Социальные науки и детство
2025. Том 6. № 1. С. 8–34
doi:10.17759/ssc.2025060101
ISSN: 2713-0584 (online)
Система критериев и показателей эффективности воспитательной работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Аннотация
Контекст и актуальность. В России в условиях институционализации сегодня воспитывается около 32 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитательная работа в организациях для детей-сирот играет важную роль в формировании их социальной адаптации и личностного развития. Эффективность такой работы требует комплексного подхода, включающего оценку качества процессов, условий и достигнутых результатов. Эти аспекты помогают определить степень соответствия воспитательных мер целям и задачам учреждений для детей-сирот. Цель. Разработать систему критериев и показателей для оценки эффективности воспитательной работы в организациях для детей-сирот. Гипотеза. Учитывая особенности развития детей-сирот в условиях институционализации, наличие травматического опыта, условия их проживания, раннее начало самостоятельной жизни, система критериев и показателей эффективности воспитательной работы должна включать оценку качества процесса, качества условий и качества результатов воспитательного воздействия, в том числе в среднесрочной перспективе после выхода подростков из учреждения. Применение данной системы позволит улучшить качество воспитательной работы путем создания объективных механизмов оценки ее эффективности. Методы и материалы. Для разработки данной системы были проанализированы научные публикации и проведен опрос среди руководителей организаций для детей-сирот. На основе полученных данных определены критерии и показатели, позволяющие объективно оценивать каждый из аспектов воспитательной работы. Показатели дополнены конкретными индикаторами, позволяющими оценить организационные процессы, внешние и внутренние условия, а также немедленные, социальные и долгосрочные результаты воспитания. Результаты. Предложенная система позволяет комплексно оценивать эффективность воспитательной работы через призму трех основных аспектов. Она помогает выявить сильные и слабые стороны воспитательного процесса, обеспечить благоприятную среду для воспитания и отслеживать достижения воспитанников. Разработанная система служит инструментом для повышения качества воспитательной работы и соответствует целям мероприятий, предусмотренных Планом основных мероприятий в рамках Десятилетия детства. Выводы. Данная система критериев и показателей обеспечивает целостный подход к оценке эффективности воспитательной работы в учреждениях для детей-сирот. Это важный инструмент для мониторинга и улучшения качества воспитательной работы, направленной на поддержку и развитие детей, оставшихся без родительского попечения.
Общая информация
Ключевые слова: воспитание, воспитанники организаций для детей-сирот, воспитанники интернатных учреждений, вмешательства c доказанной эффективностью, практики работы в социальной сфере с доказанной эффективностью, индикаторы благополучия
Рубрика издания: Педагогика и психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2025060101
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 09.02.2024 № 073-00037-24-01 «Научно-методическое обоснование содержания и форм воспитательной работы с воспитанниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработка и апробация критериев и показателей эффективности воспитательной работы (прикладное исследование)».
Получена: 14.01.2025
Принята в печать:
Для цитаты: Бобылева, И.А., Семья, Г.В., Меркуль, И.А., Шпитальская, И.Ю. (2025). Система критериев и показателей эффективности воспитательной работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальные науки и детство, 6(1), 8–34. https://doi.org/10.17759/ssc.2025060101
Полный текст
Введение
Воспитание в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее — организации для детей-сирот) — целенаправленный процесс формирования личности ребенка, лишенного семейного окружения, который осуществляется с учетом возрастных, психологических, социальных и индивидуальных особенностей ребенка. В отличие от воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях, оно направлено на восстановление эмоциональной стабильности, нарушенной утратой семьи, развитие нравственных качеств, социальных навыков и самостоятельности; подготовку к успешной интеграции в общество. Этот процесс охватывает образовательные, культурные, психологические, физические и социальные аспекты, реализуемые в индивидуальной и коллективной формах. Особое внимание уделяется потребностям каждого ребенка, его прошлому опыту и жизненным перспективам (Бегитова и др., 2016; Бобылева, 2022; Быстрова и др., 2017; Гумеров, Койнов, 2020).
Дети-сироты часто переживают психологические травмы вследствие утраты родителей, пренебрежения или негативного опыта в семье. Поэтому воспитательная работа должна основываться на восстановлении чувства безопасности, поддержке и заботе, а также быть нацелена на создание условий для эмоционального и личностного восстановления после перенесенных травм.
