Процесс непрерывного образования как фактор успешности профессиональной самореализации педагога при внедрении ФГОС

104

Аннотация

В публикации обсуждается некоторые аспекты процесса непрерывного образования педагогических кадров в России, которое сегодня рассматривается как качественно новое явление в социальной и образовательной практике, позволяющее эффективно реализовывать новые требования ФГОС. Автор затрагивает актуальную проблему сложившихся противоречий формального и в неформального образования в системе ДПО.

Общая информация

Рубрика издания: Психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки специалистов системы образования (педагог, педагог-психолог, психолог в социальной сфере) к деятельности в соответствии с новыми образовательными и профессиональными стандартами

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Астемирова О.Н. Процесс непрерывного образования как фактор успешности профессиональной самореализации педагога при внедрении ФГОС // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 12–20.

Фрагмент статьи

Образовательная система России находится в постоянном обновлении (введение ФГОС, новые социально-экономические отношения, введение профессиональных стандартов педагогов и др.). В настоящее время перед учеными стоят задачи системной оптимизации повышения квалификации педагогических кадров при актуализации значимости непрерывного (андрагогического) образования взрослых.

Полный текст

Образовательная система России находится в постоянном обновлении (введение ФГОС, новые социально-экономические отношения, введение профессиональных стандартов педагогов и др.). В настоящее время перед учеными стоят задачи системной оптимизации повышения квалификации педагогических кадров при актуализации значимости непрерывного (андрагогического) образования взрослых.

В России еще во второй половине прошлого столетия – теория непрерывного образования взрослых послужила базой для публикаций монографий, статей (И.В. Бестужев-Лада, Б.С. Гершунский, А.В. Даринский, А.П. Владиславлев, В.Г. Онушкин, В.Г. Осипов и др.); длянаучной школы «Профессиональная педагогика» академиков РАО, заслуженных деятелей науки РФ С.Я. Батышева – А. М. Новикова, которая  по настоящее время является источником вдохновения исследователей данного направления. Научная школя С.Я. Батышева – А.М.Новикова основана на ряде теоретических положений:

1) профессиональная педагогика в теории непрерывного образования, позволяет охватывать все возрастные и социальные группы педагогов-профессионалов и все уровни образования;

2) профессиональная педагогика в теории непрерывного образования – объединены междисциплинарными отраслями научного знания. [5]

Профессиональная педагогика в теории непрерывного образования охватывает такие сферы жизнедеятельности как: экономические, социальные, культурные уровни развития России в конкретные исторические этапы: индустриального общества (до последних десятилетий XXв.) и современного постиндустриального общества. Решение проблем связанных с процессом непрерывного образования, на международном уровне более активно стало разворачиваться в современном постиндустриальном обществе и эту миссию сегодня осуществляют: Институт образования ЮНЕСКО в Гамбурге, Международный институт планирования образования в Париже. Значимыми исследовательскими центрами в этой области выступают: Международный институт образования в США; Международный институт педагогических исследований в Германии, Швейцарская организация образования взрослых; Международный педагогический центр во Франции; Национальный институт образования взрослых в Великобритании.

Масштабные исследования в России в сфере андрогогического образования взрослых проводят ФГБНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых РАО», а также кафедра ЮНЕСКО в ФГБОУ ВПО «РГПУ им. А.И. Герцена», ФГБОУ ДПО «Институт непрерывного образования взрослых» в Санкт-Петербурге и др.

Профессиональная педагогика в теории непрерывного образования имеет ряд методологических подходов в развитии профессиональных компетенций, которые разрабатывались: А.С. Батышевым, О.Ю. Грезневой, В.А. Ермоленко, И.В. Зориным, В.А. Кальней, А.К. Крупченко, А.М. Новиковым, А.К. Орешкиной, М.И. Рожковым, Г.А. Фирсовым, Н.Г. Худолий и другие исследователями.[1; 7]

Развитие профессиональных компетенций специалиста в области образования происходит на протяжении всей профессиональной карьеры педагога. Из-за динамичности социально-экономических процессов и многочисленных инноваций в образовательной сфере педагогическим кадрам необходимо постоянно обновлять и повышать свой профессиональный уровень. Андрагогическое образование, в соответствии с требованиями общества не ограничивается рамками формального образования. Андрагогическое образование – это интеграция формального, неформального и информального образования.

Формальное образование осуществляется посредством специальных учреждений и организаций (школы, колледжи, вузы, институты повышения квалификации и др.) и подчиняется определенному официально предписанному государственному образцу.

