Психологические особенности подростков, не имеющих опыта жизни в семье

123

Аннотация

В настоящее время дети подросткового возраста составляют основной контингент воспитанников детских домов и интернатов. Среди них есть подростки, имеющие опыт жизни в семье и без него. Наибольшее количество распадов замещающих союзов в случае устройства детей в замещающие семьи приходится на период подросткового возраста приемного ребенка и зачастую бывают обусловлены тем, что родители оказываются не способными «справиться» с проявляющимися особенностями ребенка, специалисты служб сопровождения (социальные работники, психологи) не знают, как им помочь. Перед специалистами служб устройства детей в семьи, воспитателями и педагогами, потенциальными замещающими родителями встает вопрос о том, каковы психологические особенности подростков, подвергшихся тотальной или частичной семейной депривации, и как их учитывать при выполнении родительских функций, связанных с воспитанием таких подростков.

Общая информация

Рубрика издания: Психосоциальное сопровождение семьи с биологическими и (или) приемными детьми

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Татаренко Д.Д., Шульга Т.И. Психологические особенности подростков, не имеющих опыта жизни в семье // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения.

Полный текст

В настоящее время дети подросткового возраста составляют основной контингент воспитанников детских домов и интернатов. Среди них есть подростки, имеющие опыт жизни в семье и без него. Наибольшее количество распадов замещающих союзов в случае устройства детей в замещающие семьи приходится на период подросткового возраста приемного ребенка и зачастую бывают обусловлены тем, что родители оказываются не способными «справиться» с проявляющимися особенностями ребенка, специалисты служб сопровождения (социальные работники, психологи) не знают, как им помочь. Перед специалистами служб устройства детей в семьи, воспитателями и педагогами, потенциальными замещающими родителями встает вопрос о том, каковы психологические особенности подростков, подвергшихся тотальной или частичной семейной депривации, и как их учитывать при выполнении родительских функций, связанных с воспитанием таких подростков.

Психологические особенности развития подростков, подвергшихся тотальной семейной депривации, с рождения воспитывающихся в государственном учреждении, остаются малоизученными. Знание и понимание этих особенностей необходимы специалистам для эффективной работы: создания системы воспитания, позволяющей корректировать негативные аспекты, обеспечивать компенсацию за счет других психологических факторов, готовить ребенка к устройству в замещающую семью, осуществлять поддержку и сопровождение в течение периода адаптации, готовить кандидатов в приемные родители.

Нами было предпринято эмпирическое исследование, целью которого стало выявление психологических особенностей подростков-сирот без опыта жизни в семье.

В исследовании приняли участие воспитанники московских и подмосковных детских домов и школ-интернатов, воспитатели и психологи, учащиеся школ (семейные подростки) – всего 93 подростка в возрасте 11–15 лет. Они составили три группы, в количестве 31 человек каждая: в первую группу вошли подростки без опыта жизни в семье (часть которых были обследованы в младенческом и раннем, дошкольном и младшем школьным возрастах), во вторую – подростки, имеющие опыт жизни в семье, но воспитывающиеся в детском доме, в третью – подростки, воспитывающиеся в семьях.

Результаты исследования и их интерпретация показывают, что сформированные в раннем возрасте типы эмоциональной регуляции частично сохраняются и имеют специфику проявления в подростковом возрасте. В младенческом и раннем возрастах выявлено пять типов: «детдомовская норма» развития эмоциональной регуляции; неустойчивость высших форм эмоциональной регуляции; преобладание явлений задержки и недоразвития эмоциональной регуляции; тип развития эмоциональной регуляции, «автономный» от качества привязанности; атипичное развитие с преобладанием явлений искажения эмоциональной регуляции [5]. В дошкольном и младшем школьном возрастах выявлено только три группы: «детдомовская норма»; дети с неустойчивостью высших форм эмоциональной регуляции; дети с недоразвитием эмоциональной регуляции [8]. В подростковом возрасте сохраняются тип с эмоциональной неустойчивостью высших форм эмоциональной регуляции и тип с недоразвитием эмоциональной регуляции, тип «детдомовская норма» претерпевает изменения.

Группу с неустойчивой эмоциональной регуляцией характеризуют: отсутствие привязанности к взрослым и доминирование поиска объекта привязанности; выраженность представлений как о неадекватных, «отсутствующих», так и о положительных детско-родительских отношениях; упрощенное представление о других; чаще малоосознанный, иногда упрощенный образ себя; нарушения в формировании половозрастной идентификации; агрессия; выраженная задержка в эмоциональном развитии; отсутствие чувства безопасности и ощущение одиночества.