Для сирот крайне важны навыки, необходимые для самостоятельной жизни, поскольку они раньше других остаются без поддержки семьи (Меркуль, Волчанская, 2021). Проблемы социальной адаптации также характерны для этой категории детей, поэтому важной частью подготовки ко взрослой жизни становится развитие навыков коммуникации и социального взаимодействия. При этом важно учитывать возможность восстановления и поддержания контактов с родственниками или подготовки к жизни в замещающих семьях.
Зарубежные исследования также показывают наличие факторов, определяющих специфику методов воспитания детей в интернатных учреждениях: нестабильное устройство, проблемы в развитии и поведении детей, кадры и условия проживания в учреждениях (Семья, 2021; De Pasquale et al.; Zhang et al.; Roca, 2019; Riemersma, 2023).
Для обеспечения структурированного подхода к оценке и управлению воспитательной работой необходима система критериев и показателей ее эффективности, позволяющая не только контролировать, но и планировать работу, улучшая условия для развития детей-сирот и подготовки их к самостоятельной жизни (Бегитова и др., 2016; Быстрова и др., 2017). Однако в настоящее время нет инструментов оценки воспитательной работы, обеспечивающих системный подход. Исследователями предлагаются разные критерии, предполагающие комплексный подход. Они оценивают как текущие результаты, так и потенциал для дальнейшего совершенствования воспитательного процесса. Однако существующие критерии неравномерно представлены в выделенных направлениях и не всегда учитывают особенности развития детей-сирот.
Обзор исследований эффективности воспитательной работы
Содержание воспитательной работы в организациях для детей-сирот рассматривается в рамках подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и формируется по направлениям в соответствии с системой отношений к самому себе (самоотношение) и с системой отношений к окружающим его объектам/субъектам (к другим людям — этическое или духовно-нравственное; к обществу в целом, к государству — гражданское; к производству — трудовое; к природе — экологическое).
Важным элементом воспитательной системы является формирование позитивного самоотношения, которое рассматривается как субъективное восприятие и оценка собственной личности. У детей-сирот недостаточность близких эмоциональных связей и поддерживающей среды может приводить к формированию негативного отношения к себе. Ограниченные возможности для установления социальных связей могут способствовать развитию чувства одиночества и неполноценности. Для оценки самоотношения исследователи выделяют критерии: самооценка, самопринятие, самоуважение, саморегуляция, социальная компетентность и показатели: эмоциональная устойчивость, уровень тревожности, социальная активность, уровень притязаний (Манойлова, 2024; Ослон и др., 2021).
Анализ эффективности педагогического процесса в рамках эстетического воспитания строится на основе оценки уровня сформированности эстетической культуры личности по нескольким критериям:
- когнитивный — наличие эстетических знаний и способность их применять, развитие навыков анализа и интерпретации художественных произведений, формирование эстетических понятий и умение оперировать ими в различных жизненных контекстах;
- эмоционально-чувственный — способность к эмоциональному восприятию и отклику на эстетические явления, умение выражать свои чувства в ответ на восприятие прекрасного в природе, искусстве и обществе, развитие эмпатии, эстетической восприимчивости и эмоциональной рефлексии;
- деятельностный — участие в художественно-творческой деятельности (рисование, музыка, театр и другие виды искусства), способность реализовывать собственные творческие замыслы, используя разные техники и подходы, активное участие в создании и интерпретации художественных образов и смыслов;
- социально-коммуникативный — умение взаимодействовать с другими людьми через коллективную творческую деятельность, сформированность ценностных установок и ориентаций, связанных с эстетикой и культурой;
- рефлексивный — осознание и самооценка собственных эстетических предпочтений, способность к эстетической оценке окружающего мира, своей деятельности и творчества других людей, формирование личного эстетического идеала как ориентира в оценке и поведении (Гончарова, Кретина, 2022; Макарова, Барсукова, 2020).
Критерии оценки эффективности физического воспитания включают физические показатели (скорость, сила, выносливость, гибкость), координационные способности (точность движений), социально-эмоциональные и личностные качества (способность работать в команде, снижение агрессивности, развитие стрессоустойчивости, сформированность уверенности, целеустремленности и самостоятельности), психофизиологическое развитие (улучшение работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижение заболеваемости, развитие психомоторных навыков и снижение нервного возбуждения) (Исмиянов и др., 2024; Исмиянов, Рыбина, 2022).
