Личностное развитие педагога как субъекта экспертизы психологической безопасности образовательной среды

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Лактионова Е.Б. Личностное развитие педагога как субъекта экспертизы психологической безопасности образовательной среды // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ.

Фрагмент статьи

В современных условиях перед школой, учителями стоят задачи подготовки личности, умеющей ориентироваться и активно включаться в стремительно изменяющуюся социальную среду. Концептуальные изменения, которые произошли как в социальной сфере, так и в сфере образования, привели к рассогласованию целей обучения и требований, предъявляемых к выпускникам. Приходится констатировать, что пока качество подготовки выпускников наших общеобразовательных учреждений не всегда отвечает современным требованиям и оставляет желать лучшего. Школы продолжают выпускать молодых людей, психологически не готовых включаться в современную жизнь и активно участвовать в ней. В целом идет пересмотр приоритетов образования и предъявляемых к нему запросов общества, смена парадигмы подготовки учащихся и специалистов, в которой отражены иное содержание, иные подходы к обучению и педагогический менталитет.

<...>

Полный текст

В современных условиях перед школой, учителями стоят задачи подготовки личности, умеющей ориентироваться и активно включаться в стремительно изменяющуюся социальную среду. Концептуальные изменения, которые произошли как в социальной сфере, так и в сфере образования, привели к рассогласованию целей обучения и требований, предъявляемых к выпускникам.  Приходится констатировать, что пока качество подготовки выпускников наших общеобразовательных учреждений не всегда отвечает современным требованиям и оставляет желать лучшего. Школы продолжают выпускать молодых людей, психологически не готовых включаться в современную жизнь и активно участвовать в ней. В целом идет пересмотр приоритетов образования и предъявляемых к нему запросов общества, смена парадигмы подготовки учащихся и специалистов, в которой отражены иное содержание, иные подходы к обучению и педагогический менталитет.

Анализ современной социокультурной ситуации позволил определить  контекст обсуждаемой проблемы: 

  • в настоящее время сложилась новая историческая ситуация когда главным ресурсом развития становится сам человек, что требует серьезных вложений в человеческий капитал, прежде всего, в его психологическую составляющую;
  • модернизация образования — это объективный процесс, обусловливающий его реформирование и продвижение в направлении формирования новых смыслов, ценностей, содержания образования, подходов к методам обучения и оценки результатов образовательной деятельности, соотнесенной с личностным потенциалом (ресурсами) субъектов образования.

Подготовка современного образованного человека и создание адекватных социальному заказу условий, в которых она осуществляется, один из наиболее  наукоемких процессов. Экспертиза этих условий является актуальной социальной потребностью.

Психологически значимыми условиями, формирующими личностное и социальное развитие выпускника, являются качество образовательной среды, в аспекте ее психологических характеристик и уровень личностного развития педагога.  Поскольку специфика образовательного процесса определяется взаимной обусловленностью деятельности педагога и деятельности ученика, педагог  как субъект  педагогической  деятельности  и ученик как субъект учебной деятельности неразрывно связаны, следовательно,  необходимо исследовать  показатели личностного развития педагога.

Исследование проводилось в рамках Городской экспериментальной площадки второго уровня «Система экспертизы психологической безопасности образовательной среды» под научно-методическим руководством Центра экстренной психологической помощи МГППУ.  В нем приняли участие 13 образовательных учреждений Южного, Центрального, Северо-Восточного и Юго-Западного административных округов г. Москвы.  Общее количество педагогов составило 171 человек, средний возраст 44,5 года.

Для диагностики личностных, эмоциональных и коммуникативных характеристик педагогов был сформирован следующий комплекс методик: тест смысложизненных ориентаций; опросник «Индекс толерантности»; опросник структуры субъектности; опросник «Самооценка волевых качеств»; методика «Диагностика личностной креативности»; методика «Направленность личности в общении». Также нами использовались методики «Шкала субъективного благополучия» и «Интегральная удовлетворенность трудом», поскольку мы исходили из положения, что субъективное благополучие оказывает влияние на различные параметры психического состояния, успешность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия, что особенно значимо для профессиональной деятельности педагога.

Целью исследования было изучение субъективного благополучия и личностных, эмоциональных и коммуникативных характеристик педагогов в различных типах образовательных сред.

Экспериментальная работа осуществлялась в 3 этапа:

  1. Исследование психологических характеристик образовательной среды по объективным и субъективным показателям.
  2. Выявление типов образовательных сред с «высокими» и «низкими» показателями.
  3. Изучение и сопоставление показателей субъективного благополучия и личностных, эмоциональных и коммуникативных характеристик педагогов в разных типах образовательных сред.

