Теоретические аспекты психокоррекционных мероприятий по работе с агрессивным поведением у подростков
Аннотация
Общая информация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Орлова М.Н. Теоретические аспекты психокоррекционных мероприятий по работе с агрессивным поведением у подростков // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 61–66.
Фрагмент статьи
Проблема подростковой агрессивности обусловлена целым рядом факторов, основными из которых выступают: личностный, возрастной, семейный и некоторые психотравмирующие социальные ситуации, такие как экономические, идеологические, политические проблемы общества в целом. Подростковая агрессия, как внутренняя так и внешняя может выражаться в крайне негативных формах поведения подрастающей личности. Например, в виде такого асоциального поведения как: оскорбления, телесные повреждения, убийства, изнасилование, повреждение и уничтожение имущества, уход из дома, употребление алкоголя и наркотиков и т.п. Решение этой проблемы затрагивает общество в целом, и поэтому вызывает острый научно-практический интерес исследователей.
Полный текст
Проблема подростковой агрессивности обусловлена целым рядом факторов, основными из которых выступают: личностный, возрастной, семейный и некоторые психотравмирующие социальные ситуации, такие как экономические, идеологические, политические проблемы общества в целом. Подростковая агрессия, как внутренняя так и внешняя может выражаться в крайне негативных формах поведения подрастающей личности. Например, в виде такого асоциального поведения как: оскорбления, телесные повреждения, убийства, изнасилование, повреждение и уничтожение имущества, уход из дома, употребление алкоголя и наркотиков и т.п. Решение этой проблемы затрагивает общество в целом, и поэтому вызывает острый научно-практический интерес исследователей.
Обзор отечественной и зарубежной литературы показывает, что единой точки зрения на источник агрессии нет, что значительно усложняет задачи стоящие перед специалистами. В рамках данной статьи агрессию, в какой бы форме она не проявлялась, мы определяем как агрессивное поведение, имеющее целью причинение вреда какому-либо объекту и противоречащее нормам и правилам поведения в обществе.
Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется и проявляется в соответствующем поведении, в основном, как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять и другие социально-психологические факторы[3].
Специалисты довольно эффективно работают с рассматриваемой формой отклонений. Анализ научной литературы позволяет выделить несколько направлений коррекционной работы с агрессивными подростками: индивидуальная психокоррекция и психотерапия; групповая работа; поведенческая терапия; семейная терапия. На практике чаще всего используется сочетание всех направлений, что позволяет достигнуть максимального эффекта. При психологической коррекции, прежде всего, необходимо выяснить причины и функции агрессивного поведения, динамику его проявления.
Овчарова Р.В. предлагает строить психокоррекционную работу агрессивного поведения с учетом уровней агрессии.
Первый уровень представляют переживания эмоционально-негативных состояний, эмоции гнева, ярости, раздражения. Автор предлагает обучать агрессивных подростков различным формам саморегуляции.
Второй уровень связан с эмоционально-личностным отношением, изменением установок во взаимодействии и общении. Для этого предлагается использовать планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающей дистресс, дистанцирование от нее с последующей переоценкой, формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях. На последнем этапе необходимо формирование осознанной необходимости изменения стиля поведения [5].
Т.П. Смирнова в своей работе представляет шесть ключевых блоков психологической коррекции агрессивного поведения:
снижение уровня личностной тревожности;
формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;
развитие позитивной самооценки;
обучение отреагированию, выражению гнева приемлемым способом, безопасным для самого ребенка и для окружающих;
обучение техникам и способам управления собственным гневом, развитие контроля над деструктивными эмоциями;
обучение конструктивным поведенческим реакциям и проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении [6].
Фурманов И.А. предлагает осуществлять коррекцию агрессивного поведения на диагностической основе, выделяя четыре группы детей склонных: к проявлению физической агрессии; к проявлению вербальной агрессии; склонных к проявлению косвенной агрессии; и к проявлению негативизма[6].
Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков, как указывают Платонова Н.М., Бреслав Г.Э, Змановская Е.В. и другие, включает в себя несколько наиболее распространенных методов:
коррекция агрессивного поведения через творческое выражение (технологии арт-терапии различной направленности);
коррекция агрессивного поведения через участие в тренинговой группе с целью формирования навыков адаптивного и конструктивного поведения (через тренинг навыков, сюжетно-ролевые игры, групповые дискуссии и т.д.);
коррекция агрессивного поведения через модификацию поведения (поведенческий подход) [1].
Исследователи указывают, что психокоррекционная работа с агрессивными детьми должна проводиться по четкому алгоритму и включать в себя:
контакт с ребенком и создание у него чувства доверия к специалисту;
эмоциональное отреагирование агрессии и успокоение;
устранение патологических стереотипов реагирования, принятия себя;
выработку и закрепление навыков адаптивного поведения.
На основании рассмотренных моделей психологической коррекции агрессивного поведения подростков представляется возможным определить составные части психологической коррекции агрессивного поведения подростков: установление контакта, эмоциональное отреагирование негативных эмоций и обучение самоконтролю, изменение стереотипов поведения, формирование позитивной самооценки и самопринятия. Эти части определяются как логикой психокоррекционного процесса, так и его основными целями. Для максимальной эффективности работы с агрессивными подростками и учета их индивидуальных особенностей необходимо использовать сочетание разнообразных способов и методов психокоррекции.
