Психологическое благополучие в образовательном пространстве

384

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования и поддержания психологического благополучия в образовательном пространстве. Для культивации психологического благополучия необходимо формировать школу как позитивный социальный институт, опирающийся на социальную поддержку, формировать безопасную и комфортную домашнюю среду, воспитывать подростков в атмосфере любви, близости и гармонии, формировать открытые и доверительные отношения между всеми участниками школьной среды. Также необходимо сохранение в подростковом возрасте родительского контроля и включенности в жизнь подростков, формирование чувства значимости подростка в семье.

Общая информация

Рубрика издания: Технологии, модели и алгоритмы оказания экстренной психологической помощи и кризисного психологического сопровождения детей младшего школьного и подросткового возраста в системе образования

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Водяха С.А., Водяха Ю.Е. Психологическое благополучие в образовательном пространстве // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 47–52.

Фрагмент статьи

В настоящее время разрабатывается ряд подходов к пониманию психологического благополучия, базирующихся на различных представлениях о благе, жизненных добродетелях, здоровом обществе.

Полный текст

В настоящее время разрабатывается ряд подходов к пониманию психологического благополучия, базирующихся на различных представлениях о благе, жизненных добродетелях, здоровом обществе.

В основу базового элемента психологического процветания личности М. Селигмана, положена категория «увлеченность». Увлеченность проявляется у детей до прихода в школу. Несколько лет спустя, у этих же детей находятся интересы вне школы, так не формируется внутренняя мотивация учения при выраженности высокой познавательной мотивации. Школа становится прибежищем скуки. Около двух третей школьников, не являются субъектами учебной деятельности [6]. Ученическое восприятие школы варьируется в диапазоне от апатии к раздражению [2]. Эти данные подтверждаются для школьников как на выборке отдельных стран, так в кросскультурных исследованиях [1].

Обучающиеся чувствуют себя пассивными участниками образовательного процесса, личностно не включенными и отторгаемыми внешне мотивированным процессом [4]. Скука порождает разочарование, отчаяние, выученную беспомощность и тревожность. Содействие мотивации обучающихся и культивирование чувства удовольствия от процесса обучения возможно через повышение вовлеченности.

Существуют различные способы повышения увлеченности посредством формирования чувства самоэффективности, самодетерминации и целеориентацией. Тем не менее, многие обучающиеся остаются безразличным к школе. Современная позитивная психологии акцентирует внимание на оптимальном здоровом функционировании человека.

Для достижения чувства потока, необходимо чтобы избранная личностью для решения задача создавала не просто трудность, а находилась в зоне его ближайшего развития. Чувство потока является процессом психологического отбора, играющего решающую роль в определении собственных интересов, целей и талантов на протяжении своей жизни.

Основываясь на теории потока, можно концептуализировать понятие «увлеченности обучаемого» как особого мотивационного состояния характеризуемое высокой концентрацией внимания, чувством удовольствия и интереса к учебной деятельности [4]. Концентрация внимания, которая является центральным элементом состояния потока, составляет основу сознательности учения, познавательного функционирования и академической успешности.

Удовольствие связано с демонстрацией собственной компетенции, творческих достижений и академических достижений. Интерес способствует концентрации внимания на объектах, отвечающих внутренней мотивации, стимулирует стремление продолжать деятельность и связан с академическими достижениями.

Наиболее высоким учебное сотрудничество является, когда концентрация, удовольствие, и интерес одновременно высоки. В тоже время, состояние потока является редкостью во время пребывания в школе. Исследования Д. Шерноффом особенностей взаимодействия учащихся выявили, что старшеклассники менее всего были увлечены учебной деятельностью, чем какой-либо другой. Концентрация внимания у школьников была выше, чем за пределами класса, но уровень их интереса и удовольствия был низок. Старшеклассники чаще думают о темах совершенно не связанных с учением примерно 40% времени своего пребывания в классе [5].