В результате исследования взаимосвязей показателей психологической безопасности образовательной среды с субъективным благополучием и личностными характеристиками педагогов выявлено 105 статистически достоверных связей. Из них 27 связей с субъективным благополучием педагогов, 19 – со смысложизненными ориентациями, 25 – с интегральной удовлетворенностью трудом, 12 – с субъектностью, 9 – с волевым потенциалом, 6 – с креативностью, 4 – направленностью личности в общении и 2 – с толерантностью.

Субъективное благополучие педагога положительно взаимосвязано с психологической безопасностью образовательной среды и отдельными ее психологическими характеристиками (р£0,001). (Более подробно о методике оценки психологической безопасности образовательной среды см. в публикациях 1; 2; 3).

Наиболее высокая значимость корреляций показателей субъективного благополучия «Напряженность и чувствительность», «Психоэмоциональная симптоматика», «Изменение настроения», «Значимость социального окружения», «Самооценка здоровья» и «Удовлетворенность повседневной деятельность» получена относительно референтности образовательной среды (р£0,001).

То есть, в среде, которая оценивается, как значимая, педагог ощущает удовлетворенность жизнью, что сопровождается положительным эмоциональным настроем и высоким жизненным тонусом. Это может быть также связано с наличием интересной и социально одобряемой деятельности. Были выявлены взаимосвязи показателей субъективного благополучия с такими показателями психологической безопасности образовательной среды как удовлетворенность характеристиками образовательной среды и защищенность от психологического насилия в межличностном взаимодействии.

Установлены положительные взаимосвязи показателей «Напряженность и чувствительность» (р£0,01), «Психоэмоциональная симптоматика» (р£0,01), «Изменение настроения» (р£0,05), «Значимость социального окружения» (р£0,01), «Удовлетворенность повседневной деятельностью» (р£0,001) с показателем  удовлетворенность образовательной средой.

С показателем защищенность от психологического насилия в образовательной среде положительно коррелируют показатели «Напряжённость и чувствительность» (р£0,05), «Психоэмоциональная симптоматика» (р£0,01), «Изменение настроения» (р£0,05), «Значимость социального окружения» (р£0,01), «Самооценка здоровья» (р£0,05) и «Удовлетворенность повседневной деятельностью» (р£0,001).

Это говорит о том, что если педагог доволен взаимоотношениями с учениками и коллегами по работе, если его ценят и уважают, относятся с пониманием, то его профессиональная деятельность будет наполнена положительными эмоциями, сопровождаться хорошим настроением и благоприятным расположением духа. К тому же, в такой среде педагогу проще справляться с неудачами и жизненными трудностями, конструктивно разрешать возникающие проблемы. Для ощущения субъективного благополучия педагогу также важно пребывать в среде, защищенной от  угроз и, в первую очередь, психологического насилия. Отсутствие защищенности сказывается на психологическом здоровье педагога и удовлетворенности профессиональной деятельностью.

Показатели смысложизненных ориентаций положительно взаимосвязаны со всеми показателями психологических параметров безопасности образовательной среды.

Показатели «Процесс» и «Результат» положительно коррелируют с общей психологической безопасностью (р£0,001), удовлетворенностью (р£0,01), защищенностью (р£0,05) и референтностью (р£0,001).

Это объясняется тем, что педагог воспринимает процесс своей жизни и оценивает пройденные отрезки жизни как интересные, эмоционально насыщенные и наполненные смыслом в психологически безопасной образовательной среде. Такая среда должна быть значимой для педагога, защищена от любых проявлений насилия, и удовлетворять педагога взаимоотношениями с окружающими.

Показатель «Локус контроля - Я» положительно коррелирует с общей психологической безопасностью (р£0,01), удовлетворённостью (р£0,05) и защищенностью (р£0,001). То есть, находясь в психологически безопасной среде, педагог оценивает себя как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о её смысле. Чем больше педагог удовлетворен взаимоотношениями с другими субъектами образовательной среды и чем более он защищен психологического насилия, тем больше он начинает верить в свои силы и контролировать события собственной жизни.

Такая же ситуация выявилась относительно показателя «Локус контроля - жизнь». Однако,  важно отметить, что  свободно принимает решения и воплощает их в жизнь педагог только в значимой для него среде (р£0,001).

Интегральная удовлетворенность трудом положительно взаимосвязана со всеми психологическими параметрами образовательной среды (р£0,001).

