Развитие эмоциональности у дошкольников в детском образовательном учреждении

361

Аннотация

В работе рассматриваются особенности развития эмоциональности у дошкольников в детском образовательном учреждении, анализируется роль эмоциональности в становлении личности дошкольников, описываются предпосылки развития эмоциональности. В статье рассматриваются такие понятия, как эмоциональность, эмоциональный интеллект, уровни осознания эмоциональных состояний. Учет психологических особенностей дошкольного возраста позволил выделить условия становления эмоциональности детей дошкольного возраста в детском образовательном учреждении. Выделены психолого-педагогические задачи для формирования в пространстве дошкольного образовательного учреждения эмоционально-настраивающего, эмоционально-стабилизирующего, эмоционально-активизирующего, а также эмоционально-тренирующего компонентов среды.

Общая информация

Рубрика издания: Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды начальной школы в условиях внедрения новых образовательных стандартов

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Скоркина Е.С. Развитие эмоциональности у дошкольников в детском образовательном учреждении // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 105–109.

Фрагмент статьи

Эмоциональное развитие ребенка выступает стержневой составляющей его общего развития, поскольку эмоциональность обусловливает успешность общения ребенка со сверстниками и взрослыми, определяет адекватность реакций на жизненные события, влияет на адаптацию к новым условиям жизнедеятельности.

Полный текст

Эмоциональное развитие ребенка выступает стержневой составляющей его общего развития, поскольку эмоциональность обусловливает успешность общения ребенка со сверстниками и взрослыми, определяет адекватность реакций на жизненные события, влияет на адаптацию к новым условиям жизнедеятельности. За кажущейся простотой детской эмоциональностью кроется довольно сложный и многоаспектный процесс понимания  и трансляции эмоций, требующий от детей установленного уровня развития и знаний. Особое внимание уделяется способности индивида идентифицировать и выражать эмоции, умению регулировать собственные эмоции и возможности использовать данную информацию для управления своим мышлением и поведением, совокупность данных проявлений  получила  название «эмоциональный интеллект».

При этом наиболее стремительное развитие эмоциональности  детей приходится на дошкольный возраст. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития эмоционального потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования воспитательно-образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы психических свойств, процессов и состояний.

Эмоции можно отнести к  классу психических состояний, проявляющихся в виде приятных, неприятных либо в виде более сложных по своему проявлению внутренних переживаний. При этом индивидуально-личностное проявление эмоций у каждого конкретного человека обозначается понятием «эмоциональность личности». По мнению С.Л. Рубинштейна [9], эмоция представляет собой особую субъективную форму существования. Е.П. Ильин [5] утверждает, что у человека ключевая функция эмоций заключается в том, что благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, могут, не употребляя речью, определять состояния друг друга. Под эмоциональностью понимается черта характера личности, обнаруживающаяся в частоте, насыщенности и продолжительности появляющихся эмоций, а также в их воздействии на психологическое состояние и поведение индивида [4].

Кроме того, как отмечает ряд исследователей необходимо различать эмоциональность и эмоциональную отзывчивость. Так, под эмоциональностью  понимается как особенность поведения, проявляющаяся во всевозможных формах, таких как слезливость, обидчивость, изменение настроения.

В свою очередь, эмоциональная отзывчивость соединена с социальными мотивами личности, выражается в эмпатии, идентификации, сотрудничестве с окружающими [2].

Эмоциональная сфера выступает важной составляющей в развитии личности дошкольников, поскольку никакое общение и взаимодействие не будет результативным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями.

М.И. Лисина [7] к предпосылкам развития эмоциональности в дошкольном возрасте относит: обобщение переживаний в дошкольном возрасте, организация совместной деятельности, уровень нравственного представления дошкольника, отношение «Я-ты» у ребёнка дошкольного возраста, которое считается генезисом личности и чувства, развитие которых опережает интеллектуальное, и которые дают начальную целостность человеческому существу.

Дошкольники  могут не только чувствовать, но и осмысливать многообразные эмоции. Отметим, что уровни понимания дошкольниками эмоций различны. Так, Е.Л Яковлева  [13] определила уровни осознания дошкольниками эмоциональных состояний другого человека: неадекватный, ситуативно-конкретный, словесного обозначения и описания экспрессии, осмысливания в форме описания, осмысливания в форме истолкования и проявления эмпатии. Автор утверждает, что распознание эмоционального состояния человека неосуществимо без способности понимать экспрессивные признаки выражения эмоции.

А.М. Щетинина [12] определила типы восприятия детьми эмоций: довербальный, диффузно-аморфный, диффузно-локальный, аналитический, синтетический, аналитико-синтетический. Как отмечает автор, тип восприятия экспрессии определяется  не только возрастом детей, однако данная зависимость проявляется наиболее ярко. Различия в типах определяются в какой-то мере и характером эмоции, воспринимаемой детьми. Например, для выявления детьми эмоции страха и удивления присущ, главным образом, довербальный тип восприятия; а для эмоций радости и грусти характерен диффузно-аморфный тип у  дошкольников среднего возраста и аналитико-синтетический тип восприятия  у старших дошкольников. Тогда как при восприятии гнева у дошкольников среднего возраста преобладающим становится диффузно-локальный тип восприятия эмоций, а у старших дошкольников – аналитический тип. При этом эмоциональность в процессе восприятия обнаруживается у детей всех возрастных групп как младшего, так и старшего, как правило,  при опознании ими эмоций гнева, страха или грусти.

