Учет особенностей адаптации старшеклассников-кадет в процессе психолого-педагогического сопровождения
Аннотация
Общая информация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Полянчук З.С. Учет особенностей адаптации старшеклассников-кадет в процессе психолого-педагогического сопровождения // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 69–75.
Фрагмент статьи
В современных условиях реформ в образовании тема психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса особенно актуальна в кадетских корпусах, которые представляют собой особый вид образовательного учреждения, ориентированного на подготовку юношей к военной карьере.
Полный текст
В современных условиях реформ в образовании тема психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса особенно актуальна в кадетских корпусах, которые представляют собой особый вид образовательного учреждения, ориентированного на подготовку юношей к военной карьере.
Поступление школьника в кадетский корпус приводит к значительным изменениям его социального статуса, жизненных стереотипов, межличностных контактов и неизбежно требует пересмотра установок, отношений, представлений о своих социальных ролях таким образом, чтобы они были адекватны вновь сложившимся условиям жизнедеятельности. К вчерашнему школьнику предъявляются новые, повышенные требования, существенно отличающиеся от прежнего образа его жизни. За сравнительно короткий срок он должен адаптироваться к армейскому укладу жизни: жесткой дисциплине, строгому распорядку дня, необходимости беспрекословного подчинения командирам, дефициту свободного времени.
В условиях кадетского корпуса у 10-классника должны сформироваться качества, не всегда присущие ученикам гражданского общеобразовательного учреждения: личная дисциплинированность и исполнительность, ответственность, готовность точно и своевременно выполнить приказы командира, решительность, выдержка и самообладание, устойчивость в ситуациях повышенной напряженности, высокая работоспособность, физическая выносливость.
Специфический процесс адаптации воспитанника кадетского корпуса обусловлен военизированной средой, которая является одним из ведущих факторов социализации, влияющих на успешность социально-психологической адаптации корпус и наличием внутренних и внешних особенностей.
Итак, рассмотрим данные особенности на примере Кадетского пожарно-спасательного корпуса Академии гражданской защиты МЧС России.
Внешними особенностями являются: прием в кадетское учреждение, ранняя профориентация, работа с кадетами офицеров, раздельное обучение юношей (девушки в кадетский корпус не набираются), форма военной одежды, символы, ритуалы, кадетские традиции.
К внутренним особенностям относятся такие как, ограниченная степень личной свободы, ограничения в общении с родителями и друзьями, самообслуживание и самостоятельность, повышенная физическая нагрузка, строгая регламентация норм поведения, особенности межличностного общения и коммуникации.
Внешние особенности адаптации
Абитуриентами Кадетского пожарно-спасательного корпуса являются обычные старшеклассники-граждане Российской Федерации, окончившие 9-й класс общеобразовательной школы, годные по состоянию здоровья к обучению в военных училища, прошедшие психологическое тестирование и рекомендованные к зачислению психологами, изъявившие желание в будущем стать офицерами. Данные условия поступления в кадетский корпус выделяют абитуриентов из общей массы юношей. Прошедшие вступительные испытания зачисляются в кадетский корпус.
После зачисления в учебное заведение первичную адаптацию составляют процессы, связанные со значительным социальным перемещением, с резким изменением элементов системы «личность-окружающая среда». Сюда входит адаптация к иной социокультурной, профессиональной среде.
К вторичной адаптации относятся процессы, связанные с незначительными изменениями социальных условий и социального положения кадета корпус, то есть к новым правовым условиям жизни, служебно-организационным условиям деятельности, к новым членам коллектива.
Барабащиков А.В. рассматривая первичную и вторичную адаптацию военнослужащих, отмечал, что в период первичной адаптации происходит их ознакомление с воинской частью, ее историей и традициями, распорядком дня, требованиями и обязанностями. В период вторичной адаптации происходит процесс ознакомления военнослужащего со своими новыми функциональными обязанностями; привыкание к новому служебному положению, месту службы, к новым определенным требованиям, предъявляемым к нему, к новому командному составу и к другим специфическим особенностям. Вышесказанное в полной мере можно отнести и к адаптации кадета.
Самой сложной для вчерашних школьников является первичная профессиональная адаптации, которая рассматривается как процесс и результат усвоения новых функциональных ролей (роль-кадета). Результат адаптации определяется как достигнутое равновесие в системе «кадет-социальная среда».
Ранняя профессиональная адаптация еще одна особенность адаптационного процесса старшеклассников-кадет. Подавляющее большинство кадет, поступая в кадетский корпус, уже профессионально ориентированы на продолжение обучения в Академии гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям в качестве курсантов и в перспективе видят себя сотрудниками ведомства. Зачастую в процессе первичной адаптации некоторыеиз них понимают, что переоценили свои возможности. Большинство из них старшеклассники с внешней мотивацией, заданной родителями либо же ближайшими родственниками, авторитетными людьми из их ближайшего окружения. Это часто обусловлено тем, что набориндивидуальных физиологических, социальных, психологических, качеств у всех кадет при поступлении различен. И при поступлении в кадетский корпус наступает, так называемая, адаптационная ситуация – противоречия между подготовленностью и притязаниями юноши и ожиданиями среды, требованиями новых ролей. В случае адаптации противоречие разрешается и система приходит в состояние равновесия, если этого не происходит, противоречия усугубляется, нарастают и укрепляются дезадаптационные явлении. Равновесие системы обеспечивается тем, что кадеты и весь коллектив успешно осуществляют свое предназначение.
Специфическая социально-профессиональная группа, представленная в кадетском корпусе офицерами-воспитателями, командирами, преподавателями является одной из самых значимых в жизни кадета.
