Модель программы формирования гражданско-патриотического образования субъектов социального пространства детского дома

39

Аннотация

Факторами, влияющими не формирование гражданско-правовой компетентности, являются знания, опыт и возможность их применения в решении практических задач. В связи с этим нормы и правила взаимодействия субъектов социального пространства детского дома, заявленные на основе признания ПРАВА как ценности, могут стать средством формирования правопослушного поведения детей и подростков, педагогов, социальных партнеров учреждения не только сегодня, но и в дальнейшем. «Детский» опыт станет не только средством воспитания, но и инструментом первичной профилактики. Разработка и апробация механизмов формирования гражданско-правовой компетентности субъектов социального взаимодействия позволит рассматривать педагогическую, образовательную деятельность учреждения с двух позиций: формирования одной из современных ключевых компетентностей личности; успешной социализации детей и подростков.

Общая информация

Рубрика издания: Сопровождение детей и молодых людей уязвимых категорий в различных условиях социализации

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Яковлева Т.Д. Модель программы формирования гражданско-патриотического образования субъектов социального пространства детского дома // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения.

Полный текст

Процесс трансформации современного российского общества и реализации демократических принципов построения нового социального порядка предполагает усиление значимости законности, правовой дисциплины как регламентирующих социальную систему факторов. Основополагающую роль в становлении правовой стабильности и правомерного поведения российских граждан играет их правовая компетентность как основа эффективности социальных преобразований.

Проблема нарастания криминализации общества, молодежной преступности, правового нигилизма говорит о насущной потребности создавать действенную систему правовых отношений, при которой правовые убеждения граждан будут совпадать с официальным законодательством.

Реализация поставленной цели может быть достигнута через решение таких задач, как:

  • проведение социологического анализа существующих теоретических подходов к формированию гражданско-правовой компетентности личности;
  • определение характера влияния уровня правовой компетентности личности на становление правового порядка в организации, обществе;
  • анализ и разработка средств и способов формирования правовой компетентности личности в современных условиях;
  • обоснование влияния правовой компетентности на институализацию правовых практик.

Государственная проблема отражена в ряде документов, основным из которых для образовательных учреждений является Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.).

Вовлечение в реализацию инновационный, экспериментальной деятельности субъектов системы образования, развитие и укрепление межведомственного социального партнерства с целью повышения правовой грамотности российских граждан позволяет привлечь внимание общественности к обсуждению проблемы, поиску результативных форм и методов взаимодействия.

Факторами, влияющими не формирование гражданско-правовой компетентности, являются знания, опыт и возможность их применения в решении практических задач. В связи с этим нормы и правила взаимодействия субъектов социального пространства детского дома, заявленные на основе признания ПРАВА как ценности, могут стать средством формирования правопослушного поведения детей и подростков, педагогов, социальных партнеров учреждения не только сегодня, но и в дальнейшем. «Детский» опыт станет не только средством воспитания, но и инструментом первичной профилактики.

Разработка и апробация механизмов формирования гражданско-правовой компетентности субъектов социального взаимодействия позволит рассматривать педагогическую, образовательную деятельность учреждения с двух позиций:

  • формирования одной из современных ключевых компетентностей личности;
  • успешной социализации детей и подростков.

Основные характеристики структурных компонентов программы формирования гражданско-патриотического образования субъектов социального пространства детского дома

Компонент №1. Программа развития воспитательной системы в детском доме… на … годы.

Цель программы: обеспечение необходимых организационных, кадровых, научно-методических и других условий для:

  • развития воспитательной системы детского дома;
  • создания единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью которого является личность ребенка, ее развитие, самореализация и самоопределение в обществе;
  • формирования человека высокой нравственной культуры, человека-гражданина, человека-патриота, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.