Неформальное образование характеризуется как системностью, так и безсистемностью обучения. Это выражается в целенаправленной или спонтанной деятельности обучающихся, которая так или иначе направлена на удовлетворение образовательных потребностей личности. Результатом этой деятельности является приращение образовательного потенциала субъекта. В отличие от формального образования, неформальное осуществляется различными организациями и не всегда профессионально подготовленными педагогическими кадрами. Оно менее структурировано и не обязательно завершается получением общепризнанного документа об образовании.

К информальному образованию причислен процесс, действительно протекающий на протяжении всей жизни, в котором каждый приобретает взгляды, ценности, навыки и знания из повседневного опыта и получает образовательное влияние, из ресурсов своей среды начиная с семьи, друзей, соседей, референтных лиц, от игр, работы, из библиотек и средств массовой информации.

В контексте темы данной статьи ряд научных исследований позволяет нам рассмотреть неформальные формы образования в непрерывной образовательной парадигме по следующим аспектам: обозначение взаимосвязи формального, неформального и информального образования в системе непрерывного образования; выявление роли и места неформального образования в системе непрерывного постдипломного образования. Это актуализирует необходимость исследования теоретических и практических аспектов неформального образования, подчеркивает практическую значимость разработок, продиктованных потребностью системы образования в компетентных педагогических работниках.

По мнению С.М. Климова, неформальное образование, располагающееся между плюсами формального и информального образования, является в отличие от последнего осознанным, в той или иной форме организованным и управляемым. Вместе с тем, функционируя вне границ формального образования и будучи свободным от жестких правил, регламентов и соглашений последнего, неформальное образование ориентируется на конкретные образовательные запросы различных социальных, профессиональных, демографических групп населения. Частично понятие «неформальное образование» совпадает с такими понятиями как «образование взрослых», «дополнительное образование», «продолженное образование» и т.д.[7,8]

Неформальное образование взрослых в системе повышения квалификации следует рассматривать как социально открытую, вариативную, мобильную систему, направленную на удовлетворение профессиональных потребностей личности. Неформальное образование как система, способна выступать как самостоятельная или дополняющая формальное образование. В отличие от формального, оно более свободно по организации, отличается особенностью преподавательского состава, не всегда сопровождается документами государственного образца.

Различные вопросы неформального образования изучали ряд отечественных ученых: Н.Н. Букина, С.Г. Вершловский, И.В. Дубровина, М.А.Донцова, А.И. Кукуев, А.Р. Масалимова, Н.Ю. Морозова, Т.В. Мухлаева, Д.Ю. Палант, Ж.Б. Суртаева, и др., а также зарубежные ученые: J. Balan, P.Jarvis, P. Coombs, М. Ahmed, S. Hase, К. МакКоннелл, P. Fordham, M.Fullan, R. Caffarella, C. Miller, M. Hughes, S. Wilson, С. Fletcher. [7, 9,10]

Понятия формального и неформального образования проходят через призму сравнения, опираясь на сравнительный подход посредством выделения ряда признаков сравнения (цели, места получения, субъектов организующих педагогический процесс, субъектов получающих образование, видов нормативного регулирования, характерных черт, результатов, условий поступления, времени обучения, организации и др.). Результаты сравнения формального и неформального образования на основании выделенных признаков представлены в работах О.В. Ройтблат.(Табл.1)

 

Таблица № 1. Сравнение формального и неформального образования

Признаки

сравнения

Формальное

образование

Неформальное

образование

1.

Образовательные цели

Получение профессии, диплома

Приращение образовательного потенциала субъекта

2

Место

получения образования

Специально организованные, аккредитованные образовательные  организации

В различных организациях, предприятиях, не учебных организаций

3

Субъекты,

организующие педагогический процесс

Педагоги, специалисты с педагогическим образованием или лица, допущенные до педагогической деятельности 

Различные специалисты педагогического или непедагогического профиля

4.

Нормативное регулирование

Закон «Об Образовании», ФГОС, государственные учебные программы, учебное расписание, нормирование сроков обучения

Обучение на договорной основе

5

Характеризуются

Систематизированностью обучения, организованной образовательной деятельностью педагогов и сопровождающим образовательный процесс персоналом

Систематизированностью и несистематизированностью процесса обучения, направленностью на удовлетворение образовательных потребностей граждан, отдельных социальных, профессиональных групп, общества

6

Результат

обучения

Получение образования, профессии

Приращение образовательного потенциала, удовлетворение интереса собственных потребностей

7.

Субъекты

деятельности

Студенты, учащиеся, слушатели курсов повышения квалификации

Граждане отдельных социальных, профессиональных групп, руководители, учащиеся, студенты и т.д.