О.А. Прусакова, Е.А. Сергиенко [8] отмечают, что уровень понимания детьми различных  эмоциональных состояний определяется рядом условий:

1) знаком и модальностью эмоции – положительные эмоции (например, радость) понимаются дошкольниками быстрее и лучше, по сравнению с отрицательными (например, гневом или печалью). Однако, несмотря на то, что эмоция удивления (интерес) относится к разряду положительных эмоций, дошкольниками она распознается плохо.

2) возрастом и накопленным в процессе жизни и общения опытом узнавания эмоций в многообразных жизненных ситуациях, в неодинаковом эмоциональном микроклимате и так далее. Данный опыт формируется у детей, как правило, стихийно, хотя его обогащение может быть и целенаправленно организовано, что увеличивает возможности и умение детей распознавать эмоции;

3) степенью владения дошкольником словесными обозначениями эмоций. Перевод с конкретно-чувственного познания эмоций на уровень их осознания вероятен при условии верной и полной вербализации переживаний и их внешних выражений;

4) умением ребенка выделять экспрессию и дифференцировать ее элементы, что предполагает сформированность в определенной степени эталонов выражений состояний.

Итак, у дошкольника  постепенно в процессе онтогенеза и в результате социализации складываются и совершенствуются центральные и существенные для жизни в обществе социально-перцептивные способности, проявляющиеся  в его индивидуальных особенностях восприятия и понимания эмоциональных состояний других людей, умении адекватно на них реагировать и отзываться даже на то, чего нет в опыте его собственных переживаний, что свидетельствует о потенциальных возможностях их совершенствования и служит основой построения благополучного и эффективного взаимодействия в социальной среде.

Однако, несмотря на формирующуюся в дошкольном возрасте способность встать в позицию другого человека, эмоционально отзываться на переживания людей, соответствующее указанным возможностям ребенка его поведение все еще ограниченно рамками собственного опыта и кругом общения и, безусловно, требует со стороны взрослого организации определенной развивающей работы.

Для детей в дошкольном возрасте наиболее свойственны  эмоциональная переменчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это обусловливает ключевую направленность педагогической работы с детьми дошкольного возраста – эмоциональное наполнение жизни ребенка и организация помощи в постижении эмоций и их регуляции.  По мнению Л.С. Выготского, воспитание эмоций, формирование эмоциональности как свойства личности ребенка  является  важной педагогической задачей.

Несомненно, что основным фактором, влияющим на развитие эмоциональности ребенка, выступает окружающая среда. При этом, под средой развития в дошкольном образовательном учреждении понимается способ организации пространства и применение оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития.

Организуя среду дошкольного образовательного учреждения, необходимо, чтобы воспитатели и методисты были направлены на организацию не только предметно-развивающей, но и на создание эмоционально-развивающей среды, способствующей многогранному и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста как основного условия его будущего благополучного и гармоничного развития. Для реализации данной задачи нужно определить условия, или установить компоненты среды, воздействующие на эмоциональную атмосферу дошкольного образовательного учреждения.

К основным условиям  развития эмоциональности дошкольника в ДОУ можно отнести:

- эмоционально-поддерживающий компонент среды – предполагающий  профессиональную установку воспитателей на создание эмоционально-развивающей среды в группе дошкольного образовательного учреждения;

- эмоционально - настраивающий компонент среды, выражающийся во внешней обстановке, предполагающий, например, цветовое решение дошкольного учреждения в целом и группы в частности, удобство мебели и так далее;

- эмоционально-стабилизирующий компонент среды, выражающийся в осуществлении режимных моментов, обусловливающих процесс нахождения ребенка в группе детского сада;

- эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ, раскрывающийся в разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты;

- эмоционально-тренирующий компонент среды, предполагающий  организацию и проведение психогимнастических упражнений, игр, заданий и т.д.

Таким образом, в дошкольном возрасте именно эмоциональность как свойство личности является доминантной и определяющей. Учет особенностей развития эмоциональности в дошкольном возрасте даст возможность оптимально и целенаправленно создавать и конструировать среду детского дошкольного учреждения. В итоге, мы можем установить, что развитая эмоциональность дошкольников обуславливает успешную коммуникацию со взрослыми и сверстниками, положительно влияет на эффективность адаптации к меняющимся условиям внешней среды, и является фундаментом гармоничного развития всех сфер ребенка.

Литература

  1. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57 — 65.
  2. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000, №5 С. 59 — 62.
  3. Выготский, Л.С. Мышление и речь. – сборник. – М.: Изд-во АСТ: Астрель, 2011.-637с.
  4. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 2003. – 245 с.
  5. Ильин  Е.П. Эмоции и чувства. -  СПб.: Питер, 2013 - 752 с.
  6. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб.пособие для студ. вузов. – М.: «Академия», 2004. – 288 с.
  7. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб, Питер, 2009. – 320 c.
  8. Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы  психологии. – 2006. № 4 С. 24-35
  9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2015. - 712 с.
  10. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для ВУЗов 3 изд. – М.: 2009. – 160 с.
  11. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб.пособие для студентов вузов по направлению и спец. психологии / Д. Б. Эльконин. - Москва :Academia, 2011. – 345 с.
  12. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. -  Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
  13. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы  психологии –  1997. № 4. С. 20-27.

Информация об авторах

Скоркина Екатерина Сергеевна, магистрант, ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»

Метрики

Просмотров

Всего: 6001
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 361
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2