Социально-психологическая комфортность образовательного пространства в классе как фактор гармоничного развития учащихся
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды начальной школы в условиях внедрения новых образовательных стандартов
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Войтик М.В. Социально-психологическая комфортность образовательного пространства в классе как фактор гармоничного развития учащихся // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 101–104.
Фрагмент статьи
В современном мире происходят глобальные изменения и перестройки в образовательной системе, что оказывает значительное влияние не только на педагогов, но и на учеников. Так многие дети испытывают неустойчивое дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение предъявляемых требований, а также испытывают трудности в общении с педагогами и сверстниками. Поэтому очень важно обеспечить социально-психологическую безопасность образовательного процесса, которая будет сохранять и укреплять психологическое здоровьемладшего школьника.
Полный текст
В современном мире происходят глобальные изменения и перестройки в образовательной системе, что оказывает значительное влияние не только на педагогов, но и на учеников. Так многие дети испытывают неустойчивое дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение предъявляемых требований, а также испытывают трудности в общении с педагогами и сверстниками. Поэтому очень важно обеспечить социально-психологическую безопасность образовательного процесса, которая будет сохранять и укреплять психологическое здоровьемладшего школьника.
Забота о психологическом здоровье учащихся, в первую очередь начальной школы, становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения. Это означает, что современная начальная школа должна становится не только местом, где детей учат и воспитывают, но и психологически безопасным и психологически комфортным пространством для развития во всех смыслах здоровых детей. Это возможно только в атмосфере душевного благополучия и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы обучения, воспитания и развития личности младшего школьника [7.С. 58].
Социально-психологическая комфортность необходима не только для полноценного психического развития ребёнка, но и для развития его физического состояния. Проблема обеспечения (сохранения) психологической безопасности и психологического здоровья учащихся по-прежнему остаётся предельно актуальной для современной образовательной практики. Важным направлением этой деятельности в работе учителей и педагога-психолога в образовательной организации является развитие эмоциональной сферы учащихся младшего школьного возраста, отреагирование негативных эмоциональных переживаний детей в образовательном процессе, развитие умений приемлемыми и социально одобряемыми способами выражать свои эмоции. Эмоциональное состояние младших школьников, а также взаимодействие с учителями и одноклассниками является важным фактором для эффективного обучения и развития.
Психологическая безопасность позволяет поддерживать баланс между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способность преодолеть такие воздействия собственными ресурсами, а также с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга, а образовательная среда класса является не только неотъемлемой частью жизни ребёнка, но и системой обеспечения комфорта.
Под психологическим комфортом понимаются условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, происходит развитие совместной деятельности, при этом не возникает необходимость защищаться [4, 5]. Источником психологической комфортности является: положительное эмоциональное состояние педагога и ученика; доброжелательное отношение между педагогом и учеником; создание благоприятных условий для взаимодействия педагога с учеником с целью обеспечения возможностей реализации личности ребёнка в полной мере [4, 6]. По нашему мнению, грамотно построенная работа в данном направлении способствует повышению психического здоровья, повышает способность к саморегуляции. Всё это возможно, если ученик на уроке не испытывает чувство страха и не боится быть униженным.
Психологический комфорт должен обеспечиваться комплексно - единством действий всех субъектов образовательной среды, поэтому для обеспечения качественного образовательного процесса важно своевременно выявлять уровень психологической комфортности учеников. Необходимым и достаточным для проведения диагностического минимума может являться диагностический пакет, включающий следующие методики:
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, которая была направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста;
Шкала реактивной и проактивной агрессии (Э. Роланд и Т. Идсье) помогает выявить наличие агрессии, её направленность и интенсивность;
Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова) исследует эмоционально-личностную сферу ребенка;
Рисунок «Школа» (по Н.Г. Лускановой) выявляет отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе;
Социометрический опросник (Дж. Морено) исследует межличностные и межгрупповые отношения с целью их изменения, улучшения и совершенствования.
В текущем учебном году нами было проведено исследование с учащимися младшего школьного возраста (учащиеся 2 класса в количестве 26 человек).
Полученные результаты в целом свидетельствуют о неблагоприятном социально-психологическом климате в классе, а именно: повышенном уровне тревожности у учащихся. Обращает на себя внимание факт наличия дисгармоничных отношений «ученик-учитель», «ученик-ученик» в исследуемом классе. Объяснить причины этой ситуации в классе позволяет наличие двух обстоятельств: неблагоприятные отношения детей с учителем и несформированность классного коллектива, в котором к тому же присутствуют дезадаптированные дети. Подобная ситуация способствует росту «зоны напряжения» в межличностных отношениях, укреплению эгоцентрических установок у детей, ведет к недостаточному развитию коммуникативных навыков (умение и желание находить компромисс, вставать на позицию другого человека, оказывать поддержку, сопереживать), преобладанию агрессивных проявлений как средства общения как учителя с учениками, так и учеников между собой. Кроме того, в ситуации напряжения и стресса, связанного с неблагоприятным психологическим климатом, страхом предъявления себя и самовыражения, отсутствии поддержки со стороны учителя, фрустрации потребности в достижении в классе, естественным образом может произойти снижение успеваемости и школьной мотивации.
Современная педагогическая практика располагает возможностями для успешного развития ненасилия как ценности у младших школьников, если обеспечивается реализация в образовательной среде следующих психолого-педагогических условий, адекватных специфике самой среды [7.С. 65]:
- обеспечение педагогическим коллективом в процессе обучения, воспитания комплексной помощи младшим школьникам в решении наиболее важных проблем и потребностей их текущего развития;
- развитие на основе современных гуманистических подходов эмоционально-волевой сферы младшего школьника, в том числе создание атмосферы психологического комфорта, гуманизация жизнедеятельности образовательного учреждения;
- ориентированность учителей начальной школы на психологическую безопасность как важную профессиональную ценность, на личностную модель взаимодействия с детьми, личностно-профессиональный рост, изменение их нравственной позиции через освоение теоретических основ и практических методов педагогики ненасилия;
- разработка и активное внедрение в жизнедеятельность образовательного учреждения содержания и технологий воспитания, способствующих развитию у школьников ненасилия как ценности.
Литература
- Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке // Начальная школа. – 2003. – №4.
- Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы.// Психопрофилактика эмоционального напряжения. СПб.: КАРО, 2003.
- Баева И.А Психологическая безопасность в образовании: Монография. Санкт-Петербург, 2002.
- Зарипова Л.Е. Комфортность учебной среды http://festival.1september.ru/articles/570029/
- Козина И.Е. Влияние уровня комфортности школьной образовательной среды на проявление конформности индивида.www.sworld.com.ua/index.php/ru/pedagogy-psychology-and-sociology-411/social-law-and-special-educational-psychology-411/11132-411-0739
- Ковров В.В. Современные вызовы психологической безопасности образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. - №158. – С.56-67.
- Ковров В.В. Оганесян Н.Т. Обеспечение психологической безопасности в начальной школе //Педагогика. – 2014. – № 4. С.58-65.
- Кравцова М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. – (Психолог в школе). – М.: Генезис, 2005.
- Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда урока в школах разных типов // Психологическая наука и образование. – 2000. – №3. – C.12-18.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4577
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 60
Скачиваний
Всего: 192
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0