Приоритетные направления развития воспитательной системы:

  • социально-личностное развитие и адаптация к жизни в условиях социума;
  • воспитание здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;
  • духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • развитие ученического самоуправления и самореализация личности.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • создана система мероприятий по развитию межведомственного взаимодействия, сотрудничества и обмену опытом в решении проблем воспитания детей и подростков;
  • усилены воспитательные функции учреждения, направленные на формирование у воспитанников гражданственности, нравственности, трудолюбия, любви к своей Родине, городу, интеллектуальное и физическое развитие личности ребенка и подростка;
  • созданы условия для дальнейшего развития демократических начал в сфере воспитания, обеспечения государственно-общественного характера управления учреждением, детского самоуправления, детского общественного движения и профилактику асоциальных проявлений среди детей и подростков.

Компонент №2. Программа «Социальное закаливание детей и подростков в системе образования … на … годы».

Цель программы: создание благоприятных условий для развития социального пространства региона/города, способствующих совершенствованию способов активной профилактики девиантного поведения детей и подростков.

Задачи программы:

  • активизировать деятельность учреждения по развитию внутри- и межведомственного взаимодействия, эффективного обмена опытом в решении проблем профилактики девиантного поведения детей и подростков;
  • осуществлять сопровождение развития компетенций педагогических и руководящих кадров, обогащения профессионально-технологического арсенала работников, занятых в воспитательном процессе;
  • обеспечить условия для создания программ социального закаливания в образовательных учреждениях региона/города и внедрения новых эффективных социально-воспитательных технологий в педагогическую/образовательную практику.

Компонент №3. Программа поддержки ребенка.

Цель программы: построение процесса психолого-педагогического сопровождения и поддержки на основе информационно-потребностного подхода.

Приоритетная задача программы:  освоение и внедрение в педагогическую практику процессного подхода как методологической основы организации психолого-педагогической поддержки детства.

Основные направления программы:

  • создание условий для освоения навыков самовоспитания, самосовершенствования (на основе курса «Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко);
  • формирование лидерских качеств и навыков работы в команде (по методике КТД И.П.Иванова);
  • формирование воспитательного пространства школы (на основе теории Н.Л.Селивановой).

Технологическое обеспечение реализации программы: использование в образовательном процессе современных образовательных технологий:

  • система инновационной оценки «ПОРТФОЛИО»;
  • развитие критического мышления через чтение и письмо;
  • современная образовательная технология «ДЕБАТЫ».

Компонент №4. Программа деятельности общественного объединения «ГРАЖДАНИН.RU», направленного на формирование гражданско-правовой компетентности субъектов социального взаимодействия.

Главная цель программы: формирование гражданско-правовой компетентности субъектов социального взаимодействия.

Приоритетные задачи программы:

  • Увеличить спектр способов взаимодействия субъектов социального взаимодействия по повышению уровня правовой грамотности.
  • Способствовать включенности субъектов социального взаимодействия в решение вопросов реализации личностных прав и исполнения обязанностей.
  • Повысить уровень правовой культуры субъектов социального взаимодействия.

Основные направления программы:

  • общественная экспертиза соблюдения прав субъектами социального взаимодействия;
  • создание условий для организации свободного времени воспитанников;
  • организация социального партнерства субъектов социального пространства детского дома;
  • определение функций и границ ответственности между государством, обществом, детским домом;
  • укрепление межведомственного взаимодействия.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • расширено поле возможностей для участия воспитанников, педагогов, социальных партнеров в процессах демократизации уклада жизни в детском доме;
  • педагоги овладели и активно используют в педагогическом процессе социально- ориентированные и информационно-коммуникационные технологии; 
  • разработан механизм правового регулирования отношений субъектов в рамках социального и образовательного пространства детского дома;
  • общественное объединение «Гражданин.RU» - координатор взаимодействия по формированию гражданско-правовой компетентности субъектов социального пространства детского дома.

Компонент №5. Диагностические программы по жизненному (А) и профессиональному (Б) самоопределению школьников.

Программа по диагностике жизненного самоопределения воспитанников (А). Главные цели программы: оказание помощи воспитанникам в определении личностных качеств, индивидуальных особенностей проявления психических состояний, уровня компетентности в различных сферах, в целях повышения эффективности жизненного самоопределения.

Программа по диагностике профессиональной направленности и готовности к выбору профессии (Б). Главные цели программы: оказание помощи воспитанникам в определении интересов и склонностей, индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, в целях повышения эффективности профессионального самоопределения.

