Организационные и содержательные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи Института экстремальной психологии МГППУ

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Вихристюк О.В. Организационные и содержательные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи Института экстремальной психологии МГППУ // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ.

Фрагмент статьи

В 2002 году в структуре Московского городского психолого-педагогического университета по инициативе Департамента образования города Москвы и ректора Университета был создан Центр экстренной психологической помощи. Впоследствии (с 2009 г.) Центр стал структурным подразделением Института экстремальной психологии МГППУ. Основной целью деятельности Центра является оказание экстренной психологической помощи субъектам образовательной среды, а также проведение научных исследований в области психологии кризисных и экстремальных ситуаций.

<...>

Полный текст

В 2002 году в структуре Московского городского психолого-педагогического университета по инициативе Департамента образования города Москвы и ректора Университета был создан Центр экстренной психологической помощи. Впоследствии (с 2009г.) Центр стал структурным подразделением Института экстремальной психологии МГППУ. Основной целью деятельности Центра является оказание экстренной психологической помощи субъектам образовательной среды, а также проведение научных исследований в области психологии кризисных и экстремальных ситуаций.

К основным практическим задачам Центра относятся:

  • оказание экстренной психологической помощи детям (преимущественно в составе семьи) в чрезвычайных и кризисных ситуациях;
  • оказание психологической помощи субъектам образовательной среды образовательных учреждений различного вида и типа в кризисных и экстремальных ситуациях (по запросу Департамента образования города Москвы);
  • оказание экстренной психологической помощи детям, родителям, специалистам сферы образования по их запросу, средствами заочного (телефонного) или очного консультирования.

Основными научно-исследовательскими и методическими задачами Центра являются:

  • научно-методическое сопровождение антикризисных служб системы образования города Москвы по вопросам оказания экстренной психологической помощи субъектам образовательной среды в условиях чрезвычайных и кризисных ситуаций;
  • осуществление научного руководства опытно-экспериментальной деятельностью образовательных учреждений города Москвы и столичного региона по проблемам психологической безопасности в образовании, в т.ч. оказание научно-методической помощи образовательным учреждениям различного вида и типа города Москвы в проектировании и моделировании психологической компоненты безопасной образовательной среды;
  • проведение научных исследований по выявлению рисков и угроз психологической безопасности субъектов образовательной среды в образовательных учреждениях города Москвы;
  • проведение по запросу образовательных учреждений мониторинга и научно-прикладной (гуманитарной) экспертизы психологической компоненты безопасности образовательных сред учреждений;
  • проведение научных исследований по проблемам оказания экстренной психологической помощи субъектам образования, в т.ч. обоснование, разработка и внедрение в практику личностно-ориентированной модели оказания экстренной психологической помощи детям, подросткам и их родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. 

Прикладными задачами Центра являются организация и проведение стажировок специалистов, ознакомительной и производственной практик студентов МГППУ и других вузов, содействие волонтерской деятельности на базе Центра, разработка и проведение курсов повышения квалификации для психологов и работников сферы образования, по основным направлениям деятельности Центра.

В настоящее время задачи, поставленные перед Центром, решаются двумя отделами (практическим и научно-исследовательским).

Блок оказания экстренной психологической помощи представлен практическим отделом «Психологическая помощь субъектам образования». В отдел входит два подразделения: сектор экстренного реагирования и психологического консультирования и городская психологическая Служба «Детский телефон доверия».

Научно-исследовательская деятельность осуществляется отделом  «Психологическая безопасность субъектов образования». Отдел представлен научно-исследовательскими лабораториями «Психологическая безопасность в образовании» и «Научно-методическое обеспечение экстренной психологической помощи».