8

Условия

поступления

Наличие аттестата об окончании школы, сдача вступительных экзаменов, зачисление, наличие профессионального диплома

Любое образование, отсутствие вступительных экзаменов, добровольно-договорная система зачисления

9

Время

Более длительное по времени обучение, вуз (4-6) лет, а также курсы повышение квалификации в формальном виде  от 36 до 1028 часов и т.д.

Как продолжительное, так и непродолжительное по времени и срокам обучение

 

Сравнивая два вида непрерывного образования, можно определить, что неформальное образование в большей степени способно удовлетворить образовательные потребности независимо от возраста, пола, имеющегося образования. Неформальное образование отличается более тесной связью с производственной и социокультурной средой, стимулированием потребности к самообразованию и саморазвитию личности, оно может служить действенным инструментом в пополнении новых знаний в мире быстроизменяющихся профессий, за изменениями которых формальное образование не успевает.

В педагогических исследованиях последних десятилетий в качестве методологического обоснования применяются различные методологические подходы, которые, по мнению Н.В. Бордовской, рассматриваются с 3-х позиций: подход согласуется с понятиями «идея», «позиция», «принцип»; подход согласуется с понятиями «метод», «методика», «технология»; а также с понятиями «потенциал», «границы применения».

В основе процесса повышения квалификации педагогических работников в условиях непрерывного неформального образования заложены следующие подходы:

андрагогический подход как методологическое основание теории неформального образования взрослых, определивший методологические принципы этого образования (совместной деятельности, индивидуализации и системности обучения, самостоятельности, с опорой на профессиональный опыт, в контексте развития образовательных потребностей и др.);

сравнительный подход позволяющий получить более полное описание неформального образования за счет выделения и раскрытия сравнительных признаков по ряду видов образовательных процессов;

парадигмальныйподход, обеспечивающий научно обоснованный выбор средств, методов и технологий, необходимых для успешной организации неформального образования в рамках гуманистической парадигмы;

социокультурный подход, позволяющий выстраивать взаимоотношения субъектов в рамках неформального образования с учетом изменяющихся социокультурных условий.

Исследование неформального образования показывает, что оно не представляет собой ни альтернативу, ни простое дополнение или продолжение традиционного образования, ни тем более распространение традиционного образования на всю продолжительность жизни человека. Неформальное образование - это качественно новое явление в социальной и образовательной практике, имеющее свое содержание, базирующееся на собственных адекватных принципах, выполняющее определенные функции и по-новому решающее многие старые задачи.

Преимущества системы неформального образования состоят в ее мобильности, гибкости в контексте происходящих глобальных изменений в образовании, его развитие имеет во многом стихийный характер. Вместе с тем педагогические знания в области «неформального образования» претерпевает определенные изменения, дополняя теорию профессиональной педагогики за счет расширения представлений о понятийном пространстве неформального образования. Рассмотрение неформального образования с этих позиций и дает прирост педагогического знания, в процессе развития которого термин «неформальное образование» претерпевает определенные изменения. Неформальное образование взрослых в системе повышения квалификации, в отличие от формального, более свободно по организации, отличается особенностью преподавательского состава, не сопровождается документами государственного образца, возможна стихийная организация по времени, содержанию, технологиям организации и обучения, образовательной среды. Участники этого вида образования, как правило, нацелены на привязку образования к жизни, ориентированные на практическую деятельность.

Возникает необходимость в научном обеспечении повышения квалификации педагогических работников к осуществлению их профессиональной деятельности, позволяющие быстро реагировать на изменения в профессиональном мире, способному оказывать существенную помощь в реализации принципа «обучения через всю жизнь». Как считает М. Фуллан, профессиональное развитие - это совокупность формального и неформального образования на протяжении всей трудовой деятельности. Он утверждает, что постоянно обучающийся работник образования является ключевой фигурой будущих образовательных реформ.

Исследование процесса повышения квалификации педагогических кадров в условиях неформального образования показывает, что это не просто научная инициатива, а настоятельная потребность, которая обусловлена жизнедеятельностью современного человека в образовательном пространстве. Требования, предъявляемые к профессиональным качествам педагога, в условиях постоянного изменения содержания профессиональной деятельности закрепляются рядом нормативных документов, регулирующих процессы реформирования системы образования: Федеральным законом «Об образовании в РФ»; Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», и профессионально-образовательными стандартами, программами, а также исследовательскими проектами ЮНЕСКО. [3, 4]