Подростков из группы с недоразвитием эмоциональной регуляции отличает положительное, идеализированное представление о детско-родительских отношениях, доминирование поиска объекта привязанности и отсутствие реальной привязанности к взрослому; амбивалентное представление о других и амбивалентное, малоосознанное или (у части детей) сложное представление о себе; более выраженные (чем в других группах детей без опыта жизни в семье) нарушения половозрастной идентификации; отсутствие чувства одиночества; отсутствие агрессии; грубые нарушения в интеллектуальном и эмоциональном развитии.

Детей из группы «детдомовская норма» в дошкольном и младшем школьном возрасте характеризует наличие представлений о неадекватных детско-родительских отношениях, однозначное отсутствие привязанности к взрослому и отсутствие поведения поиска объекта привязанности; идеализированный образ себя; недоразвитие понимания сложных эмоций при адекватном понимании простых эмоций; высокая адаптация к детскому дому, но повышенная агрессивность и упрощенное или негативное представление о других. В подростковом возрасте характеристики этой группы претерпевают некоторые изменения: сироты ориентированы в большей степени на взрослых, чем на сверстников, страх сепарации от группы выражен несильно, привязанность к социальным взрослым может носить более глубокий характер.

Полученные результаты позволили выявить психологические особенности подростков, имеющих разный опыт жизни в семье, и выделить специфическую составляющую параметров психического развития подростков, с рождения воспитывающихся в учреждении.

1. Параметр «Отношения с другими людьми» характеризуется низким уровнем стремления к принятию и выраженным страхом отвержения, склонность к зависимому и подчиняемому поведению. Депривированным подросткам свойственно испытывать сильное чувство вины и обиды, быть подозрительными, сопротивляться установленным нормам и правилам. Привязанность формируется по отношению к сверстникам и социальным взрослым. Окружающий мир зачастую воспринимается ими враждебно, незнакомые люди – представляющими опасность.

2. Параметр «Представление о детско-родительских отношениях» указывает на амбивалентное отношение к семье в целом, детские функции представляются в основном негативно – непослушание, обманы и проч., а родительские – положительно (помощь, разумный контроль). При этом сами отношения зачастую характеризуются неадекватным распределением ролей, непостоянством, неблагополучием. Отношение к расширенной семье не выражено.

3. Параметр «Представление о себе». Подростки, не имеющие опыта жизни в семье, воспринимают себя неполноценными, беспомощными, одинокими и незащищенными. Самоотношение в целом негативно. При этом, они зачастую довольны своей внешностью, позиционируют себя как способных и уверенных, стремятся «улучшить» свой характер и стать умнее. Акцентуации гипертимических, эмотивных и экзальтированных черт характера превалируют.

4. Параметр «Эмоциональная сфера» характеризуется высокой тревожностью, выраженными страхами, агрессивностью, раздражительностью, отсутствием чувства безопасности.

5. Параметр «Интеллектуальная сфера» – низкая степень социального интеллекта, сниженность познавательной мотивации.

6. Параметр «Временная перспектива». Перспектива будущего уплощена и касается лишь ближайшего периода. Обучение и развитие подростков-сирот должно осуществляться с учетом выявленных особенностей. Таким образом, каждый специалист (педагог, воспитатель, психолог) сможет быть более эффективным в своей деятельности, преодолевая барьеры общения, негативного самоотношения, дефицита знаний, при этом, не травмируя сирот, а, напротив, помогая им компенсировать деструктивные черты, сделать их более адаптивными.

Литература

  1. Боулби Дж. Привязанность ребенка к матери. - М., 2003.
  2. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический поход к консультированию детей и подростков. - М., 2003. 
  3. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. - М., 2002.
  4. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. 
  5. Михайлова Ю.А. Развитие эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка с рождения до 4 лет: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2004.
  6. Татаренко Д.Д. Адаптация семьи к новой социальной ситуации развития с приемными детьми // Вестник Московского городского областного университета. Серия "Психологические науки". - 2010. - № 4. - С. 47-50. 
  7. Татаренко Д.Д. Детско-родительская адаптация в замещающих семьях // Вестник Московского городского областного университета. Серия "Психологические науки". - 2012. - №4.
  8. Чупрова М.А. Нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье: Дис. … канд. психол. наук. - М., 2007.
  9. Шульга Т.И., Антипина М.А. Эмоциональная среда семьи как фактор развития личности ребенка в замещающей семье // Вестник Московского городского областного университета. Серия "Психологические науки". - 2012. - № 2. - С. 32-40.

Информация об авторах

Татаренко Дарья Дмитриевна, Психолог, НОУ Центр развития ребенка с углубленным изучением английского языка ENS., Москва, e-mail: Kd-611@list.ru

Шульга Татьяна Ивановна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии, Московский государственный областной университет (ГОУ ВО МО МГОУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3584-6087, e-mail: shulgatatiana@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2429
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 123
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1