Для анализа эффективности духовно-нравственного воспитания в исследованиях используются разноуровневые критерии: степень усвоения знаний о моральных нормах, культурных и духовных ценностях (когнитивный уровень), способность к сопереживанию, развитию эмпатии и эмоционального отклика на нравственные ситуации (эмоциональный уровень), применение усвоенных норм и правил в реальной жизни, формирование нравственных привычек (поведенческий уровень), умение выстраивать гармоничные взаимоотношения, умение следовать общественным нормам и участвовать в коллективной деятельности (социальная адаптивность), внутреннее стремление к нравственному поведению и дальнейшему саморазвитию (мотивационная составляющая), изменения в знаниях, эмоциональном состоянии и поведении ребенка в процессе воспитания (динамика развития) (Брунчукова, Чепурышкин, 2021; Ильина, 2020; Лебедева, Жирнова, 2019; Мартынова, Трубицына, 2021).
Гражданское воспитание оценивается в исследованиях на основании ряда критериев и показателей. Гражданская ответственность включает в себя: соблюдение норм и законов, осознание и выполнение гражданских обязанностей (например, голосование, уплата налогов), участие в общественно полезной деятельности. Гражданская идентичность характеризуется уважением к истории, традициям и культуре своего народа; чувством гордости за свою страну, осознанием своей роли в укреплении национальных ценностей. Гражданская активность определяется участием в волонтерских, социальных или общественно полезных проектах; регулярным взаимодействием с общественными и государственными организациями.
Ценностные ориентации связаны с приверженностью гуманистическим, демократическим и патриотическим ценностям; толерантным отношением к представителям других культур, национальностей и мировоззрений; стремлением соблюдать моральные и социальные нормы, умением сочетать личные интересы с интересами общества.
Социальная компетентность включает в себя такие показатели, как умение работать в команде и учитывать мнение других; эффективность коммуникации в различных социальных ситуациях; способность разрешать конфликтные ситуации мирным путем (Абрамкина и др., 2023; Фоменко, 2024).
Оценка правовой культуры у воспитанников организаций для детей-сирот также предполагает разноуровненность критериев. Когнитивный (знания): осведомленность о базовых правовых нормах и принципах; знания о своих правах, обязанностях и способах их защиты; понимание таких понятий, как «закон», «право», «равноправие», «свобода»; ориентированность в правовой системе и умение применять правовые знания на практике. Эмоционально-оценочный: отношение к правовым нормам, уважение к закону и правопорядку; осознание необходимости соблюдения правовых норм и законопослушного поведения. Поведенческий: умение оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения закона; наличие навыков правомерного поведения, активное использование правовых знаний в реальной жизни (Александрова, 2019; Дзюбан, 2022; Скороходова, 2022).
Критерии эффективности трудового воспитания, выделенные на основе анализа исследований, могут быть как текущими, так и отсроченными: сформированность трудовых навыков и умений (включая планирование и организацию рабочего процесса, самостоятельное выполнение трудовых обязанностей), позитивное отношение к труду (осознание важности и ценности труда, проявление уважения к труду взрослых и сверстников), профессиональное самоопределение (формирование осознанного выбора профессии и успешная профессиональная подготовка, успешное трудоустройство выпускников или начало профессионального пути), адаптация к трудовой деятельности (умение интегрироваться в коллектив, эффективно работать в группе и самостоятельно, стабильная социально-трудовая адаптация на рабочем месте), мотивация и ответственность (внутренняя потребность в труде, готовность трудиться на общее благо, проявление добросовестности, ответственности, инициативности и творческого подхода в трудовой деятельности) (Захарова, Коровкина, Павлова, 2019; Озерец, Зайцева, 2023).
