Модель подготовки и психосоциального сопровождения замещающих семей

59

Аннотация

Несмотря на политику Российской Федерации, направленную на развитие института замещающего родительства, возникает противоречие между увеличением количества замещающих семей и их эффективным функционированием в связи с недостаточной психологической готовностью. Необходима организация системы психологической подготовки кандидатов к замещающей заботе о детях социальной категории, а также их психологического сопровождения и практической помощи. Замещающая забота сопоставима с индивидуальными личностными качествами, интеллектуальными, мотивационными, волевыми, и эмоциональными, способствующими благоприятному функционированию и повышению успешности замещающей семьи. На адаптацию замещающей семьи влияют такие факторы как освоение социальной роли членов семьи, формирование качеств и опыта. Успешного замещающего родителя можно характеризовать как ответственного, спокойного, уверенного в своих силах, устойчивого к неудачам, способного контролировать эмоции человека, который уделяет внимание общению в семье, но не останавливается только на этом общении. Такой человек способен сопереживать другим и проявлять заботу к людям. Он рассуждает рационально и оценивает свои поступки, при этом проявляя терпимость к окружающим. Соответственно, наиболее значимыми качествами замещающего родителя можно считать альтруизм, рефлексию, интернальность, эмпатию, толерантность, аффилиацию, которые влияют на эффективное взаимодействие с приемным ребенком.

Общая информация

Рубрика издания: Психосоциальное сопровождение семьи с биологическими и (или) приемными детьми

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Суханова И.В. Модель подготовки и психосоциального сопровождения замещающих семей // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения.

Полный текст

Несмотря на политику Российской Федерации, направленную на развитие института замещающего родительства, возникает противоречие между увеличением количества замещающих семей и их эффективным функционированием в связи с недостаточной психологической готовностью. Необходима организация системы психологической подготовки кандидатов к замещающей заботе о детях социальной категории, а также их психологического сопровождения и практической помощи.

Замещающая забота сопоставима с индивидуальными личностными качествами, интеллектуальными, мотивационными, волевыми, и эмоциональными, способствующими благоприятному функционированию и повышению успешности замещающей семьи. На адаптацию замещающей семьи влияют такие факторы как освоение социальной роли членов семьи, формирование качеств и опыта. Успешного замещающего родителя можно характеризовать как ответственного, спокойного, уверенного в своих силах, устойчивого к неудачам, способного контролировать эмоции человека, который уделяет внимание общению в семье, но не останавливается только на этом общении. Такой человек способен сопереживать другим и проявлять заботу к людям. Он рассуждает рационально и оценивает свои поступки, при этом проявляя терпимость к окружающим. Соответственно, наиболее значимыми качествами замещающего родителя можно считать альтруизм, рефлексию, интернальность, эмпатию, толерантность, аффилиацию, которые влияют на эффективное взаимодействие с приемным ребенком.

Целенаправленное профессиональное сопровождение замещающих семей является действенным механизмом регуляции конструктивного поведения субъектов взаимодействия. В процессе сопровождения наиболее эффективно преодолеваются негативные состояния замещающих родителей, связанные с переживаниями по поводу рассогласования ожиданий с фактическим развитием ситуации в семье при появлении в ней нового члена. Психосоциальное сопровождение позволяет специалистам выявлять степень удовлетворенности от эмоциональной близости между членами семьи, изучать динамику семейных отношений, наиболее объективно давать оценку успешности замещающей заботы и прогнозировать дальнейшую жизнедеятельность семьи.

Учитывая актуальность вопроса успешности функционирования замещающих семей специалистами государственного бюджетного учреждения «Тверской областной центр социальной помощи семье и детям» была разработана модель подготовки и психосоциального сопровождения замещающих семей. В данной модели сопровождение замещающих семей представлено работой специалистов разных ведомств: по охране прав детства, социальной защиты населения, здравоохранения, образования. Сопровождение замещающих семей включает работу специалистов по определенным направлениям: осведомление замещающих родителей о проблемах социального сиротства, информационно-образовательная работа с кандидатами и замещающими родителями, повышение мотивации кандидатов, стоящих перед принятием решения о создании замещающей семьи, формирование уровня операционального мышления и компетентности будущих замещающих родителей, повышение коммуникативного уровня родителей и навыков конструктивного взаимодействия с детьми, медицинское и образовательное сопровождение приемных детей. Работа с кандидатами и замещающими семьями в контексте модели проводится поэтапно и стадийно.

Подготовительный этап включает стадии «Осведомление» и «Мотивация».

