Модель программы формирования гражданско-патриотического образования субъектов социального пространства детского дома
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Сопровождение детей и молодых людей уязвимых категорий в различных условиях социализации
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Яковлева Т.Д. Модель программы формирования гражданско-патриотического образования субъектов социального пространства детского дома // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения.
Полный текст
Процесс трансформации современного российского общества и реализации демократических принципов построения нового социального порядка предполагает усиление значимости законности, правовой дисциплины как регламентирующих социальную систему факторов. Основополагающую роль в становлении правовой стабильности и правомерного поведения российских граждан играет их правовая компетентность как основа эффективности социальных преобразований.
Проблема нарастания криминализации общества, молодежной преступности, правового нигилизма говорит о насущной потребности создавать действенную систему правовых отношений, при которой правовые убеждения граждан будут совпадать с официальным законодательством.
Реализация поставленной цели может быть достигнута через решение таких задач, как:
-
проведение социологического анализа существующих теоретических подходов к формированию гражданско-правовой компетентности личности;
-
определение характера влияния уровня правовой компетентности личности на становление правового порядка в организации, обществе;
-
анализ и разработка средств и способов формирования правовой компетентности личности в современных условиях;
-
обоснование влияния правовой компетентности на институализацию правовых практик.
Государственная проблема отражена в ряде документов, основным из которых для образовательных учреждений является Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.).
Вовлечение в реализацию инновационный, экспериментальной деятельности субъектов системы образования, развитие и укрепление межведомственного социального партнерства с целью повышения правовой грамотности российских граждан позволяет привлечь внимание общественности к обсуждению проблемы, поиску результативных форм и методов взаимодействия.
Факторами, влияющими не формирование гражданско-правовой компетентности, являются знания, опыт и возможность их применения в решении практических задач. В связи с этим нормы и правила взаимодействия субъектов социального пространства детского дома, заявленные на основе признания ПРАВА как ценности, могут стать средством формирования правопослушного поведения детей и подростков, педагогов, социальных партнеров учреждения не только сегодня, но и в дальнейшем. «Детский» опыт станет не только средством воспитания, но и инструментом первичной профилактики.
Разработка и апробация механизмов формирования гражданско-правовой компетентности субъектов социального взаимодействия позволит рассматривать педагогическую, образовательную деятельность учреждения с двух позиций:
-
формирования одной из современных ключевых компетентностей личности;
-
успешной социализации детей и подростков.
Основные характеристики структурных компонентов программы формирования гражданско-патриотического образования субъектов социального пространства детского дома
Компонент №1. Программа развития воспитательной системы в детском доме… на … годы.
Цель программы: обеспечение необходимых организационных, кадровых, научно-методических и других условий для:
-
развития воспитательной системы детского дома;
-
создания единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью которого является личность ребенка, ее развитие, самореализация и самоопределение в обществе;
-
формирования человека высокой нравственной культуры, человека-гражданина, человека-патриота, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.
Приоритетные направления развития воспитательной системы:
-
социально-личностное развитие и адаптация к жизни в условиях социума;
-
воспитание здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;
-
духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание;
-
гражданско-патриотическое воспитание;
-
развитие ученического самоуправления и самореализация личности.
Ожидаемые результаты реализации программы:
-
создана система мероприятий по развитию межведомственного взаимодействия, сотрудничества и обмену опытом в решении проблем воспитания детей и подростков;
-
усилены воспитательные функции учреждения, направленные на формирование у воспитанников гражданственности, нравственности, трудолюбия, любви к своей Родине, городу, интеллектуальное и физическое развитие личности ребенка и подростка;
-
созданы условия для дальнейшего развития демократических начал в сфере воспитания, обеспечения государственно-общественного характера управления учреждением, детского самоуправления, детского общественного движения и профилактику асоциальных проявлений среди детей и подростков.
Компонент №2. Программа «Социальное закаливание детей и подростков в системе образования … на … годы».
Цель программы: создание благоприятных условий для развития социального пространства региона/города, способствующих совершенствованию способов активной профилактики девиантного поведения детей и подростков.
Задачи программы:
-
активизировать деятельность учреждения по развитию внутри- и межведомственного взаимодействия, эффективного обмена опытом в решении проблем профилактики девиантного поведения детей и подростков;
-
осуществлять сопровождение развития компетенций педагогических и руководящих кадров, обогащения профессионально-технологического арсенала работников, занятых в воспитательном процессе;
-
обеспечить условия для создания программ социального закаливания в образовательных учреждениях региона/города и внедрения новых эффективных социально-воспитательных технологий в педагогическую/образовательную практику.
Компонент №3. Программа поддержки ребенка.
Цель программы: построение процесса психолого-педагогического сопровождения и поддержки на основе информационно-потребностного подхода.
Приоритетная задача программы: освоение и внедрение в педагогическую практику процессного подхода как методологической основы организации психолого-педагогической поддержки детства.
Основные направления программы:
-
создание условий для освоения навыков самовоспитания, самосовершенствования (на основе курса «Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко);
-
формирование лидерских качеств и навыков работы в команде (по методике КТД И.П.Иванова);
-
формирование воспитательного пространства школы (на основе теории Н.Л.Селивановой).