Критерии эффективности экологического воспитания охватывают интеллектуальное, эмоциональное, деятельностное и социальное развитие ребенка, отражая различные аспекты его экологической культуры. Когнитивный критерий характеризует уровень знаний ребенка о природе, природных процессах и экосистемах (широкие познания о живой и неживой природе, понимание причинно-следственных связей в природе, умение объяснять и интерпретировать природные явления). Эмоционально-ценностный критерий фокусируется на формировании осознанного и уважительного отношения к окружающей среде (проявление эмоциональной вовлеченности в экологические темы, умение выражать экологические ценности через творчество, осознание природы как ценного и уязвимого ресурса, за который ребенок чувствует ответственность). Деятельностный критерий оценивает практические навыки и умение применять экологические знания в реальной жизни (умение ухаживать за растениями и животными, участие в экологических инициативах, организация наблюдений и проведение простых экспериментов). Мотивационный критерий характеризует уровень интереса и стремления ребенка участвовать в экологической деятельности (проявление инициативы в экологических проектах и играх, желание изучать природу и заботиться о ней, мотивация к защите окружающей среды через действия (сбор мусора, экономия воды)). Социальный критерий ориентирован на взаимодействие ребенка с окружающими людьми в экологической сфере (умение сотрудничать с другими детьми в рамках экологических мероприятий, навыки обсуждения и принятия решений в коллективе (например, организация групповой посадки деревьев), ответственное отношение к совместной работе, проявление инициативы в группе) (Зауторова, 2023; Киреева, 2020).
Необходимо отметить, что выделенные в исследованиях критерии эффективности воспитательной работы должны быть дополнены критериями, отражающими как специфику условий организаций для детей-сирот, так и специфику контингента воспитанников таких учреждений.
Материалы и методы
Задачи:
- Провести анализ программ воспитания, реализуемых в организациях для детей-сирот, и выделить критерии и показатели их эффективности.
- Провести опрос специалистов организаций для детей-сирот для уточнения текущей ситуации и выработки наиболее эффективных стратегий воспитательной работы с детьми-сиротами.
- Разработка системы критериев и показателей эффективности воспитательной работы в организациях для детей-сирот.
Выборка: в опросе, проведенном МГППУ в 2024 году, приняли участие 467 заместителей руководителей организаций для детей-сирот из 70 регионов Российской Федерации, что обеспечивает репрезентативность полученных данных. Также был проведен анализ 10 ключевых программ воспитания, реализуемых в организациях для детей-сирот и отобранных экспертами. Рассматривались такие аспекты, как структура программ, методы и формы реализации, ожидаемые результаты по таким направлениям, как:
- физическое развитие и формирование культуры здоровья;
- духовно-нравственное воспитание;
- гражданское воспитание;
- патриотическое воспитание;
- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
- эстетическое воспитание;
- экологическое воспитание.
Методология сбора данных: сбор данных осуществлялся дистанционно с использованием сервиса для создания опросов и сбора данных «Анкетолог». Респонденты были проинформированы о цели и задачах опроса, политике конфиденциальности и о том, что все данные будут использоваться только в обобщенном виде. Для проведения анкетирования был разработан авторский опросник «Воспитательная, учебно-воспитательная работа» (Бобылева И.А., Семья Г.В., Ослон В.Н.), состоящий из 4 блоков:
- Контекстуальная информация: данные о структуре и условиях работы организации для детей-сирот (численность воспитанников, подчиненность организации), место нахождения организации (город, сельская местность);
- Программы воспитательной работы: наличие, статус и содержание воспитательной программы, формы работы, организация и контроль;
- Оценка эффективности воспитательной работы: критерии и показатели результатов воспитательной работы;
- Особенности воспитательной работы с детьми с ОВЗ или инвалидностью, в том числе с ментальными ограничениями.
Опросник содержал открытые и закрытые вопросы, позволяющие понять вызовы и потребности в области воспитательной работы.
Методы и методики:
- SWOT-анализ использовался для выявления сильных и слабых сторон программ воспитания, идентификации наиболее часто используемых критериев и показателей эффективности;
- метод экспертных оценок использовался для обработки данных, полученных в результате опросов специалистов, что позволило получить качественные данные для дальнейшего анализа;
- сравнительный анализ, дополненный качественным и частотным анализом результатов воспитательной работы в разных регионах, обеспечил выявление общих тенденций и специфических особенностей в различных условиях.
На основе анализа данных была разработана система критериев и показателей, позволяющая не только оценить текущее состояние программ воспитания, но и выработать рекомендации для их улучшения. Этот подход обеспечивает более адаптивное реагирование на потребности детей-сирот и позволяет учреждениям повысить эффективность работы.