Показатель «Интерес к работе» положительно коррелирует с общей психологической безопасностью (р£0,05). Это может объясняться тем, что в атмосфере доверительных отношений с окружающими и защищенности от возможных проявлений психологического насилия, педагог получает удовольствие от самого процесса работы, которая всегда открывает для него что-то интересное и новое.

Показатели «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками», «Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством» и  «Удовлетворенность условиями труда» положительно взаимосвязаны с общей психологической безопасностью (р£0,001), удовлетворенностью (р£0,001), защищённостью (р£0,001) и референтностью (р£0,01).

Эти взаимосвязи подтверждают мнение о том, что в психологически безопасной образовательной среде педагоги удовлетворены взаимоотношениями с коллективом, пользуются признанием и уважением коллег и руководства, конструктивно разрешают возникающие конфликты. К тому же, состояние психологической безопасности поддерживается благоприятными условиями и организацией труда в коллективе.

Установлена положительная взаимосвязь показателя «Профессиональная ответственность» с общей психологической безопасностью (р£0,05), защищённостью (р£0,05) и референтностью (р£0,05). То есть, педагоги с большей охотой берутся за выполнение ответственных задач в значимой для них и создающей психологическую защищенность среде, потому что это является личностно важным для них.

Корреляционный анализ показал, что педагоги могут предпочесть свою работу высокому заработку, если она является интересной, увлекательной, вызывает хорошее настроение, помогает развитию способностей и самосовершенствованию (р£0,05).

Перейдем к рассмотрению  взаимосвязей психологических параметров образовательной среды и показателей субъектности педагога.

Показатель субъектности «Активность» положительно взаимосвязан с общей психологической безопасностью (р£0,01), удовлетворенностью (р£0,05) и защищённостью (р£0,001).

Это можно интерпретировать следующим образом: педагог готов тратить свою энергию, силы и время на реализацию различных инициатив только в том случае, если будет уверен, что эта деятельность будет поддержана и положительно воспринята коллегами, руководством и учениками. К тому же, для педагога важно, что даже в случае неудачи он будет защищен от угроз и унижений со стороны руководства или высмеивания и унижения со стороны коллег и учеников.

Способность к рефлексии положительно взаимосвязана с общей психологической безопасностью (р£0,01) и защищённостью (р£0,01). То есть педагогу, который защищен от унижения, оскорблений, неуважительного или недоброжелательного отношения проще критически подойти к оценке себя самого.

Показатель «Свобода выбора и ответственность за него» положительно взаимосвязан с удовлетворенностью (р£0,001), защищённостью (р£0,05) и референтностью (р£0,05). Значит, чем более педагог удовлетворен значимыми характеристиками образовательной среды, защищен от каких-либо проявлений психологического насилия и чем более значимой для него является образовательная среда, тем более он открыт для принятия важных решений и осуществления серьезных задач.

Осознание своей уникальности значимо положительно связано с удовлетворенностью взаимоотношениями, как показателем психологической безопасности образовательной среды (р£0,05). То есть педагог осознаёт себя самого как ценность только в том случае, если он удовлетворен взаимоотношениями с учениками и коллегами, испытывает эмоциональный комфорт, имеет возможность высказать свою точку зрения, осознает, что окружающие относятся к нему с уважением и вниманием.

В результате корреляционного анализа установлены отрицательные взаимосвязи психологических параметров образовательной среды с некоторыми показателями волевого потенциала личности.

Выраженность параметра «Настойчивость - упорство» отрицательно коррелирует с общей психологической безопасностью (р£0,001), удовлетворенностью (р£0,05) и защищённостью (р£0,001)

Это может быть связано с тем, что психологически безопасная среда, в которой педагоги могут рассчитывать на эмоциональную поддержку со стороны других субъектов образовательного процесса и в которой для них нет угрозы проявления каких-либо видов насилия, дает возможность педагогу «расслабиться».  Педагоги в такой среде зачастую оставляют незавершенные дела, поддаются усталости, избегают трудностей.

Отрицательные корреляции параметра «Самообладание - выдержка» с психологическими параметрами образовательной среды (р£0,001) можно объяснить тем, что  педагоги зная, что к ним всегда относятся с пониманием, что их  проблемы и затруднения будут поняты и учтены, зачастую могут терять самообладание и поддаваться эмоциям. Педагог может проявлять свои истинные чувства и волнения только в значимой для него среде (р£0,001) и будучи защищенным от унижений, оскорблений, высмеиваний со стороны других субъектов образовательного процесса (р£0,05).

Установлены взаимосвязи психологических параметров образовательной среды с показателями креативности.