Приоритетные задачи программ: (А)

  • формирование у воспитанников целостного представления о своих склонностях, способностях, потенциальных возможностях как фактор становления внутреннего механизма самоопределения; 
  • выявление проблем в развитии личности воспитанника, требующих устранения или коррекции для более успешной социализации;
  • создание действующей электронной базы данных с результатами диагностик по жизненному самоопределению по каждому воспитаннику.

(Б) 

  • формирование у воспитанников целостного представления о своих склонностях, способностях, потенциальных возможностях для повышения эффективности процесса выбора профессии;
  • выявление проблем, требующих применения других направлений деятельности профориентационной работы (информационно-справочной, консультативной и т.д.);
  • создание действующей электронной базы данных с результатами диагностик по профориентации по каждому воспитаннику.

Ожидаемые результаты реализации программ: (А)

  • воспитанники владеют знаниями о своих индивидуальных склонностях и интересах, потенциальных способностях и возможностях, уровне компетентности в различных сферах жизни общества и используют их для проектирования дальнейшего пути личностного развития и самореализации в жизни;
  • каждый воспитанник имеет возможность получить результаты всех диагностик (с учетом принципа корректной реинтерпретации результатов);
  • создана действующая электронная база данных на каждого воспитанника;
  • обеспечен доступ заинтересованных взрослых к информации.

(Б)

  • воспитанники владеют знаниями о своих профессиональных склонностях и интересах, потенциальных способностях и возможностях;
  • каждый воспитанник имеет возможность получить результаты всех диагностик (с учетом принципа положительной реинтерпретации результатов);
  • создана действующая электронная база данных на каждого воспитанника;
  • обеспечен доступ заинтересованных взрослых к информации.

Компонент №6. Программа деятельности воспитательной структуры «Родительский университет».

Цели программы: развитие социального партнерства для достижения нового качества образования воспитанников; создание условий для корректировки родительской позиции всеми субъектами социального пространства детского дома.

Задачи программы:

  • разработать механизмы взаимодействия субъектов внутри социального пространства детского дома;
  • определить направления взаимодействия для повышения эффективности решения задач и достижения целей субъектами социального пространства;
  • создать условия для формирования навыков решения воспитанниками большинства вопросов жизненного и профессионального самоопределения до выхода их из стен детского дома.

Концептуальные основы программы:

  • мобильность как способ реагирования на возникновение проблем;
  • наличие определенной цели-результата каждого субъекта деятельности;
  • распределенная ответственность за качество совместной деятельности.

Базовые идеи:

  • сочетание традиций и инноваций;
  • развитие социального партнерства;
  • развитие системы самоуправления учреждением.

Компонент №7. Блочно-модульная программа инвариантного модуля «Социально-педагогические условия формирования гражданско-правовой компетентности личности» (в рамках дополнительного профессионального образования).

Цель: сформировать представления у всех субъектов социального взаимодействия о современных психолого-педагогических способах формирования гражданско-правовой компетентности.

Категория слушателей: заместители директоров школ по воспитательной работе, классные руководители, воспитатели, социальные педагоги, педагоги-психологи.

Ожидаемые результаты обучения:

  • активизация деятельности педагогов по формированию гражданско-правовой компетентности субъектов педагогического взаимодействия;
  • освоение системы знаний по теме;
  • расширение профессионального кругозора в социально-педагогической области;
  • освоение алгоритма действий образовательного учреждения по формированию гражданско-правовой компетентности личности.

Успешно освоивший программу модуля сможет:

  • самостоятельно осуществлять деятельность по формированию гражданско- правовой компетентности в рамках своей компетенции;
  • определить свою роль в системе развития воспитательного потенциала;
  • самостоятельно разработать проекты по формированию гражданско-правовой компетентности участников педагогического социального взаимодействия в учебной, внеурочной и внешкольной практике.

Компонент №8. Инновационный проект «Лидер-Центр».

Ключевая проблема: несформированность социокультурного пространства ОУ для эффективного и результативного выстраивания и развития системы по формированию гражданско-правовой компетентности и лидерских качеств личности.