Стадия «Осведомление» начинается с вовлечения населения в оказание помощи детям социальной категории освещения проблем социального сиротства, совместного поиска решений проблем. На данном этапе работа с населением проводится профильным учреждением и включает: освещение в СМИ, размещение тематических баннеров, наглядного агитационного материала, тематические диспуты, лектории, семинары, целевые дискуссии с населением, опрос, интервью.

Стадия «Мотивация» представлена задачами: повышение мотивации кандидатов; формирование уровня операционального мышления и компетентности будущих родителей. На данной стадии специалисты по охране прав детства проводят индивидуальную консультативно-информационную работу с кандидатами по процедуре подготовки и сопровождения замещающей семьи. Производится оформление направлений на медицинское обследование кандидатов, а также в профильное учреждение, сопровождающее замещающие семьи, на психологическую диагностику кандидатов и подготовку в «Школе приемных родителей». Профильное учреждение осуществляет реализацию программы «Школа приемных родителей», проводит видеопрезентации и очные презентации успешных замещающих семей; круглые столы с участием в них специалистов разного профиля по вопросам материнства и детства и кандидатов в замещающие родители. Медицинские учреждения проводят медицинское обследование кандидатов в замещающие родители.

Второй этап - подбор кандидатов в замещающую семью.

Стадия «Выбор» представлена подготовкой кандидатов к роли замещающих родителей и направлена на развитие необходимых качеств замещающих родителей, повышение навыков конструктивного взаимодействия и коммуникативного уровня кандидатов. На данной стадии специалисты по охране прав детства дают кандидатам направление в региональный банк данных по учету детей, оставшихся без попечения родителей. Региональный банк данных о детях производит подбор ребенка для кандидатов. Профильное учреждение проводит диагностику кандидатов, консультирование по итогам диагностики, тренинг импринтов, направленный на формирование важных качеств замещающих родителей - альтруизм, рефлексия, интернальность, которые влияют на успешность функционирования замещающей семьи.

Третий этап – «Знакомство».

Стадия «Решение» включает процедуры подготовки семьи к функционированию, расширения информационного поля участников процесса. Специалисты по охране прав детства оформляют кандидатам в родители направление в государственное учреждение с разрешением на гостевой режим к ребенку. Гостевой режим организуется с периодичностью 1 раз в неделю на протяжении месяца. Специалисты учреждения, в котором находится ребенок, проводят ознакомительную встречу ребенка с кандидатами. Кандидаты знакомятся с ребенком и режимом учреждения, наблюдают за ребенком во время режимных моментов. Происходит включение ребенка в общение с кандидатами в замещающие родители и подготовка к переходу в семью. Организуются совместные занятия с детьми и родителями на установление взаимодействия. Также осуществляется информационная работа с кандидатами в родители: беседы и консультации работников учреждения об индивидуальных особенностях ребенка, ситуативное консультирование. С родителями проводятся индивидуальные занятия с психологом по коррекции неконструктивных стереотипов общения и установок жизнедеятельности. Подготавливаются рекомендации будущим родителям по организации жизнедеятельности ребенка в условиях новой семьи.

Четвертый этап - «Жизнеустройство и адаптация».

Стадия «Семейная адаптация» включает работу специалистов по построению индивидуальных стратегий конструктивного взаимодействия и функционирования членов семьи и помощь в адаптации. Специалисты по охране прав детства осуществляют жизнеустройство ребенка и оформление статуса семьи. Производится заключение трехстороннего договора о сотрудничестве (опека, родители, сопровождающее учреждение), передача информации о семье в профильное учреждение. Профильное учреждение проводит сбор сведений о семье, результатов диагностики и заключений о ребенке и родителях. За замещающей семьей закрепляются кураторы: специалист социальной службы и психолог. Кураторы разрабатывают и реализуют индивидуальную программу адаптации, развивающего взаимодействия замещающей семьи (ИПА). Психолог проводит психологическую работу по ИПА: индивидуальные занятия игровой терапии с детьми в течение 3-х месяцев с периодичностью 2 занятия в месяц, включая совместную работу с детьми и родителями. С 4-го месяца проводится тренинг детско- родительских отношений, состоящий из 10 занятий, направленных на взаимодействие детей и родителей в группе семей. Специалист социальной службы проводит рейды в семью по соглашению с замещающими родителями на основании договора сторон с периодичностью не реже 1 раза в месяц в течение первого полугодия / или чаще по запросу семьи и возникновении заявленных проблемных ситуаций.

Пятый этап - «Патронаж».

