Факторы, влияющие на выбор стратегии поведения в конфликте у младших школьников

448

Аннотация

В работе рассматриваются особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте, основные стратегии поведения в конфликте, а также факторы, влияющие на выбор стратегии поведения в конфликте младшими школьниками.

Общая информация

Рубрика издания: Технологии, модели и алгоритмы оказания экстренной психологической помощи и кризисного психологического сопровождения детей младшего школьного и подросткового возраста в системе образования

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Панина Е.А. Факторы, влияющие на выбор стратегии поведения в конфликте у младших школьников // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 66–69.

Фрагмент статьи

Изучение факторов, влияющих на выбор стратегии поведения в конфликте у младших школьников в условиях социальной ситуации, всегда представляло большой интерес среди педагогов, психологов и других специалистов, работающих в стенах образовательных учреждений. То, каким образом младший школьник реализует потребность в межличностном общении со сверстниками и другими субъектами образовательной среды не только помогает создать условия для комфортного пребывания учащихся в школе, но и повышают эффективность образовательного процесса в целом.

Полный текст

Изучение факторов, влияющих на выбор стратегии поведения в конфликте у младших школьников в условиях социальной ситуации, всегда представляло большой интерес среди педагогов, психологов и других специалистов, работающих в стенах образовательных учреждений. То, каким образом младший школьник реализует потребность в межличностном общении со сверстниками и другими субъектами образовательной среды не только помогает создать условия для комфортного пребывания учащихся в школе, но и повышают эффективность образовательного процесса в целом.

Не секрет, что с поступлением в школу на личность младшего школьника влияет множество стрессовых факторов, таких как: изменение окружения и социального статуса, появление нового значимого взрослого, смена ведущей деятельности и повышение требований к её организации и выполнению и т.д. Всё это оказывает давление на развивающуюся личность школьника, с которым ему трудно справиться самостоятельно в силу самых разных причин, начиная с отсутствия опыта пребывания в таких ситуациях и заканчивая стилем поведения родителей. Вследствие этого ребёнок начинает выбирать такую стратегию поведения, которая, на его взгляд, может оказаться наиболее эффективной в преодолении сложившейся ситуации и дать ожидаемый результат. Причём выбор стратегии ребёнок осуществляет самостоятельно, анализируя опыт наблюдения взаимодействия взрослых (в случае школьников – родителей) между собой, а также опираясь на собственный опыт пребывания в похожих ситуациях. Ребёнок предпочтёт ту стратегию, которая чаще всего наблюдалась в его семье, или была оценена взрослыми как положительная [3].

В конфликтологии принято выделять пять основных стратегий поведения в конфликте. В частности, К.Томас выделяет пять основных способов урегулирования конфликтов [1]:

1) противоборство (соревнование, конкуренция) – тактика стремления удовлетворения своих интересов, невзирая на интересы другого;

2) уступка, уход – тактика, в противоположность соперничеству, принесения в жертву собственных интересов ради другого, приспособление;

3) компромисс – тактика частичных взаимных уступок и частичного удовлетворения интересов каждого участника взаимодействия;

4) избегание – тактика ухода, отсутствия стремления и к кооперации, и отсутствие к достижению собственных целей;

5) сотрудничество – тактика поиска альтернативы, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Данные стратегии поведения позволяют выделить позитивные и негативные аспекты проявления в повседневном общении младших школьников. Следовательно, позитивное реагирование младшего школьника в конфликте будет представлено следующим образом:

- стремление к сохранению и поддержанию доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми;

- стремление к сотрудничеству, умение находить компромиссное решение и способность идти на уступки в отношениях с другими;

- толерантность и терпимость во взаимоотношениях с окружающими и т.д.

К негативному реагированию относятся такие модели поведения, как:

- агрессия (чаще среди учащихся начальной школы встречается вербальная и косвенная агрессия);

- избегание проблемы, уход;

- девиантое поведение;

- конфликтное поведение и т.д.

Конфликт определяют как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или группы людей, связанных с острыми эмоциональными переживаниями. Вышеперечисленные проявления того или иного типа реагирования в конфликте имеют определённые причины [2]. Следовательно,  встаёт вопрос о подробном рассмотрении факторов, обусловливающих появление конфликтного поведения:

1. Генетический фактор – психобиологические предпосылки конфликтного поведения, затрудняющие адаптацию ребёнка в обществе;

2. Педагогический фактор – обучение навыкам конструктивного и позитивного общения;

3. Социальный фактор – неблагоприятное взаимодействие ребёнка с окружением, отсутствие правильной модели поведения в семье, правил и социальных норм. Влияние этого фактора на личность младшего школьника является одним из самых сильных и значимых. Человек развивается в обществе и без социального взаимодействия его развитие тормозится или остаётся на примитивном уровне. Безусловно, количество общения в разных возрастных периодах различное и не всегда является ведущей деятельностью, однако, несмотря  это, значимость его достаточно велика.

4. Личностный фактор – личные предпочтения ребёнка в общении со сверстниками, собственное отношение к нормам и требованиям ближайшего окружения, свои ценностные ориентации, а также личные волевые качества и способность к регуляции своего поведения;

Кроме влияния вышеперечисленных факторов на стиль взаимодействия младших школьников со сверстниками влияет наличие подобного опыта в раннем возрасте. В случае отсутствия подобного опыта дети, попадая в новый школьный коллектив, оказываются в нестандартной для них ситуации: новый социальный статус, повышенные требования к поведению, внешнему виду, стилю взаимодействия и т.д. 

Кроме того, огромное влияние на формирование личностного опыта разрешения конфликтов у младших школьников огромное влияние оказывает фигура учителя. В данном возрастном периоде личность педагога оказывает серьёзное влияние на формирование различных качеств ребёнка, в том числе и на способы взаимодействия со сверстниками. Немаловажную роль играет и способ взаимодействия педагога с учащимися. Младшие школьники склонны к использованию тех стратегий поведения, которые наблюдались не только в его семье, но и те, которые используются учителем в процессе работы с классом.

Поведение учащегося в конфликте зависит от множества причин, как ситуативных, так и личностных. Перечислим некоторые из них.

1. Психологическая неподготовленность ребёнка к конфликтной ситуации, или социально-психологическая некомпетентность. В данном случае речь идёт об отсутствии опыта пребывания в похожих ситуациях и неумение бесконфликтно решать имеющиеся разногласия со сверстниками без ущерба для собственных интересов и статуса в классном коллективе.

2. Отсутствие психологической устойчивости к внешнему отрицательному воздействию со стороны окружающих.

3. Недостаточное развитие личностных качеств младших школьников.

4. Особенности функционирования нервной системы.

Следовательно, влияние вышеперечисленных факторов является одним из причин выбора определённой стратегии поведения.   Таким образом, для создания психологически безопасной образовательной среды, необходимо учитывать факторы, которые стимулируют младшего школьника на использование той или иной стратегии поведения, поскольку знание причин негативного реагирования в конфликте поможет выстроить качественную  систему помощи школьникам с неконструктивными моделями поведения.

Литература

  1. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология 5-е изд. – СПб.: Питер, 2013.
  2. Мириманова М.С. «Конфликтология: Учебник для студентов сред.пед. учеб. заве­дений» — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Акаде­мия».
  3. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2009.

Информация об авторах

Панина Екатерина Анатольевна, педагог-психолог, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Ивантеевка

Метрики

Просмотров

Всего: 7150
В прошлом месяце: 105
В текущем месяце: 129

Скачиваний

Всего: 448
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3