Результаты и их обсуждение
На основании опроса руководителей организаций для детей-сирот выявлены используемые показатели оценки основных направлений воспитательной работы в организациях.
Физическое развитие и формирование культуры здоровья: участие в спортивных мероприятиях, выполнение норм ГТО, уровень физического здоровья воспитанников, снижение заболеваемости, сформированность навыков здорового образа жизни и личной гигиены, отказ от вредных привычек, уровень физической активности и участие в спортивных секциях.
Духовно-нравственное воспитание: сформированность нравственных ценностей и умения различать добро и зло, осознание личной ответственности, уважение к другим людям, готовность к взаимопомощи, сформированность нравственных качеств и культуры общения, повышение уровня воспитанности и приверженности традиционным духовно-нравственным ценностям.
Гражданское воспитание: участие в социальных и волонтерских мероприятиях, сформированность гражданской позиции, повышение правовой грамотности, знание и уважение законов и социальных норм, осознание значимости социальных ролей и ответственности перед обществом.
Патриотическое воспитание: участие в патриотических акциях и мероприятиях, проявление патриотических чувств, осознание значимости служения Родине, знание истории и культуры своей страны, сформированность гражданской идентичности и готовности к защите Отечества.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение: участие в профориентационных мероприятиях и стажировках, сформированность у воспитанников интереса к труду, осознанный выбор профессии, сформированность трудовых навыков, знания о различных профессиях и основах профессиональной деятельности, повышение учебной мотивации, сформированность навыков самообслуживания, трудолюбие.
Эстетическое воспитание: эстетический вкус и потребность в создании прекрасного, участие в художественной и творческой деятельности, посещение выставок и концертов, развитие эстетического восприятия мира, умения видеть и ценить прекрасное в окружающей среде.
Экологическое воспитание: участие в экологических акциях, развитие бережного отношения к природе, умение заботиться об окружающей среде, поддерживать чистоту и порядок, сформированность экологической культуры и осознание роли человека в сохранении природы.
Руководители организаций для детей-сирот, в которых под надзором находятся дети с ОВЗ и инвалидностью, в том числе с ментальными ограничениями, в оценку воспитательной работы с такой категорией воспитанников включили следующие критерии эффективности: уровень сформированности бытовых навыков, уровень сформированности базовых жизненных навыков; эмоционально-положительное взаимодействие с окружающими; уровень сформированности активной самостоятельности, включая способность к проявлению инициативы; степень включенности воспитанника в социокультурные контексты; степень участия воспитанника в решении вопросов, касающихся его жизни; способность к переносу сформированных навыков в новые условия (обучаемость); объем помощи воспитаннику в ежедневных ситуациях.
На основании полученных данных, учета особенностей развития детей-сирот в условиях институционализации была разработана система критериев и показателей эффективности воспитательной работы в организации для детей-сирот, которая представляет собой целостную структуру, включающую взаимосвязанные элементы, предназначенные для оценки качества воспитательной работы. Она обеспечивает системный подход к управлению воспитательной деятельностью, позволяет своевременно выявлять потребности воспитанников и корректировать воспитательные процессы для достижения наилучших результатов.
Описание системы критериев и показателей эффективности воспитательной работы в организации для детей-сирот.
Цели системы — объективная оценка эффективности воспитательной работы, диагностика сильных и слабых сторон воспитательной деятельности, коррекция воспитательных программ на основе собранных данных, повышение качества воспитания через использование измеримых результатов.
Система критериев и показателей эффективности воспитательной работы в организации для детей-сирот основывается на трех ключевых аспектах: качество процесса, качество условий и качество результатов. Каждый из них раскрывает определенные стороны воспитательной деятельности и ее эффективность. Качество процесса оценивает, насколько организован и систематизирован воспитательный процесс. Качество условий характеризует, насколько благоприятны внешние и внутренние факторы для реализации воспитательной работы. Качество результатов оценивает эффекты воспитательной работы: непосредственные, социальные и отсроченные результаты. Данные аспекты взаимосвязаны между собой. Качество процесса формирует условия для достижения качественных результатов. Качество условий обеспечивает устойчивость и эффективность процессов. Качество результатов подтверждает успешность работы и позволяет корректировать процесс и условия.