Методика непосредственной коррекционной работы представляет собой реализацию потенциальных возможностей специалиста и социальной среды на каждом из этапов психосоциальной коррекции агрессивного поведения подростка, обеспечивающей заметное снижение уровня агрессивности подростка или полное снятие проблемы агрессивного поведения у подростка. Содержание каждого из этапов психокоррекционной работы выглядит следующим образом.
Первый этап психокоррекционной работы включает психокоррекционную работу, состоящую из тренингов, обеспечивающих установление контакта с подростком и создание у него доверия к специалисту. Реализация возможностей этого этапа осуществляется посредством проведения индивидуальных или групповых тренингов. Одной из важнейших задач тренинга является формирование в тренинговой группе атмосферы доверия, снятия напряженности. Важным моментом в тренинге являются «Разогревающие упражнения», а также соблюдение участниками тренинга принципов и норм групповой работы.
Второй этап психокоррекционной работы включает реализацию потенциальных возможностей совокупности разнообразных психосоциальных методик и упражнений коррекции агрессивного поведения подростка, в форме эмоционального отреагирования негативных эмоций, осуществляемых посредством реализации таких методик как: Методика «Пластического отреагирования гнева, отреагирование гнева через движение»; Упражнение «Рисование собственного гнева»; Техника медитативного рисования; Методики: «Гнев», «Объявляем всеобщую эмоциональную амнистию, «Я-высказывания».
Третий этап психокоррекционной работы включает совокупность психокоррекционных методик с целью изменения стереотипов поведения, формирования позитивной самооценки и самопринятия, достигаемого применением таких методик как: Методика «Портреты того, что внутри и снаружи», «Портрет в полный рост», методика «Ларец счастья», методика-техника «Притча о Змее».
Для выработки и закрепления навыков адаптивного поведения может быть использована поведенческая психокоррекция. В целом психологическое воздействие может быть направлено на:
– ослабление или устранение агрессивного поведения;
– усиление ассертивного (уверенного поведения);
– развитие способности понимать свои чувства;
– уменьшение эмоциональных реакций, сопровождающих агрессивное поведение;
– формирование навыков адекватного и безопасного выражения гнева;
– развитие способности самоутверждаться;
– развитие эффективных социальных навыков [3, 5].
В качестве дополнительных методов формирования новых стереотипов поведения подростков, развития их эмпатии, коммуникативных навыков, способности миролюбиво взаимодействовать с партнерами по общению, могут быть использованы в виде организации совместной деятельности в виде участия в социально-значимых мероприятиях, таких как работа над различными социальными экологическими проектами, участие в творческих кружках и спортивных секциях. Также специалисты рекомендуют на занятиях использовать различные арт-терапевтические и проективные методики, например, создание коллективных коллажей, «Рисование по кругу» (различные сценарии совместного рисования, создание группового рисунка на одном листе бумаги) и т.д. В частности, в арсенале арт-терапии существует большое количество подобных техник (Киселева М.В., Копытин А.И., Лебедева Л.Д.). Использование предложенных методик предполагает изменение социальной, личностной ситуации подростка и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения [2].
Поведенческая коррекция может осуществляться в виде консультирования, психологических тренингов, педагогической коррекции в индивидуальном или групповом варианте. Поведенческая коррекция, по нашему мнению, должна сочетаться с другими методами и направлениями работы с подростками. Поведенческий подход, без всестороннего анализа ситуации, в которой находится подросток, учета его индивидуальных особенностей, без серьёзной проработки личностных проблем корректирует только поведение, не затрагивая глубинных причин агрессии.
Формирование новых стереотипов должно проводиться таким образом, чтобы у подростков была возможность переносить полученные знания и навыки в условия реальной жизни. Важным моментом здесь может являться разработанная система домашних заданий, о выполнении которых подросток информирует тренера или группу. После завершения психокоррекционной работы с агрессивными подростками необходимо оценить результаты проделанной работы. Для этого может использоваться повторное тестирование или наблюдение и беседа с окружающими подростка людьми. Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидуальных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении подростков, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений.
Задачами профилактики агрессивного поведения подростков является:
– снижение уровня тревожности;
– формирование адекватной самооценки и уверенности в себе;
– помощь в осознании подростком причин и последствий агрессивного поведения;
– формирование толерантного отношения к окружающим;
– формирование навыков совместной деятельности [4, 5].
Социально-педагогическая профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных подростков, и в первую очередь такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных ситуациях; отсутствие эмпатии, уровень тревожности, дифференцированность и адекватность самооценки. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребенка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения. Более раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-профилактическая работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков.
Литература
- Агрессия у детей и подростков: [Текст]/Учебное пособие/ Под редакцией Н.М. Платоновой/. – СПб.: Изд. «Речь», 2006. –336с.
- Астемирова, О.Н. Формирование потребностей в самореализации у студентов средствами социального проектирования. [Текст]/О.Н. Астемирова// Вестник: Государственный университет управления», 2011. - № 25. – С. 7-9.
- Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. [Текст]/ Леонард Берковиц/. – СПб.: Прайм–Еврознак, 2007. – 510 с.
- Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика. 2-ое изд.[Текст]/ Ю.Б. Можгнинский./ – М.: «Когито-Центр», 2008. – 191с.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология образования. Учебное пособие. 3-е изд. [Текст] / Р.В.Овчарова /. – М.: «Академия», 2007. - 448с.
- Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. Психологические технологии. 2-е издание. [Текст]/ Л.Б. Шнейдер/. – М.: «Академический Проект»; «Гаудеамус», 2007. – 336с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4542
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 220
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1