Показатели креативности «Склонность к риску» и «Любознательность» положительно коррелируют с общей психологической безопасностью (р£0,01), защищенностью (р£0,05) и референтностью (р£0,05).

Это говорит о том, что педагоги готовы браться за реализацию новых интересных для них инициатив в том случае, если считают, что это будет полезно для их саморазвития и развития учеников. Также педагоги должны быть убеждены, что в случае неудачи они не будут подвержены унижениям, оскорблениям или каким-либо угрозам со стороны других субъектов образовательного процесса.

Показатели психологической безопасности образовательной среды взаимосвязаны  с направленностью личности в общении.

Манипулятивная направленность личности в общении отрицательно взаимосвязана с общей психологической безопасностью (р£0,05), удовлетворенностью (р£0,01) и референтностью (р£0,001).

Эти взаимосвязи можно описать таким образом: педагог, пребывающий в значимой для него среде, оценивает свою деятельность как интересную, увлекательную, способствующую развитию потому, что он развивает способности своих учеников, а не развивается сам за счёт них. Педагоги испытывают эмоциональный комфорт, довольны своими взаимоотношениями в образовательной среде, потому что в своей профессиональной деятельности они не относятся к ученикам как  к средству и объекту своих манипуляций.

Корреляционный анализ показал, что альтероцентристская направленность личности в общении положительно коррелирует с референтностью (р£0,05). Педагог готов бескорыстно жертвовать своими интересами, целями, потребностями в среде, которая является значимой для него. Педагоги, увлеченные своей работой, зачастую забывают о себе и получают удовлетворение от того, что способствуют развитию собеседника даже в ущерб собственному благополучию.

Установлено две достоверных взаимосвязи психологических параметров образовательной среды и толерантности.

Общая толерантность педагога положительно коррелирует с защищенностью от насилия в образовательной среде (р£0,05), социальная толерантность – с общей психологической безопасностью (р£0,05). Значит, если для педагога создана безопасная среда, т.е. он удовлетворён значимыми характеристиками среды и защищен от проявлений психологического насилия, то и в отношении других субъектов образовательной среды педагог будет стремиться создать благоприятные условия. В частности, это может проявиться в уважительном отношении к представителям разных социальных групп и готовности к продуктивному сотрудничеству и конструктивному разрешению возникающих с ними конфликтов.

При анализе различий показателей психологических параметров безопасности образовательной среды, субъективного благополучия и характеристик педагогов в зависимости от типа образовательной среды удалось выявить следующее.

В школах с высокими показателями уровня психологической безопасности образовательной среды субъективное благополучие педагогов выше, чем в школах с низкими показателями. Наиболее высокая значимость различий субъективного благополучия в разных типах образовательных сред проявилась относительно показателя «Напряженность и чувствительность» (р£0,001). То есть, в психологически безопасной образовательной среде с высоким развивающим потенциалом педагоги не ощущают психологического давления со стороны других субъектов образовательного процесса, удовлетворены возможностью обратиться за помощью и получают удовольствие от взаимодействия с окружающими. Также было установлено, что в школах с высокими показателями психологической безопасности ОС педагоги более оптимистично смотрят на окружающую действительность и в основном пребывают в хорошем настроении. На уровне тенденции выявлено, что в психологически безопасной образовательной среде педагоги выше оценивают своё самочувствие, указывая на то, что они ощущают себя в прекрасной форме, чувствуют себя здоровыми и бодрыми.

Анализ различий в личностных характеристиках педагогов показывает, что смысложизненные ориентации выше у педагогов в школах с высокими показателями психологической безопасности образовательной    среды. В образовательной среде, безопасной для развития её субъектов, педагоги оценивают свою деятельность как более интересную, эмоционально насыщенную и наполненную смыслом. К тому же, в такой среде педагоги более склонны к тому, чтобы оценивать себя как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями, способную контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в реальность.

В школах с высокими показателями уровня психологической безопасности образовательной среды педагоги в большей степени удовлетворены своим трудом (р£0,05). Они считают свою работу более интересной, увлекательной, в большей степени ощущают свою причастность и ответственность. Значимые различия получены по показателю «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками» (р£0,05). В психологически безопасной среде у педагогов лучше отношения с членами коллектива, меньше конфликтов и разногласий с коллегами, выше удовлетворенность отношением к себе. На уровне тенденции можно отметить показатель «Удовлетворенность условиями труда». В школах с высоким уровнем психологической безопасности образовательной среды для педагогов созданы более благоприятные условия труда и лучше продумана организация труда в коллективе.