Система структурирована на основе критериев, показателей и индикаторов. Критерии — общие параметры, на основе которых осуществляется оценка. Они задают направление оценки и определяют, что именно будет оцениваться. Показатели — уточняют, какие аспекты критериев будут измеряться, это количественные и качественные параметры, конкретизирующие критерии и измеряющие степень их достижения. Индикаторы — конкретные данные и факты, подтверждающие реализацию показателей.
Качество процесса в воспитательной работе организаций для детей-сирот — это совокупность характеристик, которые показывают, насколько эффективно и профессионально организован сам процесс воспитательной деятельности. Главная цель в данном аспекте — обеспечить, чтобы воспитательная деятельность была: систематической (охватывала все необходимые аспекты развития ребенка); гибкой (адаптировалась под изменяющиеся потребности воспитанников); эффективной (приносила ощутимые результаты как на уровне повседневной жизни детей, так и в долгосрочной перспективе).
Выделено два основных критерия: качество организации и содержания воспитательной работы; качество системы отношений воспитанника к себе, другим, среде.
Показатели и индикаторы критерия «Качество организации и содержания воспитательной работы» представлены в табл. 1. Их выбор определен следующими основаниями:
- учет как объективных характеристик воспитанников (возраст, статус, здоровье), так и субъективных (потребности, интересы);
- учет уникальности каждого воспитанника (социально-демографические и психологические характеристики), его индивидуальной жизненной истории для адресной поддержки и создания условий развития;
- включение воспитанников как субъектов воспитательной работы (право ребенка быть услышанным и учет его мнения при принятии решений, затрагивающих его интересы);
- своевременное выявление проблем и корректировка процесса воспитательной работы.
Таблица 1 / Table 1
Показатели и индикаторы критерия
«Качество организации и содержания воспитательной работы»
Indices and indicators of the criterion
“Quality of organization and content of educational work”
Показатели / Indices |
Индикаторы / Indicators |
1. Учет контингента воспитанников / Consideration of the contingent of children without parental care |
Включение в рабочую программу воспитания описания специфики работы, связанной с контингентом воспитанников, по следующим показателям: наличие статуса сироты, социально-демографические показатели (возраст, пол, уровень образования), группа здоровья, наличие родственников в организации и вне ее, уровень психотравмированности ребенка |
Наличие форм воспитательной работы в соответствии со спецификой контингента воспитанников |
|
2. Вариативность содержания и форм воспитательной работы в соответствии с потребностями развития воспитанников и их индивидуальных интересов / Variety of content and forms of educational work in accordance with the developmental needs and individual interests of children left without parental care |
Регулярный анализ потребностей развития (потребности в безопасности и стабильности, включая психологическое здоровье; эмоциональной связи со взрослыми, включая воспитателей и наставников; помощи в преодолении травмы сиротства; развитии социальных навыков; в идентичности и идентификации; в создании безопасной и комфортной среды проживания; доступе к качественному образованию и дополнительным образовательным программам; потребности в самоопределении; повышении потенциала посттравматического роста; развитии механизма копинга; готовности к самостоятельной жизни) и индивидуальных интересов воспитанников (спорт и физическая активность; творчество и самовыражение; академические и научные интересы; интерес к технологиям; чтение и литература; социальные и добровольческие интересы; стремление к саморазвитию и самоопределению и др.); а также соответствующий норме показатель психологических трудностей ребенка, препятствующих удовлетворению его потребностей в развитии |
Наличие форм воспитательной работы в организации и вне ее в соответствии с выявленными потребностями развития и индивидуальных интересов воспитанников |
|
3. Реализация событийного и индивидуального подходов в воспитательной работе / Implementation of Event-Based and Individualized Approaches in Educational Work |
Наличие форм воспитательной работы с учетом событийного подхода (то есть предполагающих организацию эмоционально насыщенного незабываемого взаимодействия, которое оказывается социально значимым и привлекательным для воспитанников), а также с учетом индивидуальных жизненных ситуаций |
Предоставлены возможности выбора воспитанникам в отношении одежды, досуга, организации своего личного пространства, будущей профессии |
|
4. Формирование и развитие субъектности воспитанников / Developing Self-Awareness, Decision-Making Skills, and Responsibility in Children Without Parental Care |