Общая стратегическая цель: создание и развитие системы комплексного непрерывного гражданско-правового образования субъектов социального взаимодействия.

Конкретные цели проекта: формирование активной позиции детей и подростков в процессе совершенствования и преобразования окружающей среды:

  1. организация деятельности общественного объединения «Гражданин.RU»;
  2. создание клубного объединения «Пресс-Центр»;
  3. организация «Школы лидеров» для воспитанников; 
  4. развитие детской общественной организации.

Области и направления стратегических изменений:

Область: управление воспитательной системой детского дома.

Направления:

  • создание социально-педагогических условий для продуктивного содействия детям и подросткам в их адекватной социализации, активном участии в преобразовании социума; 
  • повышение уровня социальной компетентности воспитанников через социальное обучение, осуществляемое в деятельностном режиме;
  • содействие в преодолении трудностей социализации воспитанников, возникающих проблем отношений с окружающей социальной средой, реализуемое через социально-педагогическое сопровождение и поддержку.

Кроме перечисленных программ и проектов формированию гражданско-правовой компетентности участников образовательного процесса способствует:

  • разработка и реализация конкурса проектов и программ воспитанников «ЖИЗНЬ ПО ПРАВИЛАМ» по номинациям: «Правовой справочник «Гражданин. Ru»; «Уполномоченный по правам детей»; «Правовой туризм»;
  • реализация программы «ШКОЛА ЛИДЕРОВ» в рамках инновационного проекта «Лидер-Центр»; 
  • разработка Концепции и программы деятельности общественной приемной в учреждении.

Некоторые характеристики гражданско-правового образования воспитанников детского дома:

1. организация гражданско-правового образования (далее - ГО) в детском доме (далее - ДД) имеет децентрализованную распределѐнно-скоординированную пространственную конфигурацию (организация ГО осуществляется из нескольких центров, автономных по отношению друг к другу, занимающихся различными направлениями и аспектами ГО и координирующих свои действия);

2. организационно реализацию нормативных правовых актов и прочих документов разного уровня (концепции, программы и т.д.) по развитию гражданско- правового образования в ДД обеспечивают: администрация; совет профилактики; профессиональное сообщество воспитателей; совет воспитанников; проектные группы. С нормативных позиций взаимодействие различных субъектов, организующих ГО в ДД, регулируется на основе долгосрочных договоров и разовых договоров («под конкретное мероприятие»).

3. Информационно-ресурсная образовательная среда по гражданско-правовому образованию должна представлять собой следующий набор компонентов и их наполнение:

  • Организационно-структурный компонент: организационная модель; позиционная модель.
  • Организационно-нормативный компонент: пакет локальных актов, регламентирующих взаимодействие субъектов деятельности по данному направлению.
  • Организационно-методический компонент: модель организации и развития социального партнерства с целью удовлетворения методических профессиональных дефицитов субъектов деятельности.
  • Содержательно-методический компонент: информационные, методические материалы для педагогов и других субъектов деятельности.
  • Опытно-экспериментальный компонент: программы и планы проведения опытно-экспериментальной работы.
  • Научно-исследовательский компонент: методики организации и проведения исследований. Обобщенные результаты анкетирования, опросов, исследований. Аналитические справки, отчеты.
  • Проектно-инновационный компонент: проекты, целевые программы, направленные на решение проблем ОУ в данном направлении деятельности.
    Информационно-коммуникационный компонент: PR-деятельность. Тиражирование опыта. Организационно-педагогические мероприятия, способствующие участию профессионального сообщества и общественности в экспертизе деятельности ОУ.
  • Финансовый компонент: бюджеты реализации проектов, программ.
  • Маркетинговый компонент: документы, подтверждающие участие ОУ в конкурсах на получение статусов, грантов.

Информация об авторах

Яковлева Татьяна Дмитриевна, кандидат психологических наук, Доцент кафедры общей педагогики и психологииГО АУ ЯО "Институт развития образования", Ярославль, Россия, e-mail: Yaki87ryb@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2275
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 39
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0