Учащиеся, проводящие много времени в классе, считают малопривлекательными такие виды деятельности, такие как прослушивание лекций, выступления с докладами и выполнение домашней работы или самообучение. Учебная деятельность порождает повышенную концентрацию во время занятий, проводимых в активной форме. Активная позиция в учении необходима для обеспечения того, что больше всего не хватает: удовольствия, внутренней мотивации и возможности для активно действовать в процессе учения [3]. Увлеченность учащихся будет существенно выше, когда задача воспринимается как сложная и посильная.

Психологическое благополучие учащегося является важным предиктором восприятия своих способностей справляться с учебными проблемами. При низкой субъективной значимости решения задачи и слабых способностях разрешения проблемной ситуации ведущим эмоциональным состоянием была апатия. Когда субъективная значимость проблемной ситуации была высока, при низком уровне уверенности в своей способности ее разрешения возникает тревожность. При низком уровне субъективной значимости и уверенности в своей способности решить проблему наступает релаксация [1]. Концентрация внимание в классах оптимизируется при надлежащем балансе между задачей и навыками, т.е. при реалистических ожиданиях успеха с самоэфффективостью. Увлечение деятельностью посредством простых и тривиальных заданий невозможно. Оптимальный уровень трудности задачи и наличие навыков решения проблем приводит к повышению качества обучения. Чтобы повысить внутреннюю мотивацию, настроение и самооценку необходимо трудное, но посильное задание.

Обучающиеся активнее участвуют в групповой и индивидуальной работе, чем прослушивая лекции или просматривая телепередач или видео. Во время экзамена обучающиеся проявляют очень высокую концентрацию внимания, но низкий уровень удовольствия. В целом, обучающиеся были более активное участие в учебных видах деятельности, которые предоставляют возможности для действий и продемонстрировать свое мастерство, но такая деятельность довольно редка, поэтому она сходит на нет.

М. Чиксентмихай и Хантер выявили, что колебания в потоке решения от увлеченности к скуке зависят во многом от личностных предпочтений. Личность, обладающая высоким уровнем оптимизма и чувством собственного достоинства, испытывает чаще состояние увлеченности [1]. Семья также играет положительную подкрепляющую роль в формировании установки на увлеченность.

Состояние потока в основном образует основу базового элемента психологического процветания по М. Селигману, названного им увлеченность. Увлеченность проявляется у детей до прихода в школу. Несколько лет спустя, у этих же детей находятся интересы вне школы, так не формируется внутренняя мотивация учения при выраженности высокой познавательной мотивации. Школа становится прибежищем скуки. Около двух третей школьников классификации издание, не являются субъектами учебной деятельности [6]. Ученическое восприятие школы варьируется в диапазоне от апатии к раздражению [6]. Эти данные подтверждаются для школьников как на выборке отдельных стран, так в кросскультурных исследованиях.

Целью исследования послужило исследование особенностей психологического благополучия креативных старшеклассников. Задачи исследования: 1. Исследование школьного благополучия и креативности старшеклассников. 2. Сравнительный анализ уровня психологического благополучия креативных и нонкреативных старшеклассников. Объект исследования: психологическое благополучие старшеклассников. Предмет исследования: креативность как предиктор психологического благополучия старшекласников.

Для исследования проявления благополучия у креативных школьников были обследованы 215 учащихся 9-11 классов г. Екатеринбурга. Для исследования психологического благополучия была использована шкала опросник психологического благополучия школьников (ОПБШ). Для исследования креативности использовался опросник Ф. Вильямса.

Многомерная шкала школьного благополучия содержит следующие шкалы: 1. Отношения с друзьями – удовлетворенность отношениями с друзьями и одноклассниками. Выражается в наличии тесных и дружеских отношений, позитивном отношении к сверстникам. 2. Отношение к школе – позитивное отношение к школе как социальному институту. Выражается в положительной оценке атмосферы класса и заинтересованность в учебной деятельности. 3. Отношение к педагогам – позитивное отношение к педагогам. Выражается в наличии представителей педагогического сообщества вызывающих уважение, симпатию и пользующихся авторитетом. 4. Отношения с родителями – позитивное отношение к родителям. Выражается в наличии доверительных и теплых отношений с родителями. 5. Отношение к себе- позитивное самоотношение. Выражается в самоуважении и чувстве собственной самоценности.