Андрагогические принципы обучения, лежащие в основе теории неформального образования, совпадают с теорией обучения взрослых, и позволяют учитывать различные особенности такой категории обучающихся. С одной стороны, эта категория обучающихся обладает всеми специфическими для взрослых физическими, психическими, социальными характеристиками, с другой стороны, все они несут статус «педагогические», так как практически все имеют некоторое педагогическое образование или опыт педагогической деятельности. Е.А. Григорьева отмечает, что педагогические кадры из категории взрослых имеют специфические особенности, связанные с издержками профессии. В роли учеников они часто не умеют сосредоточиться; не восприимчивы к другой точке зрения; имеют привычку поучать; быстро разочаровываются в занятиях; обладают личной и служебной амбициозностью; часто критически сравнивают свой опыт с предлагаемым учебным материалом, а сами испытывают тревогу быть подвергнутыми критике коллег. Эти особенности касаются взаимодействия в общении, поэтому неформальное образование рассматривается как вид коммуникативной деятельности с позиций философско-антропологической теории общения Б.Ф. Ломова, которая позволила осознать сущность предмета и объекта, осуществить связь с эмпирическим знанием на основе методологической составляющей.

Модель включения неформального образования в традиционную систему повышения квалификации зависит от социокультурных особенностей региона, кадровых возможностей, целевых установок, условий принятия неформального образования как вида повышения квалификации, образовательных ресурсов. Сегодня можно говорить о разнообразных моделях включения неформального образования педагогических работников в традиционную систему повышения квалификации. Это стажировочные площадки; включение педагогических работников в грантовую, проектную деятельность; использование возможностей ресурсных центров сгруппированных по кластерному принципу; интеграция различных форм обучения: формального, неформального, информального (линейное, параллельное, одновременное включение всех трех видов образования.)

Реализация неформального образования осуществляется через различные образовательные ресурсы (научно-методические, информационно-методические, многофункциональные центры прикладных квалификаций, инкубаторы новых технологий и других новаций, образовательные кластеры в контексте повышения квалификации, инновационные образовательные компании, объединения, научно образовательные комплексы, которые постоянно развиваются, и этому особенно способствуют информационно-коммуникативные технологии, сетевые сообщества и др.). Перечисленные ресурсы способствуют как стихийному, так и специально организованному включению неформального образования в традиционную систему повышения квалификации педагогических работников.

К сожалению, целостная картина неформального образования отсутствует не только у нас в Российской Федерации, но и за рубежом. Пока нет общей картины и общего видения ситуации реализации неформального образования, согласованного с политикой «образования на протяжении жизни».

Вхождение России в международное образовательное пространство, происходящие вследствие этого изменения и их кумулятивное воздействие на все стороны жизни общества актуализировали проблему непрерывного образования. Это подтверждается и модернизационными процессами, происходящими в системе образования России, которые требуют существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, оказывающихся несостоятельными в смысле обеспечения развития общества, и актуализируют проблему поиска новых теоретико-методологических оснований для повышения квалификации педагогических кадров на основе использования возможностей неформального образования.

Литература

  1. Бирюкова, И.К. Неформальное образование: понятие и сущность [Текст]/И.К. Бирюкова  //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. Т. 74.№ 10. С. 18-20.
  2. Зотова, Т. Шведский опыт неформального образования взрослых. Перспективы использования в российской педагогической системе [Текст]/ Т. Зотова. – М.: Книга по требованию, 2011. – 192 с.
  3. Макареня, А.А., Ройтблат, О.В., Суртаева, Н.Н. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации [Текст]/ А.А. Макареня, О.В. Ройтблат, Н.Н. Суртаева, //Человек и образование. 2011. № 4. С. 59-63.
  4. Мухлаева, Т.В. Международный опыт неформального образования [Текст]/ Т.В. Мухлаева // Человек и образование. 2010. №4. С. 158.
  5. Новиков, А.М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. [Текст]/ А.М. Новиков. – М.: Издательство «Эгвес», 2010. – 208 с.
  6. Прикот, О.Г. Непрерывное дополнительное профессиональное образование[Текст]/О.Г. Прикот//Человек и образование. – 2012. - №3. – С.17-21.
  7. Ройтблат, О.В. Тенденции преобразования педагогической действительности и проблема неформального образования [Текст]/О.В. Ройтблат // Человек и образование. - 2014. - №4. - С. 133-139.
  8. Чечель, И.Д. Посттехнократическая модель непрерывного развития руководителей общеобразовательных организаций [Текст]/ И.Д. Чечель// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014, № 2 – с. 47-56.
  9. Fullan, M.G. The New Meaning of Educational Chang London Cassel Educational Limited. 1991.
  10. Smith, K. Non-formal education/K.Smith//the informal education homepage, first listing: July 1996. Last update: February 05, 2009//http://www.infer.org/biblio/bnonfor.htm/06.04.2009.

Информация об авторах

Астемирова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образования, ГБОУ ВО МО АСОУ «Академия социального управления»

Метрики

Просмотров

Всего: 3852
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 104
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2