Деятельность Центра осуществляется во взаимодействии с городскими службами экстренного реагирования, в том числе ГУ МЧС по г. Москве, Московской службой психологической помощи населению Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, психолого-педагогическими-медико-социальными Центрами системы столичного образования, окружными учебно-методическими центрами Департамента образования города Москвы (ЮАО, ЦАО, СВАО, ЮЗАО), Аппаратом Уполномоченного по правам ребенка по городу Москве, автономными некоммерческими организациями (в частности, АНО «Сопротивление» и АНО «Этносфера»), фондами и организациями (в частности, Российский благотворительный Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения), социально-реабилитационным центром «Красносельский» Департамента социальной защиты населения города Москвы, другими партнерскими научными организациями, в числе которых ФГУ Московский НИИ психиатрии Росздрава, образовательные учреждения Университетского округа МГППУ, научно-исследовательская лаборатория «Психологическая культура и безопасность в образовании» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Организация взаимодействия специалистов разных ведомств при оказании экстренной психологической помощи в условиях ЧС отражена в документе «Порядок межведомственного взаимодействия при оказании специализированной психотерапевтической, психологической и психиатрической помощи при ЧС в г. Москве», утвержденном Правительством г. Москвы в 2006 г. В рамках этого документа Центр осуществляет экстренную психолого-педагогическую помощь пострадавшим в ЧС детям и подросткам (преимущественно в составе семьи).

Еще одним немаловажным аспектом организации психологической помощи в ЧС является то, как распределены силы внутри ведомства. В системе столичного образования служба экстренной психологической помощи включает в себя:

  • антикризисные подразделения на базе существующих окружных Центров психолого-медико-социального сопровождения;
  • формирующиеся школьные антикризисные бригады;
  • Центр экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета;
  • научно-исследовательскую лабораторию «Психология безопасности образовательной среды и психологическое обеспечение деятельности в экстремальных ситуациях» Психологического института РАО.

С 1999 года сотрудники Центра при непосредственном участии психологов подразделений МГППУ и специалистов  НПЦ «Психология экстремальных ситуаций» (лаборатория «Психология безопасности образовательной среды и психологическое обеспечение деятельности в экстремальных ситуациях») Психологического Института РАО, совместно со специалистами антикризисных подразделений города принимали активное участие в оказании экстренной психологической помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.

В Москве (с 1999 года) сотрудники Центра участвовали в оказании  психологической помощи: пострадавшим от взрыва жилых домов вследствие террористических актов и аварий техногенного характера; пострадавшим в результате организованных террористами взрывов: в переходе на Пушкинской площади; у м.Тушинская (на Тушинском аэродроме); рядом со ст. м.Рижская; в поезде метро (в перегоне между станциями Автозаводская - Павелецкая); заложникам «Норд-Ост» на Дубровке, их родным и близким; людям, пострадавшим в результате обрушения крыши в «Трансваль-Парке» (2004), их родственникам и другим категориям населения; пострадавшим при взрыве в жилом доме на ул. Корабельникова (2008), оказывалась психологическая помощь родственникам тяжело пострадавших при пожаре в ресторане «Хромая лошадь» г. Перми (2009), родственникам и пострадавшим при взрывах на станциях метро «Лубянка» и «Парк Культуры» Московского метрополитена (2010), в аэропорту Домодедово (2011).

Сотрудники Центра также выезжали в другие районы России с целью оказания психологической помощи: в Волгодонске (1999), членам семей экипажа АПРК «Курск» в пос. Видяево (2001); на Северном Кавказе пострадавшим и их родственникам от терактов, в Республике Дагестан (09.05.2002), г. Ессентуки (2003). Также сотрудники Центра участвовали в работе по оказанию психологической помощи в г. Беслане (2004). В детском приюте Надтеречного района Чеченской республики проводилась психолого-педагогическая работа с детьми и взрослыми. Ежегодно, вплоть до 2008 года сотрудниками центра проводилась работа по реабилитации детей из Чеченской республики, выезжающих на летний отдых в детский оздоровительный лагерь Московской области. Специалисты Центра выезжали в августе-сентябре 2008 в г. Цхинвал для оказания
психологической помощи пострадавшим в ходе военной агрессии Грузии детям, их родителям и учителям Южной Осетии. Начиная с сентября 2008 г. и летом 2009 г. в Подмосковном санатории оказывалась психологическая помощь детям Южной Осетии, пострадавшим в ходе вооруженного конфликта.

Кроме того, в Центре осуществляется и дистанционное консультирование. Так с сентября 2008 года в Центре функционирует Служба «Детский телефон доверия». Служба создана на базе Телефона доверия экстренной психологической помощи, который вел свою работу с 2002 года.

