на территории Российской Федерации похода «Формирования жизненных навыков», как эффективного, подтвержденного доказательной базой метода универсальной и селективной профилактики (Вагнер Э.Ф., 2006).
Идея проекта заключалась в том, чтобы представить людям активно проводящим профилактическую работу надежный и эффективный инструмент, своеобразный стандарт по разработке профилактических программ, основанных на ФЖН. При этом специалисты, используя свой собственный опыт, могли бы разработать программы, которые с одной стороны соответствуют международным критериями, а с другой - приемлемые для конкретной культурной и языковой среды (Воробьева Т.В., Ялтонская А.В., 2008).
В рамках проекта был разработан пакет учебно-методических материалов, призванный помочь специалистам государственных и негосударственных организаций, занимающихся вопросами профилактики, в разработке, организации и проведении программ профилактики зависимости от ПАВ среди уязвимых групп молодежи.
«Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска» включило в себя теоретическую информацию о профилактике в целом и о профилактике, основанной на ФЖН, методологию разработки таких программ и вопросы мониторинга и оценки (Воробьева Т.В., Ялтонская А.В., 2008).
«Практикум по реализации программ формирования жизненных навыков» представляет собой шаблон практических занятий, с соблюдением всех требований к программам ФЖН и требующий конкретного наполнения (Воробьева Т.В., Ялтонская А.В., 2008).
«Методическое пособие по особенностям работы с подростками группы риска» раскрывает вопросы специфики тренинговой работы с уязвимыми группами молодежи, с учетом их психологических особенностей и проблем (Воробьева Т.В., Ялтонская А.В., 2008).
В проекте приняли участие 6 российских регионов: Санкт-Петербург, Великий Новгород, Казань, Новосибирск, Екатеринбург, Иркутск.
В каждом регионе проводились обучающие семинары-тренинги. Трехдневные для сотрудников профилактических центров, осуществляющих профилактическую деятельность. И однодневные для «лиц принимающих решения», которые призваны оказать содействие в реализации долгосрочных эффективных профилактических программ. Всего обучение прошли 135 человек – специалистов в области профилактики, и 141 человек из числа «лиц принимающих решения».
С информацией о Проекте и Пакетом учебно-методических материалов можно ознакомиться на сайте www.eegyn.com.