Введение
Общая информация
Рубрика издания: Введение
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Введение // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 5–6.
Фрагмент статьи
Проблема психологической безопасности среды и личности является приоритетной в современном обществе, науке и образовании, поскольку в условиях переориентации на личностно-ориентированный подход современного образования, всестороннее и адекватное развитие обучающегося, психологическая безопасность образовательной среды отождествляется с социальным благополучием всего общества в целом. Вместе с тем, ученые, специалисты, педагоги и родители отмечают рост проблем обучающихся на различных этапах образования. Некоторые негативные тенденции, проявляющиеся в ухудшении соматического здоровья учащихся, в деструктивном поведении, в росте агрессивности и в массовом снижении мотивации к обучению среди школьников разных возрастов. Все это свидетельствует о том, что физическое и личностное развитие детей не вполне адекватно возрастным и социальным нормам. Снизить остроту этих проблем, повысить эффективность педагогической деятельности, ввести современные психолого-педагогические технологии обучения, воспитания и развития призваны новые образовательные и профессиональные стандарты.
Полный текст
Проблема психологической безопасности среды и личности является приоритетной в современном обществе, науке и образовании, поскольку в условиях переориентации на личностно-ориентированный подход современного образования, всестороннее и адекватное развитие обучающегося, психологическая безопасность образовательной среды отождествляется с социальным благополучием всего общества в целом. Вместе с тем, ученые, специалисты, педагоги и родители отмечают рост проблем обучающихся на различных этапах образования. Некоторые негативные тенденции, проявляющиеся в ухудшении соматического здоровья учащихся, в деструктивном поведении, в росте агрессивности и в массовом снижении мотивации к обучению среди школьников разных возрастов. Все это свидетельствует о том, что физическое и личностное развитие детей не вполне адекватно возрастным и социальным нормам. Снизить остроту этих проблем, повысить эффективность педагогической деятельности, ввести современные психолого-педагогические технологии обучения, воспитания и развития призваны новые образовательные и профессиональные стандарты.
Впервые образовательный стандарт и профессиональный стандарт педагога разрабатывались на основе положений деятельностного подхода к развитию человека и культурно-исторической теории развития.Научно - методологической основой также являются подходы отечественной педагогической и возрастной психологии, создавшей эффективные технологии организации деятельности детей и взрослых на различных возрастных этапах школьного детства.
Одной из значимых составляющих новой организации и оценки педагогической деятельности в условиях введения данных инновационных документов являются компетенции и умения учителя создавать психологическую безопасность образовательной среды.Так в профессиональном стандарте педагога в структуревоспитательной деятельности выделены такие трудовые действия, как«регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды»; в структуреразвивающей деятельности –«оценка параметров и проектирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе». Овладение данные компетенциями требует дополнительной качественно иной по содержанию и форме психологической подготовки и переподготовки учителя, для чего необходимо осмысление самих феноменов «психологическая безопасность образовательной среды» и «психологическая безопасность личности ученика, учителя, родителя, как субъектов данной среды».
Психологическая безопасность образовательной среды, которую мы рассматриваем как важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер, влияет на психическое здоровье не только школьников, но и остальных участников образовательной среды - учителей и родителей. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне школы это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности. В практическом психологическом смысле – это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды.
В представленных в сборнике научных статьях по материалам Всероссийской заочной научной интернет-конференции, освещаются вопросы психологической поддержки деятельности педагога, педагог-психолога по созданию и сопровождению психологической безопасности образовательной среды. Обсуждаются психолого-педагогические ресурсы, которые являются основанием для поддержки инновационной деятельности в образовательной среде школы, создающие условия для обеспечения психологических аспектов безопасности учителя и ученика. Рассматриваются технологии, обеспечивающие готовность студентов и специалистов к деятельности в новых психолого-педагогических условиях.
Представленные материалы способствуют расширению репертуара приемов деятельности по созданию психологически безопасной образовательной среды и ее сопровождению, с одной стороны, и знакомству с возможностями поддержки психологической безопасности участников образовательного процесса в период инновационных изменений – с другой.
Метрики
Просмотров
Всего: 1659
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 61
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0