Методы оценки психологической безопасности образовательной среды участниками педагогического процесса*
Аннотация
Общая информация
* Статья подготовлена в рамках выполнения государственных работ в сфере научной деятельности по базовой части государственного задания № 2014/389, НИР №2193
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Пазухина С.В. Методы оценки психологической безопасности образовательной среды участниками педагогического процесса // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 31–36.
Фрагмент статьи
В настоящее время в контексте решения задач подготовки специалистов к компетентному использованию на практике современных оценочных средств с привлечением к экспертной деятельности непосредственных субъектов изучаемых процессов, проблема изучения и освоения в ходе профессиональной подготовки методов оценки психологической безопасности образовательной среды участниками педагогического процесса является важной и практически значимой.
Полный текст
В настоящее время в контексте решения задач подготовки специалистов к компетентному использованию на практике современных оценочных средств с привлечением к экспертной деятельности непосредственных субъектов изучаемых процессов, проблема изучения и освоения в ходе профессиональной подготовки методов оценки психологической безопасности образовательной среды участниками педагогического процесса является важной и практически значимой.
Психологически безопасной образовательной средой можно назвать среду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели индекса их удовлетворенности и защищенности от психологического насилия. Это состояние, характеризующее образовательное пространство, фиксируемое, прежде всего, через отношения ее участников.
К основным характеристикам психологической безопасности образовательной среды относятся следующие: отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников; удовлетворение потребностей учителей и учащихся в личностно-доверительном общении; создание психологически комфортной атмосферы в коллективе, обусловливающей референтную значимость и причастность каждого субъекта к конструированию и поддержанию психологической комфортности образовательной среды; реализация условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья индивидов; профилактика угроз, препятствующих продуктивному устойчивому развитию личности; обеспечение развивающего характера образовательного процесса, способствующего нормальному функционированию всех его субъектов, ориентированного на формирование у них умений выстраивать психологически безопасные отношения и минимизировать возникающие риски (И. А. Баева, В. Н. Барцевич, Т. Н. Березина, С. А. Бутанаев, О. А. Елисеева, В. И. Иванова, Т. С. Кабаченко, В. В. Ковров, А. Ю. Коренкова, Н. Г. Рассоха, Т. Г. Ратинер, В. В. Рубцов, Е. Т. Францкевич, В. А. Ясвин).
Нарушение психологической безопасности образовательной среды может происходить из-за действия различных угроз, которые условно делятся на две группы: внешние и внутренние. Внешние угрозы обычно имеют социальный, техногенный, эпидемиологический или природный характер. Внутренние (внутришкольные) угрозы могут быть обусловлены нескладывающимися взаимоотношениями ребенка с одноклассниками. Это может быть связано с негативным социально-психологическим климатом, преобладающим в классе, доминированием асоциальных малых неформальных группировок, конфликтами между учащимися, традициями и обычаями, опасными для жизнедеятельности учащихся, школьным насилием; личностными особенностями ученика (отклоняющееся поведение; отрицательные индивидуально-личностные качества; нарушение психического развития и психологического здоровья); неадекватным поведением учителей и персонала школы (принуждения, публичное унижение, неуважительное отношение, вымогательства, сексуальные приставания, проявления грубости, агрессивности при взаимодействии с учащимися и пр.); неадекватной учебной нагрузкой и организацией учебного процесса (большой объем учебных нагрузок, информационный стресс и т. д.).
Необходимость диагностики психологической безопасности образовательной среды была актуализирована научно-педагогическим сообществом в конце XX века, что нашло отражение в исследованиях многих авторов (И. А. Баева, Е. В. Величко, С. Д. Дерябо, В. А. Ясфин и др.).
Мы полагаем, что оценивание показателей психологической безопасности образовательной среды является важным условием для дальнейшего обоснования программы психологического сопровождения субъектов педагогического процесса в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов.
В настоящее время для диагностики психологической безопасности образовательной средыиспользуются прежде всего различные виды мониторинга: информационный, который предполагает слежение за объектом исследования, накопление и распространение информации о нем; базовый, направленный на выявление закономерностей осуществляющихся в образовательной среде процессов; проблемный, имеющий своей целью диагностику возникающих трудностей, рисков образовательной среды, определение степени их опасности, типологизацию выявленных проблем; управленческий, с помощью которого осуществляется отслеживание и оценка эффективности и последствий эффектов принятых ранее решений [1].
Перечислим комплекс методик (табл. 1), которые мы рекомендуем для оценки психологической безопасности образовательной среды с точки зрения изучения перечисленных выше ее основополагающих характеристик и потенциальных угроз. Данные методики представляют собой современные диагностические средства, отвечающие необходимым показателям качества, среди которых представлены несколько авторских [2], прошедших соответствующую процедуру апробации. Многие методики основаны на самооценочной деятельности, что позволяет привлечь в качестве экспертов для оценки показателей психологически безопасной образовательной среды разных участников педагогического процесса: педагогов-психологов, учителей, социальных педагогов, учащихся, их родителей, администрацию. Предполагается применение перечисленных методик в комплексе, что будет способствовать целостному, многоаспектному рассмотрению изучаемой проблемы. Ведущая, интегрирующая роль в диагностике показателей и обобщении результатов исследования психологической безопасности образовательной среды отводится психологу.
Таблица 1.