Технологическое обеспечение реализации программы: использование в образовательном процессе современных образовательных технологий:
-
система инновационной оценки «ПОРТФОЛИО»;
-
развитие критического мышления через чтение и письмо;
-
современная образовательная технология «ДЕБАТЫ».
Компонент №4. Программа деятельности общественного объединения «ГРАЖДАНИН.RU», направленного на формирование гражданско-правовой компетентности субъектов социального взаимодействия.
Главная цель программы: формирование гражданско-правовой компетентности субъектов социального взаимодействия.
Приоритетные задачи программы:
-
Увеличить спектр способов взаимодействия субъектов социального взаимодействия по повышению уровня правовой грамотности.
-
Способствовать включенности субъектов социального взаимодействия в решение вопросов реализации личностных прав и исполнения обязанностей.
-
Повысить уровень правовой культуры субъектов социального взаимодействия.
Основные направления программы:
-
общественная экспертиза соблюдения прав субъектами социального взаимодействия;
-
создание условий для организации свободного времени воспитанников;
-
организация социального партнерства субъектов социального пространства детского дома;
-
определение функций и границ ответственности между государством, обществом, детским домом;
-
укрепление межведомственного взаимодействия.
Ожидаемые результаты реализации программы:
-
расширено поле возможностей для участия воспитанников, педагогов, социальных партнеров в процессах демократизации уклада жизни в детском доме;
-
педагоги овладели и активно используют в педагогическом процессе социально- ориентированные и информационно-коммуникационные технологии;
-
разработан механизм правового регулирования отношений субъектов в рамках социального и образовательного пространства детского дома;
-
общественное объединение «Гражданин.RU» - координатор взаимодействия по формированию гражданско-правовой компетентности субъектов социального пространства детского дома.
Компонент №5. Диагностические программы по жизненному (А) и профессиональному (Б) самоопределению школьников.
Программа по диагностике жизненного самоопределения воспитанников (А). Главные цели программы: оказание помощи воспитанникам в определении личностных качеств, индивидуальных особенностей проявления психических состояний, уровня компетентности в различных сферах, в целях повышения эффективности жизненного самоопределения.
Программа по диагностике профессиональной направленности и готовности к выбору профессии (Б). Главные цели программы: оказание помощи воспитанникам в определении интересов и склонностей, индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, в целях повышения эффективности профессионального самоопределения.
Приоритетные задачи программ: (А)
-
формирование у воспитанников целостного представления о своих склонностях, способностях, потенциальных возможностях как фактор становления внутреннего механизма самоопределения;
-
выявление проблем в развитии личности воспитанника, требующих устранения или коррекции для более успешной социализации;
-
создание действующей электронной базы данных с результатами диагностик по жизненному самоопределению по каждому воспитаннику.
(Б)
-
формирование у воспитанников целостного представления о своих склонностях, способностях, потенциальных возможностях для повышения эффективности процесса выбора профессии;
-
выявление проблем, требующих применения других направлений деятельности профориентационной работы (информационно-справочной, консультативной и т.д.);
-
создание действующей электронной базы данных с результатами диагностик по профориентации по каждому воспитаннику.
Ожидаемые результаты реализации программ: (А)
-
воспитанники владеют знаниями о своих индивидуальных склонностях и интересах, потенциальных способностях и возможностях, уровне компетентности в различных сферах жизни общества и используют их для проектирования дальнейшего пути личностного развития и самореализации в жизни;
-
каждый воспитанник имеет возможность получить результаты всех диагностик (с учетом принципа корректной реинтерпретации результатов);
-
создана действующая электронная база данных на каждого воспитанника;
-
обеспечен доступ заинтересованных взрослых к информации.
(Б)
-
воспитанники владеют знаниями о своих профессиональных склонностях и интересах, потенциальных способностях и возможностях;
-
каждый воспитанник имеет возможность получить результаты всех диагностик (с учетом принципа положительной реинтерпретации результатов);
-
создана действующая электронная база данных на каждого воспитанника;
-
обеспечен доступ заинтересованных взрослых к информации.
Компонент №6. Программа деятельности воспитательной структуры «Родительский университет».
Цели программы: развитие социального партнерства для достижения нового качества образования воспитанников; создание условий для корректировки родительской позиции всеми субъектами социального пространства детского дома.
Задачи программы:
-
разработать механизмы взаимодействия субъектов внутри социального пространства детского дома;
-
определить направления взаимодействия для повышения эффективности решения задач и достижения целей субъектами социального пространства;
-
создать условия для формирования навыков решения воспитанниками большинства вопросов жизненного и профессионального самоопределения до выхода их из стен детского дома.
Концептуальные основы программы:
-
мобильность как способ реагирования на возникновение проблем;
-
наличие определенной цели-результата каждого субъекта деятельности;
-
распределенная ответственность за качество совместной деятельности.
Базовые идеи:
-
сочетание традиций и инноваций;
-
развитие социального партнерства;
-
развитие системы самоуправления учреждением.
