В настоящее время дети подросткового возраста составляют основной контингент воспитанников детских домов и интернатов. Среди них есть подростки, имеющие опыт жизни в семье и без него. Наибольшее количество распадов замещающих союзов в случае устройства детей в замещающие семьи приходится на период подросткового возраста приемного ребенка и зачастую бывают обусловлены тем, что родители оказываются не способными «справиться» с проявляющимися особенностями ребенка, специалисты служб сопровождения (социальные работники, психологи) не знают, как им помочь. Перед специалистами служб устройства детей в семьи, воспитателями и педагогами, потенциальными замещающими родителями встает вопрос о том, каковы психологические особенности подростков, подвергшихся тотальной или частичной семейной депривации, и как их учитывать при выполнении родительских функций, связанных с воспитанием таких подростков.
Психологические особенности развития подростков, подвергшихся тотальной семейной депривации, с рождения воспитывающихся в государственном учреждении, остаются малоизученными. Знание и понимание этих особенностей необходимы специалистам для эффективной работы: создания системы воспитания, позволяющей корректировать негативные аспекты, обеспечивать компенсацию за счет других психологических факторов, готовить ребенка к устройству в замещающую семью, осуществлять поддержку и сопровождение в течение периода адаптации, готовить кандидатов в приемные родители.
Нами было предпринято эмпирическое исследование, целью которого стало выявление психологических особенностей подростков-сирот без опыта жизни в семье.
В исследовании приняли участие воспитанники московских и подмосковных детских домов и школ-интернатов, воспитатели и психологи, учащиеся школ (семейные подростки) – всего 93 подростка в возрасте 11–15 лет. Они составили три группы, в количестве 31 человек каждая: в первую группу вошли подростки без опыта жизни в семье (часть которых были обследованы в младенческом и раннем, дошкольном и младшем школьным возрастах), во вторую – подростки, имеющие опыт жизни в семье, но воспитывающиеся в детском доме, в третью – подростки, воспитывающиеся в семьях.
Результаты исследования и их интерпретация показывают, что сформированные в раннем возрасте типы эмоциональной регуляции частично сохраняются и имеют специфику проявления в подростковом возрасте. В младенческом и раннем возрастах выявлено пять типов: «детдомовская норма» развития эмоциональной регуляции; неустойчивость высших форм эмоциональной регуляции; преобладание явлений задержки и недоразвития эмоциональной регуляции; тип развития эмоциональной регуляции, «автономный» от качества привязанности; атипичное развитие с преобладанием явлений искажения эмоциональной регуляции [5]. В дошкольном и младшем школьном возрастах выявлено только три группы: «детдомовская норма»; дети с неустойчивостью высших форм эмоциональной регуляции; дети с недоразвитием эмоциональной регуляции [8]. В подростковом возрасте сохраняются тип с эмоциональной неустойчивостью высших форм эмоциональной регуляции и тип с недоразвитием эмоциональной регуляции, тип «детдомовская норма» претерпевает изменения.
Группу с неустойчивой эмоциональной регуляцией характеризуют: отсутствие привязанности к взрослым и доминирование поиска объекта привязанности; выраженность представлений как о неадекватных, «отсутствующих», так и о положительных детско-родительских отношениях; упрощенное представление о других; чаще малоосознанный, иногда упрощенный образ себя; нарушения в формировании половозрастной идентификации; агрессия; выраженная задержка в эмоциональном развитии; отсутствие чувства безопасности и ощущение одиночества.
Подростков из группы с недоразвитием эмоциональной регуляции отличает положительное, идеализированное представление о детско-родительских отношениях, доминирование поиска объекта привязанности и отсутствие реальной привязанности к взрослому; амбивалентное представление о других и амбивалентное, малоосознанное или (у части детей) сложное представление о себе; более выраженные (чем в других группах детей без опыта жизни в семье) нарушения половозрастной идентификации; отсутствие чувства одиночества; отсутствие агрессии; грубые нарушения в интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Детей из группы «детдомовская норма» в дошкольном и младшем школьном возрасте характеризует наличие представлений о неадекватных детско-родительских отношениях, однозначное отсутствие привязанности к взрослому и отсутствие поведения поиска объекта привязанности; идеализированный образ себя; недоразвитие понимания сложных эмоций при адекватном понимании простых эмоций; высокая адаптация к детскому дому, но повышенная агрессивность и упрощенное или негативное представление о других. В подростковом возрасте характеристики этой группы претерпевают некоторые изменения: сироты ориентированы в большей степени на взрослых, чем на сверстников, страх сепарации от группы выражен несильно, привязанность к социальным взрослым может носить более глубокий характер.
Полученные результаты позволили выявить психологические особенности подростков, имеющих разный опыт жизни в семье, и выделить специфическую составляющую параметров психического развития подростков, с рождения воспитывающихся в учреждении.
1. Параметр «Отношения с другими людьми» характеризуется низким уровнем стремления к принятию и выраженным страхом отвержения, склонность к зависимому и подчиняемому поведению. Депривированным подросткам свойственно испытывать сильное чувство вины и обиды, быть подозрительными, сопротивляться установленным нормам и правилам. Привязанность формируется по отношению к сверстникам и социальным взрослым. Окружающий мир зачастую воспринимается ими враждебно, незнакомые люди – представляющими опасность.
2. Параметр «Представление о детско-родительских отношениях» указывает на амбивалентное отношение к семье в целом, детские функции представляются в основном негативно – непослушание, обманы и проч., а родительские – положительно (помощь, разумный контроль). При этом сами отношения зачастую характеризуются неадекватным распределением ролей, непостоянством, неблагополучием. Отношение к расширенной семье не выражено.
3. Параметр «Представление о себе». Подростки, не имеющие опыта жизни в семье, воспринимают себя неполноценными, беспомощными, одинокими и незащищенными. Самоотношение в целом негативно. При этом, они зачастую довольны своей внешностью, позиционируют себя как способных и уверенных, стремятся «улучшить» свой характер и стать умнее. Акцентуации гипертимических, эмотивных и экзальтированных черт характера превалируют.
4. Параметр «Эмоциональная сфера» характеризуется высокой тревожностью, выраженными страхами, агрессивностью, раздражительностью, отсутствием чувства безопасности.
5. Параметр «Интеллектуальная сфера» – низкая степень социального интеллекта, сниженность познавательной мотивации.
6. Параметр «Временная перспектива». Перспектива будущего уплощена и касается лишь ближайшего периода. Обучение и развитие подростков-сирот должно осуществляться с учетом выявленных особенностей. Таким образом, каждый специалист (педагог, воспитатель, психолог) сможет быть более эффективным в своей деятельности, преодолевая барьеры общения, негативного самоотношения, дефицита знаний, при этом, не травмируя сирот, а, напротив, помогая им компенсировать деструктивные черты, сделать их более адаптивными.