Важно отметить, что в ходе анализа различий было выявлено, что диалогическая направленность личности в общении чаще встречается у педагогах в школах с высокими показателями психологической безопасности (р£0,05). Это говорит о том, что в таких школах педагоги ориентированы на взаимопонимание, взаимную открытость, самовыражение, сотрудничество, равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии.

В ходе анализа различий в показателях личностных характеристик в разных типах образовательных сред выявлено, что у педагогов в школах с высокими показателями безопасности выше субъектность. То есть педагогам в таких школах свойственно относиться к себе как к деятелю. Это проявляется в ценностном отношении к ученикам, признании и принятии не только у себя, но и у другого человека активности и сознательности. Наиболее высокая значимость различий проявилась относительно показателя субъектности «Активность» (р£0,001). Это говорит о том, что педагоги в школах с высокими показателями психологической безопасности образовательной среды более склонны к реализации интересных идей и организации новых инициатив. Выявлены также значимые различия в показателях «Саморазвитие» и «Свобода выбора и ответственность за него» (р£0,01). Значит, в школах с психологически безопасной, развивающей средой у педагогов больше возможностей для саморазвития, самосовершенствования, повышения профессиональной компетентности. К тому же, в такой среде педагоги более открыты для принятия важных решений и реализации сложных задач.

Установлено, что в школах с высокими показателями психологической безопасности у педагогов выше показатель личностной креативности «Сложность» (р£0,05). Это говорит о том, что высокий развивающий потенциал образовательной среды располагает к нестандартному решению жизненных и профессиональных ситуаций, поиску новых способов для осуществления привычных дел.

На уровне тенденции выявлено, что в школах с низкими показателями психологической безопасности образовательной среды у педагогов выше показатель волевого потенциала «Целеустремленность» (выраженность и генерализованность). Это говорит о том, что в неблагоприятной среде педагогам для реализации профессиональных целей необходимо проявлять волевые качества чаще и с  большей интенсивностью, чем педагогам в школах с более благоприятной в психологическом аспекте средой.

Анализ различий в показателях личностных характеристик в разных по уровню психологической безопасности образовательных средах показал, что социальная толерантность выше у педагогов в школах с низкими показателями (р£0,05). Возможно, это связано с тем, что в школах с неблагоприятной средой педагогам чаще приходится прилагать усилия, для того чтобы приемлемые для их педагогической деятельности условия были созданы хотя бы ситуативно. Это проявляется, в том числе, и в толерантном взаимодействии с представителями разных социальных групп, готовности к продуктивному сотрудничеству и конструктивному разрешению возникающих с ними конфликтов.

Таким образом, опираясь на экспериментальные данные, можно сделать следующие выводы:

  1. Определено, что показатели психологической безопасности образовательной среды находят свое отражение в личностных, эмоциональных и коммуникативных характеристиках педагогов.
  2. Установлены различия в показателях субъективного благополучия и личностных характеристик педагогов в разных типах образовательных сред. Выявлено, что в школах с высокими показателями у педагогов выше показатели субъективного благополучия: «Напряженность и чувствительность», «Изменение настроения», «Самооценка здоровья», показатели смысложизненных ориентаций: «Процесс», «Локус контроля - я», «Локус контроля - жизнь», показатели интегральной удовлетворенности трудом: «Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками», «Удовлетворенность условиями труда», «Общая удовлетворенность», показатели субъектности: «Активность», «Свобода выбора и ответственность», «Саморазвитие», показатель креативности «Сложность» и диалогическая направленность личности в общении. В школах с низкими показателями выше показатели волевого потенциала «Целеустремленность»  и социальная толерантность.
  3. Выявлены взаимосвязи между показателями психологической безопасности образовательной среды школы и показателями личностных особенностей педагогов, наиболее значимым показателем является  референтность образовательной среды.

Проведенное эмпирическое исследование позволяет утверждать, что психологическая безопасность образовательной среды является условием, обеспечивающим субъективное благополучие учителя, определяющим значимые показатели его психологического здоровья.

Литература

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб: Издательство «СОЮЗ», 2002
  2. Баева И.А.. Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой.-  М.: Экон-Информ, 2009.
  3. Баева И.А.. Лактионова Е.Б. и др. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006.

Информация об авторах

Лактионова Елена Борисовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии развития и образования, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии», Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (ФГБОУ ВО «РГПУ имени А.И. Герцена»), Старший научный сотрудник научно-исследовательского центра Психологического института Российской академии образования, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7863-1414, e-mail: lena_laktionova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3591
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3