Принятие Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которое обеспечило условия формирования в России системы инклюзивного образования, требует существенного повышения психолого-педагогических знаний преподавателя. В данном законе впервые в российской практике были на законодательном уровне закреплены такие понятия, как: «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа», «индивидуальный учебный план», а также приняты принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. К ним относятся:
- обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
- свобода выбора получения образования согласно потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека;
- развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
- обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования [7].
Модернизация системы образования в соответствии с новым принципами государственной политики в сфере образования стала возможна благодаря «введению новых ФГОС, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, включивший в себя следующие основные принципы:
- учет индивидуальных психологических, личностных, возрастных, физиологических особенностей обучающихся;
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
- обеспечение преемственности образования;
- разнообразие организационных форм» [4, с.8].
Принятие нового закона «Об образовании» и введение новых ФГОС обуславливает изменение требований к результатам деятельности педагогов, как основных агентов расширения академических и социализаторских перспектив ребенка, что предполагает необходимость наличия у преподавателей начальной школы набора психолого-педагогических компетенций и умения работать с проблемными людьми. Преподаватель должен знать закономерности психологического и умственного развития учеников, понимать и осознавать возрастные особенности их развития, владеть и применять технологии развивающего обучения [2, с. 64].
Результатом деятельности педагога, действующего во взаимодействии с другими участниками образовательной среды, в первую очередь с педагогом-психологом и социальным работником (социальным педагогом), должна стать психологизация образовательной среды в целях развития личности ребенка, защиты его от всех форм дискриминации, создания необходимых условий для социализации и интеграции каждого ребенка в образовательное пространство школы.
В России понятие «инклюзия» чаще всего используется в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья, и инклюзивными называют образовательные учреждения, в которых практикуется совместное обучение здоровых детей и детей с инвалидностью. Однако в западном понимании понятие инклюзии значительно более широкое, и оно не ограничивается включением в образовательное пространство школы детей с инвалидностью. Ряд российских ученых придерживается данной позиции. Так, Аблихарова Г.В. отмечает, что термин «инклюзивное образование» включает в себя всех детей, а не только детей с инвалидностью [1]. Ярская В.Н. интерпретирует инклюзию как «демократическую акцию включения индивида или группы в более широкое сообщество с целью приобщения к определенному действию или культурному процессу» [6].
Инклюзия – образовательная концепция, комплекс мер, позволяющих каждому ребенку «включиться» в образовательное пространство школы, независимо от наличия у него нетипичных психофизических свойств, его национальности, вероисповедания, цвета кожи. Не только для инклюзивной школы, в которой практикуется совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, создание безопасной и комфортной психологической среды для всех участников образовательного процесса является актуальным. Для Северного Кавказа с его многонациональностью и многоконфессиональностью инклюзия в образовании также представляет перспективное направление развития системы образования. В данном контексте инклюзия может быть рассмотрена как комплекс мер, призванных создать в школе комфортную психологическую среду, в которой не только будут обеспечены условия для «получения каждым ребенком академических знаний, но и для развития его социальных и коммуникативных навыков, его личностного развития и социальной адаптации» за счет применения ряда социокультурных технологий, составляющих основу инклюзии [3, с. 28].
Инклюзивный подход предполагает не концентрацию усилий на развитии только «проблемных» детей, которые относятся к так называемой «группе риска», а на создание комфортных психологических условий для воспитания каждого ребенка с учетом его особенностей, в том числе наличия нетипичных психофизических свойств, удовлетворение потребностей в позитивном развитии всех учеников, всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Педагог, работающий в инклюзивном классе, должен обладать следующими элементами педагогической профессиональной компетенции для создания благоприятной психологической среды:
1. Умение сформировать дружественную среду в классе, в которой каждый ребенок, независимо от наличия у него тех или иных особенностей, имеет возможность удовлетворить образовательные потребности. Педагог должен создать условия для активного участия каждого ученика как в академическом процессе, так и в социальных мероприятиях, проводимых в школе.
2. Учет нетипичности каждого ребенка при его интеракциях с участниками образовательного процесса и выполнении учебных заданий. Преподаватель должен дистанцироваться от ранее практикуемых в российской образовательной системе фиксированных норм для выполнения заданий учащимися и предоставлять им при необходимости дополнительное время на выполнение данных задач.
3. Создание условий для наиболее быстрого и полного включения каждого ребенка в образовательное пространство класса посредством целенаправленной работы по построению ситуаций, в которых между учениками устанавливаются контакты, они могут примерить на себя разные ролевые функции, целью которых является идентификация ребенка как полноправного участника школьного коллектива.
4. Установление доверительных интеракций с каждым учеником, их постепенное развитие для оказания своевременной и перманентной социально-психологической и социально-педагогической поддержки учеников.
5. Одна из важнейших задач педагога при системно-деятельностном подходе – создание условий для развития инициативной, деятельностной личности, поэтому он должен обладать умением создать в классе благоприятную фоновую обстановку для развития социальной и академической субъектности каждого учащегося, его демонстрации активных поведенческих паттернов не только в образовательной среде, но и в социуме [5].
6. Соблюдение стратегий преподавания, ориентированных на выделение определенных приоритетов для каждого ребенка, в том числе его социализаторских и академических перспектив, и выстраивание учебно-воспитательного процесса в соответствии с данными приоритетами. Оценка результатов учащихся также должна быть выстроена согласно данным приоритетам.