Специалисты Детского телефона доверия МГППУ, принимая звонки круглосуточно, за 2 года приняли свыше 24 тысяч обращений от абонентов (детей, родителей и других взрослых). Психологи Службы консультируют детей, подростков, родителей, педагогов по любым вопросам, касающимся развития, обучения, воспитания детей, оказывают психологическую поддержку и помощь в трудных жизненных обстоятельствах. На базе Службы ведутся научные исследования по проблемам:

  • оказания экстренной психологической помощи средствами дистанционного консультирования;
  • синдрома профессионального выгорания сотрудников;
  • повышения качества и эффективности деятельности специалистов дистанционного консультирования детей и  подростков.

В период чрезвычайных ситуаций Служба может работать в режиме шестиканальной горячей линии и оказывать экстренную психологическую помощь людям разных возрастов.

Специфика оказания экстренной психологической помощи ребенку имеет ряд особенностей:

  • во-первых, возрастные особенности детского восприятия травматического события (дети иначе воспринимают травматические события, нежели взрослые). Ребенок не всегда может правильно оценить происходящие события (например, с точки зрения своей безопасности) и не всегда понимает характер совершаемых им действий и их последствий;
  • во-вторых, зависимость организации всей жизнедеятельности ребенка от взрослого (родители, педагоги, окружение). Проявление у ребенка последствий психотравмирующего события во многом будет определяться психоэмоциональным состоянием его близких, поэтому специфика оказания помощи ребенку заключается в совместной работе с ним и его окружением;
  • в-третьих, для работы психолога с несовершеннолетним требуется разрешение родителя или иного представителя ребенка.

В Центре разработана и апробируется модель экстренной психологической помощи  (в том числе субъектам образовательной среды на всех уровнях (ДОУ, ОУ, ВОУ)). Разработаны и внедряются программы повышения квалификации для специалистов в области экстремальной психологии: «Экстренная психологическая помощь», «Психологическая помощь в кризисных ситуациях», «Специфика детского телефонного консультирования», «Психологическая безопасность образовательной среды» и другие.

Проблема обеспечения комплексной безопасности образовательной среды в целом включает в себя как техническую, так и психологическую составляющую. Анализ экстремальных и кризисных ситуаций в широкой социальной сфере, в том числе и в системе образования, свидетельствует, что их причина во многом связана с так называемым человеческим фактором, в том числе и с психологическими особенностями личности (психическими свойствами и состояниями, особенностями и характером межличностных отношений и др.). Одной из задач деятельности Центра является изучение целого круга вопросов, связанных с обеспечением и поддержанием психологической безопасности образовательной среды, выявлением угроз и факторов безопасности всех субъектов образовательной среды. Эти вопросы решаются в опытно-экспериментальной работе городской экспериментальной площадки «Система экспертизы психологической безопасности образовательной среды». Городская экспериментальная площадка функционирует в 37-ми образовательных учреждениях четырех административных округов города Москвы. Технология проведения экспертизы психологической безопасности образовательной среды и «Паспорт психологической безопасности образовательного учреждения» будут являться важными составляющими в обеспечении безопасности образовательного учреждения, поскольку позволят своевременно выявить угрозы безопасности, принять необходимые превентивные, профилактические меры по минимизации выявленных рисков.

Безусловно, для создания и поддержания безопасной образовательной среды необходимо внедрение эффективных технологий экстренной психологической помощи. Следует отметить, что современная практика экстренной психологической помощи невозможна без системных научных исследований и разработок в сфере психологической коррекции, психологии личности, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии. Основной задачей Центра является научный анализ существующих методик и разработка новых, более эффективных средств оказания экстренной психологической помощи. Немаловажным аспектом является последующее внедрение инновационных методов в процесс обучения специалистов психологов в области экстремальной психологии. В Центре разработана и апробируется модель экстренной психологической помощи  субъектам образовательной среды. Разработаны и внедряются программы повышения квалификации для специалистов в области экстремальной психологии. Проводятся стажировки и практика студентов разных вузов. Специалисты Центра являются преподавателями факультета Экстремальной психологии Института экстремальной психологии МГППУ.

Информация об авторах

Вихристюк Олеся Валентиновна, кандидат психологических наук, руководитель Центра экстренной психологической помощи, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5982-1098, e-mail: vihristukov@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3650
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0