Компонент №7. Блочно-модульная программа инвариантного модуля «Социально-педагогические условия формирования гражданско-правовой компетентности личности» (в рамках дополнительного профессионального образования).
Цель: сформировать представления у всех субъектов социального взаимодействия о современных психолого-педагогических способах формирования гражданско-правовой компетентности.
Категория слушателей: заместители директоров школ по воспитательной работе, классные руководители, воспитатели, социальные педагоги, педагоги-психологи.
Ожидаемые результаты обучения:
-
активизация деятельности педагогов по формированию гражданско-правовой компетентности субъектов педагогического взаимодействия;
-
освоение системы знаний по теме;
-
расширение профессионального кругозора в социально-педагогической области;
-
освоение алгоритма действий образовательного учреждения по формированию гражданско-правовой компетентности личности.
Успешно освоивший программу модуля сможет:
-
самостоятельно осуществлять деятельность по формированию гражданско- правовой компетентности в рамках своей компетенции;
-
определить свою роль в системе развития воспитательного потенциала;
-
самостоятельно разработать проекты по формированию гражданско-правовой компетентности участников педагогического социального взаимодействия в учебной, внеурочной и внешкольной практике.
Компонент №8. Инновационный проект «Лидер-Центр».
Ключевая проблема: несформированность социокультурного пространства ОУ для эффективного и результативного выстраивания и развития системы по формированию гражданско-правовой компетентности и лидерских качеств личности.
Общая стратегическая цель: создание и развитие системы комплексного непрерывного гражданско-правового образования субъектов социального взаимодействия.
Конкретные цели проекта: формирование активной позиции детей и подростков в процессе совершенствования и преобразования окружающей среды:
-
организация деятельности общественного объединения «Гражданин.RU»;
-
создание клубного объединения «Пресс-Центр»;
-
организация «Школы лидеров» для воспитанников;
-
развитие детской общественной организации.
Области и направления стратегических изменений:
Область: управление воспитательной системой детского дома.
Направления:
-
создание социально-педагогических условий для продуктивного содействия детям и подросткам в их адекватной социализации, активном участии в преобразовании социума;
-
повышение уровня социальной компетентности воспитанников через социальное обучение, осуществляемое в деятельностном режиме;
-
содействие в преодолении трудностей социализации воспитанников, возникающих проблем отношений с окружающей социальной средой, реализуемое через социально-педагогическое сопровождение и поддержку.
Кроме перечисленных программ и проектов формированию гражданско-правовой компетентности участников образовательного процесса способствует:
-
разработка и реализация конкурса проектов и программ воспитанников «ЖИЗНЬ ПО ПРАВИЛАМ» по номинациям: «Правовой справочник «Гражданин. Ru»; «Уполномоченный по правам детей»; «Правовой туризм»;
-
реализация программы «ШКОЛА ЛИДЕРОВ» в рамках инновационного проекта «Лидер-Центр»;
-
разработка Концепции и программы деятельности общественной приемной в учреждении.
Некоторые характеристики гражданско-правового образования воспитанников детского дома:
1. организация гражданско-правового образования (далее - ГО) в детском доме (далее - ДД) имеет децентрализованную распределѐнно-скоординированную пространственную конфигурацию (организация ГО осуществляется из нескольких центров, автономных по отношению друг к другу, занимающихся различными направлениями и аспектами ГО и координирующих свои действия);
2. организационно реализацию нормативных правовых актов и прочих документов разного уровня (концепции, программы и т.д.) по развитию гражданско- правового образования в ДД обеспечивают: администрация; совет профилактики; профессиональное сообщество воспитателей; совет воспитанников; проектные группы. С нормативных позиций взаимодействие различных субъектов, организующих ГО в ДД, регулируется на основе долгосрочных договоров и разовых договоров («под конкретное мероприятие»).
3. Информационно-ресурсная образовательная среда по гражданско-правовому образованию должна представлять собой следующий набор компонентов и их наполнение:
-
Организационно-структурный компонент: организационная модель; позиционная модель.
-
Организационно-нормативный компонент: пакет локальных актов, регламентирующих взаимодействие субъектов деятельности по данному направлению.
-
Организационно-методический компонент: модель организации и развития социального партнерства с целью удовлетворения методических профессиональных дефицитов субъектов деятельности.
-
Содержательно-методический компонент: информационные, методические материалы для педагогов и других субъектов деятельности.
-
Опытно-экспериментальный компонент: программы и планы проведения опытно-экспериментальной работы.
-
Научно-исследовательский компонент: методики организации и проведения исследований. Обобщенные результаты анкетирования, опросов, исследований. Аналитические справки, отчеты.
-
Проектно-инновационный компонент: проекты, целевые программы, направленные на решение проблем ОУ в данном направлении деятельности.
Информационно-коммуникационный компонент: PR-деятельность. Тиражирование опыта. Организационно-педагогические мероприятия, способствующие участию профессионального сообщества и общественности в экспертизе деятельности ОУ. -
Финансовый компонент: бюджеты реализации проектов, программ.
-
Маркетинговый компонент: документы, подтверждающие участие ОУ в конкурсах на получение статусов, грантов.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2275
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 39
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0