Включение воспитанников в планирование воспитательной работы и оценку ее результатов, осуществляемое через партнерское взаимодействие: воспитанники участвуют в принятии решений о мероприятиях, составлении расписания, разработке правил совместного проживания; с каждым воспитанником прорабатываются личные цели; они вовлекаются в проектную деятельность и занятия, развивающие эмоциональный интеллект, саморегуляцию и навыки планирования в поддерживающей среде |
Наличие инструментария, позволяющего выявлять и учитывать мнение воспитанников |
|
Наличие форм воспитательной работы, учитывающих мнение воспитанников |
|
Обеспечение альтернативных и дополнительных способов выявления и учета мнения воспитанников, у которых имеются затруднения в выражении своих мыслей, обусловленные когнитивными особенностями или поведенческими нарушениями, с обязательным разработанным и внедренным регламентом их применения |
|
Наличие системы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции воспитанников |
|
Наличие в организации органов детского самоуправления |
|
5. Мониторинг и анализ воспитательной работы / Monitoring and Analysis of Educational Work |
Наличие инструментария и алгоритмов проведения мониторинга воспитательной работы |
Наличие форм коллективного обсуждения (педагогический и детский коллективы) результатов мониторинга воспитательной работы |
|
Принятие управленческих решений на основе анализа и коллективного обсуждения (педагогический и детский коллективы) результатов мониторинга воспитательной работы |
Показатели и индикаторы критерия «Качество системы отношений воспитанника к себе, другим, среде» представлены в табл. 2. Их выбор обоснован направленностью воспитательной работы не только на устранение негативных последствий (поведенческих нарушений, психологических травм), но и на развитие позитивных компетенций.
Таблица 2 / Table 2
Показатели и индикаторы критерия
«Качество системы отношений воспитанника к себе, другим, среде»
Indices and indicators of the criterion “Quality of the relationship system
of children without parental care to themselves, others, environment”
Показатели / Indices |
Индикаторы / Indicators |
1. Наличие направления в воспитательной работе, формирующего и развивающего позитивное самоотношение, в том числе воспитание самосознания, эстетическое воспитание, физическое воспитание / Presence of a direction in educational work aimed at forming and developing positive self-esteem, including self-awareness cultivation, aesthetic education, and physical training |
Сформированность у воспитанника позитивного самоотношения и самоуважения |
Эстетическая воспитанность, включающая эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, осведомленность в области искусства и мотивацию на получение эстетических знаний, творческую активность в области искусства |
|
Сформированность у воспитанника ориентации на осознанное творческое самовыражение, на эстетическое обустройство собственного быта |
|
Сформированность (принятие и реализация) у воспитанника ценностей здорового и безопасного образа жизни |
|
2. Наличие направления в воспитательной работе, формирующего и развивающего позитивные отношения со взрослыми / Presence of a direction in educational work aimed at forming and developing positive relationships with adults |
Наличие у воспитанника наставника, значимого взрослого |
Наличие продуктивного эмпатийного общения воспитанников со значимыми взрослыми |
|
Повышение у воспитанника уровня доверия к «значимому другому» |
|
Сформированность у воспитанника позитивного образа взрослого |
|
3. Наличие направления в воспитательной работе, формирующего и развивающего позитивные отношения с сиблингами, совместно проживающими в организации / Presence of a direction in educational work aimed at forming and developing positive relationships with siblings living together in the same facility |
Наличие продуктивного эмпатийного общения между сиблингами |
Повышение у воспитанника уровня привязанности к сиблингам |
|
4. Наличие направления в воспитательной работе, формирующего и развивающего позитивные отношения с родственниками / Presence of a direction in educational work aimed at forming and developing positive relationships with relatives |
Наличие информации о родственниках и возможностей связи с ними |
Доступность средств связи с родственниками |
|
Наличие форм воспитательной работы, направленных на возвращение воспитанника в кровную семью (если это не противоречит интересам) |
|
Наличие программ подготовки воспитанников к семейному жизнеустройству |
|
Сформированность у воспитанника позитивного образа семьи, в том числе замещающей |
|
Сформированность у воспитанника традиционных семейных ценностей |
|
5. Наличие направления в воспитательной работе, формирующего и развивающего позитивные отношения с детьми / Presence of a direction in educational work aimed at forming and developing positive peer-to-peer relationships |
Наличие форм воспитательной работы, направленных на разрешение межличностных конфликтов у воспитанников |