Опросник Вильямса состоит из следующих шкал: 1. Любознательность – стремление к надситуативной познавательной активности, не стимулированной извне. 2. Воображение – яркое продуктивное воображение. 3. Сложность – склонность решать сложные проблемы и проблематизировать действительность. 4. Склонность к риску – стремление рассматривать познавательную ситуацию как диалектического единства противоречий, принятия противоположных точек зрения.

При ранжировании выборки по степени креативности были выделены две группы испытуемых: креативы (с сильно выраженной креативностью) и нонкреативы (со слабо выраженной креативностью). Креативов выявлено 34 человека, нонкреативов -47 человек.

В результате выяснилось, что наиболее существенным различием по критерию Стьюдента между креативами и нонкреативами является в отношении к школе (18,108 против 13,5). Т-критерий равен 2,776 (р<0,006782). Таким образом, отношение креативов к школе существенно выше, чем у нонкреативов. Возможно, это связано с тем, что креативы находят школьную жизнь более увлекательной. Весьма примечательно, что у креативов и нонкреативов различаются соотношения между отдельными компонентами психологического благополучия. Если отношение к школе креативов положительно связано с отношением к педагогам (r=0,53), отношения с родителями (r=0,65), то у нонкреативов отношение к педагогам (r=0,10) и отношения с родителями (r=-0,05).

На основании анализа литературы авторы статьи предлагают следующие рекомендации по формированию психологического благополучия в образовательном пространстве:

- формирование школы как позитивного социального института, опирающегося на социальную поддержку со стороны родителей, учителей, одноклассников и близких друзей;

- формирование безопасной и комфортной домашней среды;

- воспитание подростков в атмосфере любви, близости и гармонии;

- формирование открытых и доверительных межличностных отношений между всеми агентами школьной среды;

- сохранение в подростковом возрасте родительского контроля и включенности в жизнь подростков;

- формирование чувства значимости подростка в семье;

- семейная поддержка отношений с людьми и видов деятельности детей за границами семьи;

- формирование академической и социальной самоэффективности подростка;

- формирование самовоспринимаемой компетентности по основным предметам;

- формирование внутреннего локуса контроля по отношению к собственным успехам;

- коррекция выученной беспомощности, формирование академического оптимизма и высоких личностных стандартов;

- формирование конструктивных стилей совладания со стрессом.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

Креативность является предиктором психологического благополучия старшеклассника.

Отношение к школе креативных старшеклассников положительно связано с отношением к педагогами к родителям.

Отношение к педагогам напрямую зависит от отношения к школе как социальному институту.

Литература

  1. Водяха С.А. Самодетерминация как предиктор психологического благополучия школьников // Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы: Материалы Международной научной конференции. Москва, 2014. С. 239-241
  2. Boniwell, I. Positive Psychology in a Nutshell. London: Personal Wellbeing Centre, 2008.
  3. Cothran, D.J. “And I hope you see things that startle you”: What students can teach us about physical education. //Kinesiology Review. 2013. №2. Р.76-80.
  4. Gilman, R., & Anderman, E. M. Special issue on the role of motivation in school psychology. //Journal of School Psychology. 2013. №3.Р.78-84
  5. Shernoff, D. J., Csikszentmihalyi, M., Schneider, B., &Shernoff, E. S. Student engagement in high school classrooms from the perspective of flow theory. School Psychology Quarterly. 2003. №18.Р.158-176.
  6. Seligman, M. The Optimistic Child. NewYork: HoughtonMifflin. 2007.

Информация об авторах

Водяха Сергей Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Института психологии, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Екатеринбург, Россия, e-mail: svodyakha@yandex.ru

Водяха Юлия Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Уральский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО УрГПУ), Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6795-9174, e-mail: jullyaa@ya.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4584
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 35

Скачиваний

Всего: 384
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4