Диагностический инструментарий для оценивания психологической безопасности образовательной среды
Поле диагностического исследования (изучаемые критерии и показатели) |
Диагностические методики |
Учащиеся |
|
Выявление признаков насилия и наличия межличностных конфликтов во взаимоотношениях ученика со сверстниками, учителями, родителями. Удовлетворенность потребностей ребенка в психологической безопасности, личностно-доверительных отношениях. Умение ученика выстраивать психологически безопасные отношения и минимизировать возникающие риски. Оценка показателей психологического здоровья, в т. ч. эмоционального самочувствия школьника. Статусное положение ученика в коллективе сверстников. Психологическая атмосфера в классе. Выявление личностных ресурсов ребенка для потенциальной возможности саморазвития и изменения. |
Анкета-опросник для учеников «Как дела?». Анкета «Учитель глазами ученика». Опросник "Отношение к учебному заведению". Мониторинг психологической безопасности образовательной среды (авт. Т. К. Усталова). Анкета-опросник для учащихся "Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы" (авт. И. А. Баева). Проективные рисуночные методики "Что мне нравится в школе?", "Человек под дождем", "Рисунок семьи". Наблюдение за поведением учащегося в разных ситуациях. Опросник психических состояний школьника (авт. А. О. Прохоров). Социометрия. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру). Анализ продуктов деятельности ученика. |
Родители учащихся |
|
Оценка наличия признаков насилия и межличностных конфликтов во взаимоотношениях ребенка со сверстниками, учителями, родителями. Удовлетворенность родителей психологической безопасностью образовательной среды. |
Тест-опросник родительского отношения (авт. А. Я. Варга, В. В. Столин). Опросник измерения родительских установок и реакций (авт. Т. В. Архиреева). Мониторинг психологической безопасности образовательной среды (авт. Т. К. Усталова). Анкета-опросник для родителей "Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы" (авт. И. А. Баева). |
Учителя |
|
Психологическая атмосфера в педагогическом коллективе. Умение педагога предвидеть, регулировать опасности и риски психологической безопасности образовательной среды, управлять ими. Социально-психологическая компетентность педагога. Показатели психологического здоровья педагога. Отношение педагога к личности учащегося. Выявление признаков насилия и наличия межличностных конфликтов во взаимоотношениях учителя с учениками, другими педагогами, родителями учащихся, администрацией. Наличие у педагога профессиональных деформаций. Эмоциональное выгорание педагога. |
Опросник "Психологический климат в педагогическом коллективе". Методика «Оценка восприятия риска». (вариант для учителей). Методика наблюдения эмоциональных проявлений отношения учителя к личности учащегося (авт. С. В. Пазухина). Опросник социально-коммуникативной компетентности. Тест-опросник для педагогов «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни и производительно работать?». Методика наблюдения за проявлениями отношения к учащимся в деятельности учителя (авт. С. В. Пазухина). Анкета-опросник для учителей «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы». Мониторинг психологической безопасности образовательной среды (авт. Т. К. Усталова). Методика "Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы" (вариант для учителей) (авт. И. А. Баева). Опросник психических состояний учителя (авт. А. О. Прохоров). Диагностика уровняэмоциональноговыгорания (авт. В. В. Бойко). |
Социальные педагоги |
|
Оценка ближайшего социального окружения ученика для выявления угроз социального характера: изучение семьи ребенка (алкоголизм, наркомания родителей, конфликты в детско-родительских отношениях, насилие в семье и др.), изучение микрогрупп, в которые входит учащийся (вовлечение школьника в криминальные группы, экстремистские организации, деструктивныерелигиозные секты и др.). |
Беседа с ребенком, со значимыми представителями его окружения; наблюдение за его реакциями; анализ соответствующей документации (акты обследования жилищно-материальных условий, характеристики, заключения врачей, судмедэкспертов и т. п.). |
Администрация |
|
Стиль педагогического руководства коллективом образовательной организации. Умение руководителя предвидеть, регулировать опасности и риски психологической безопасности образовательной среды, управлять ими. |
Тест "Стиль управления коллективом". Методика «Оценка восприятия риска» (вариант для руководителя образовательной организации). Анализ ситуаций. Методы психолого-педагогической экспертизыобразовательной среды (авт. В. А. Ясвин). |
Педагоги-психологи |
|
Выявление угроз психологической безопасности образовательной среды. Оценка индекса психологической безопасности образовательного пространства. Оценка индекса удовлетворенности учащихся, родителей, педагогов образовательной средой. Развитость системы психологической помощи в образовательной организации. Оценка интегрального показателя отношения к среде учащихся, их родителей, педагогов. |
Методика "Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы" (авт. И. А. Баева). |
Таким образом, предлагаемый нами комплекс диагностических методик позволяет изучить основополагающие характеристики и риски психологической безопасности образовательной среды. Работа по освоению теоретических основ и овладению предлагаемым диагностическим инструментарием проводится нами на занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам с будущими учителями, социальными педагогами и психологами в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе.
Литература
- Гаязова Л. А. Психологические основания мониторинга безопасности образовательной среды // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2012. Вып. № 145. - С. 64-71.
- Пазухина С. В. Психологическая диагностика типов отношения будущих педагогов и учителей к учащимся. Тула, 2011. – 195 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 28518
В прошлом месяце: 243
В текущем месяце: 172
Скачиваний
Всего: 2076
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 8