Стадия «Социальная адаптация и саморегуляция семейной системы» обусловлена задачей по социализации детей в замещающих семьях. Специалисты по охране прав детства осуществляют контроль функционирования замещающей семьи с помощью рейдов в семью до 18- летия ребенка по циклограмме. Профильное учреждение осуществляет разработку и реализацию межведомственной индивидуальной программы сопровождения (МИПС). Специалисты учреждения проводят очные консультации с замещающими родителями по психолого-педагогическим вопросам и по заявленной проблематике. Социальная служба профильного учреждения проводит социальный патронаж, осуществляя рейды в семью не реже 1 раза в полугодие по согласованию с замещающими родителями на основании договора сторон. Социальный патронаж включает наблюдение за отношениями в семье, развитием семейной ситуации; контрольные беседы с членами семьи. Специалист по социальной работе дает направление к узким специалистам по проблематике, проводит экспертную оценку успешности функционирования замещающей семьи и степени адаптации ребенка в семье в составе рабочей группы, а также мониторинг успешности функционирования замещающих семей на территории. Психологический патронаж заключается в проведении индивидуальной работы с родителями и ребенком, психологической помощи по запросу замещающей семьи, целевом индивидуальном консультировании. Ежегодно проводится психологическая диагностика по определению динамики развития замещающей семьи: диагностика родителей «Динамика отношений в семье»; диагностика общего уровня развития и психоэмоционального состояния ребенка. Психолог-куратор разрабатывает рекомендации родителям по итогам диагностики и совместных занятий. Профильным учреждением проводится работа психологического клуба по направлению арт-мастерские для замещающих семей и информационно-просветительская работа с замещающими родителями «Школа семьи», которая включает тематические лекции по профилактике семейных отношений и жизнедеятельности, распространение информационных и рекомендательных материалов и буклетов, организацию тематических дней для замещающих семей. Специалисты Министерства образования содействуют замещающим родителям в устройстве ребенка в детский сад и школу. Социальная служба учреждений образования осуществляет связь с кураторами семьи, содействует в реализации МИПС замещающей семьи. Психологи учреждений образования принимают участие в реализации МИПС, осуществлении программ адаптации ребенка в ГОУ. Педагоги учреждений образования проводят сопровождение ребенка-школьника для ликвидации пробелов в знаниях. Медицинские учреждения проводят профильные медицинские обследования ребенка 1 раз в год.

В заключении необходимо отметить, что представленная модель подготовки и психосоциального сопровождения замещающих семей прошла успешную апробацию в социальных учреждениях города Твери и Тверской области. На втором этапе модели подготовки и психосоциального сопровождения замещающих семей особое внимание следует уделить стадии «Выбор». Стадия «Выбор» предваряет принятие решения кандидатов в создании замещающей семьи, стимулирует их внутренние ресурсы и влияет на осознанное отношение к принятию ребенка в семью, и таким образом, происходит предотвращение риска «вторичной разлуки» и возврата ребенка в социальное учреждение. Обеспечивается это тем, что кандидаты в замещающие родители, имеющие неконструктивные мотивы, приходят к выводу о неготовности к принятию ребенка и самостоятельно отказываются от создания замещающей семьи. Таким образом, предотвращаются психотравмирующие ситуации для ребенка и самих замещающих родителей.

Благополучное прохождение данной стадии замещающими родителями обуславливается интенсивной психологической работой по формированию важнейших качеств замещающих родителей, обеспечивающих наиболее оптимальное функционирование замещающей семьи. В рамках прохождения кандидатами стадии «Выбор», на который сделан акцент значимости, было проведено экспериментальное применение императивного тренинга с кандидатами в замещающие родители в количестве 160 человек. После проведения экспериментальной работы с кандидатами по результатам последующего диагностического тестирования было выявлено, что у большинства кандидатов значительно повысились показатели необходимых замещающим родителям качеств. Данные по показателям средних значений сформированных качеств, статистически обработанных в пакете SPSS – 19, следующие: показатель альтруизма изменился на 23,47 %; показатель рефлексии изменился на 17,8 %; показатель интернальности изменился на 0,76 %; показатель аффиляции изменился на 1 %; показатель толерантности изменился на 0,68 %; показатель эмпатии изменился на 9,99 %.

Тренинг импринтов явился действенным средством по обеспечению качеств успешности функционирования замещающей семьи. Экспертная оценка, проведенная путем сравнения кандидатов, подвергшихся эксперименту с состоявшимися замещающими родителями, установила, что динамика показателей повлияла на общую психологическую готовность к принятию ребенка в семью.

Информация об авторах

Суханова Ирина Владимировна, Директор ГБУ "Тверской областной центр социальной помощи семье и детям", Тверь, Россия, e-mail: semiacenter@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2760
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 59
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1