В кадетские корпуса на службу назначаются военнослужащие, имеющие опыт службы в войсковых частях. Этот опыт делает их носителями «ценностей» офицерского корпуса, а постоянное взаимодействие юношей с ними играет огромную роль в формировании интереса к выполнению воинского долга.
У профессиональных военных существует особый менталитет и характеристики личности: высокое чувство долга и ответственности, желание и стремление быть полезным, стремление к четким правилам, нормирующим взаимоотношения, к соблюдению традиций, ориентация на социальный статус, авторитет и одобрение окружающих.
Немаловажную роль в адаптационном процессе играют стиль взаимодействия кадет с офицерами-воспитателями, курсовыми офицерами. Особенностями процесса коммуникации заключаются в том, что стиль общения – подчинение младших по статусу старшим, соблюдение субординации, ориентация в соответствии с Уставом вооруженных сил РФ.
Как и нормы общения, так же нормы поведения кадет строго регламентированы. Это проявляется в специфичном типе контроля и дисциплиныв учебных отделениях (взводах) в соответствии с которыми выбираются и средства воспитания: от внимания и поощрения до строгости и взыскания. Общий же стиль воспитания в кадетском корпусе можно считать компромиссным, что достигается сбалансированностью штата.
Раздельное обучение юношей в кадетском корпусе, также влияет на их адаптацию, что проявляется в уважительном отношении к противоположенному полу. К тому же кадеты склонны подражать авторитетным офицерам-воспитателям, перенимая образцы поведения и становясь более мужественными, нежели их сверстники «на гражданке».
В Кадетском корпусе Академии гражданской защиты МЧС России важная значимость придается и государственной и кадетской символике.
Государственная символика: флаг, герб, гимн Российской Федерации используется в воспитательном процессе в соответствии с установленными требованиями. Символику кадетского корпуса представляют: кадетская форма, кадетское знамя, кадетский строй, кадетская клятва. Еще одной внешней особенностью процесса адаптации считаетсяношение воспитанниками кадетских корпусов установленной формы одежды. Парадный вариант формы кадеты надевают в строго определенные дни – он предназначен для торжественных мероприятий. Особыми событиями считаются парады, торжественное возложение венков в память о различных событиях, присвоение кадетских вице - званий.
Ношение военной формы одежды, символы, ритуалы, кадетские традиции формирует мировоззрение будущих военных, развивает организованность, дисциплинированность, чувство ответственности за свое поведение и готовность к служению на поприще военной и гражданской службы.
Вследствие того, что образовательный процесс проходит в армейской среде, состав референтной группы у кадет качественно иной, нежели у обычного школьника. Удельный вес военнослужащих в ней, отношение к кадетскому корпусу, профессии офицера, военной службе других значимых лиц оказывает влияние на формирование ценностного отношения кадета к службе в целом.
Внутренние особенности процесса адаптации старшеклассников-кадет
К внутренним особенностям адаптации старшеклассников-кадет относятся такие как, ограниченная степень личной свободы, ограничения в общении с родителями и друзьями, самообслуживание и самостоятельность, повышенная физическая нагрузка, строгая регламентация норм поведения, особенности межличностного общения и коммуникации.
Ограниченная степень личной свободы-жизнь строго в соответствии с распорядком дня – от подъема до отбоя, ограничения в общении с родителями и друзьями-круглогодичное проживание на территории Кадетского корпуса, дальность расстояния от дома, отсутствие возможности еженедельно убывать в увольнения (а только в соответствии с заслугами в учебной, служебной или спортивной деятельности), свидания с родственниками и друзьями лишь на каникулы;ограничение в пользовании средствами мобильной связи (пользование в установленное время, свободное от занятий); самообслуживание (начиная от заправки кроватей, наведении и поддержании образцового порядка в отсеках проживания до подготовки и содержании в установленном виде кадетской формы и соблюдение правил внешней культуры поведения.
Самостоятельность кадет проявляется не только в самообслуживании, но и при выполнении ежедневных служебных задач. Наряду с самостоятельностью, особенностью адаптационного процесса старшеклассников к условиям кадетского корпуса является повышенная физическая нагрузка. В программу физической подготовки будущих офицеров включены такие виды как спортивный туризм, плавание, лыжная подготовка, строевая подготовка и др.
Итак, специфику адаптации старшеклассников-кадет к условиям кадетского корпуса определяют внутренние и внешние особенности адаптационного процесса.
Таким образом, кадетские образовательные учреждения, представляя собой форму военизированного, стремятся создать уникальную модель учреждения, разрабатывают новое содержание образования, восполняют необходимость мужского воспитания и обучения, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству, осуществляют профилизацию общего образования в старшей школе.
Как показывает опят работы, учет данных адаптационных особенностей старшеклассников кадетских корпусов позволяет оптимизировать деятельность психолога, направленную на профилактику стрессовых ситуаций, оптимизацию процесса адаптации и развитие личностного потенциала каждого кадета в рамках оказания содействия в профессиональном и личностном становлении будущих офицеров.
Литература
- Долгая Н.А. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса: Автореф. дисс...канд.псих.наук. Махачкала, 2012. -12 с.
- Коджаспирова Г.М. Гендерная педагогика кадетских образовательных учреждений-М., Экон-Информ,2008, с.99
- Петронюк И.С. Особенности социализации подростков в условиях кадетского корпуса.//Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. №55. 2008.
- Барабанщиков А.В. Военная педагогика и психология: учебное пособие./ В.П.Давыдов, Э.П.Уитник, М.Ф.Феденко: под ред.Н.И.Резник. - М: Воениздат, 1986.-240.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2054
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 100
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0