Наличие форм воспитательной работы, направленных на профилактику буллинга в детском коллективе |
|
Повышение социометрического статуса каждого воспитанника |
|
Наличие у воспитанника дружеских связей в организации и вне ее |
|
6. Наличие направления в воспитательной работе, формирующего и развивающего альтруистическое поведение и просоциальную активность (этическое (духовно-нравственное) воспитание) / Presence of a direction in educational work aimed at fostering altruistic behavior and prosocial activity (ethical/spiritual-moral education) |
Наличие форм воспитательной работы, направленных на формирование и развитие у воспитанников альтруистического поведения и просоциальной активности |
Сформированность просоциальных потребностей у воспитанников |
|
7. Наличие направления в воспитательной работе, формирующего и развивающего гражданскую позицию и гражданское поведение (гражданское воспитание) / Presence of a direction in educational work aimed at cultivating civic identity and civil behavior (civic education) |
Наличие форм воспитательной работы, направленных на формирование и развитие у воспитанников гражданской позиции и гражданского поведения |
Сформированность у воспитанника идентичности гражданина России |
|
Сформированность у воспитанника гражданской позиции и активного гражданского поведения |
|
8. Наличие направлений воспитательной работы, формирующего и развивающего положительное отношение к труду и будущей профессии (трудовое воспитание и профориентация) / Presence of a direction in educational work aimed at instilling a positive attitude towards work and future profession (vocational education and career guidance) |
Наличие форм воспитательной работы, направленных на формирование и развитие у воспитанников положительного отношения к труду и будущей профессии |
Сформированность у воспитанника положительного отношения к труду и будущей профессии |
|
Сформированность у воспитанника трудолюбия |
|
Готовность к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества |
|
9. Наличие направления воспитательной работы, формирующего и развивающего положительное отношение к природе и природосберегающее поведение (экологическое воспитание) / Presence of a direction in educational work aimed at nurturing a positive attitude toward nature and environmentally friendly behaviors (environmental education) |
Наличие форм воспитательной работы, направленных на формирование и развитие у воспитанников положительного отношения к природе и природосберегающего поведения |
Сформированность положительного отношения к природе |
|
Природосберегающее поведение у воспитанников |
Качество условий в воспитательной работе — совокупность характеристик, которые определяют, насколько внутренние и внешние условия организации для детей-сирот способствуют достижению целей воспитательной работы и развитию воспитанников. Эти условия формируют среду, в которой реализуется воспитательный процесс, и могут быть как внутренними, так и внешними. Выделено два основных критерия: качество внутренних условий, качество внешних условий.
Показатели и индикаторы критерия «Качество внутренних условий» представлены в табл. 3, их выделение обусловлено следующими основаниями:
- критическая необходимость создания в организации для детей-сирот поддерживающей среды;
- важность формирования новых позитивных жизненных установок, несмотря на пережитые трудности, травматический опыт;
- ключевая взаимосвязь эффективности воспитательной работы с кадровыми условиями учреждения.
Таблица 3 / Table 3
Показатели и индикаторы критерия «Качество внутренних условий»
Indices and indicators of the criterion “Quality of internal conditions”
Показатели / Indices |
Индикаторы / Indicators |
1. Наличие направления в воспитательной работе по развитию потенциала посттравматического роста у воспитанников / Presence of a direction in educational work focused on developing post-traumatic growth potential in children without parental care |
Наличие инструментария, направленного на выявление психолого-педагогических и социальных ресурсов воспитанника, оценку потенциала посттравматического роста |
Наличие форм воспитательной работы, направленных на психолого-педагогическую реабилитацию воспитанников и развитие потенциала посттравматического роста |
|
Наличие комплекса мероприятий по социально-психологической адаптации вновь прибывших воспитанников в организации и адаптации после отмены решений по возвращению ребенка в семью |
|
Посттравматический рост у воспитанников (представление о себе как заслуживающем заботы и любви, готовом совладать с трудностями; восстановление системы отношений с миром) |
|
2. Наличие и достаточность профессиональных кадров в области воспитательной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / Availability and sufficiency of professional staff specialized in educational work with orphaned children and children without parental care |
Отсутствие частой сменяемости кадров, заполненность штатного расписания |
Подбор кадров в соответствии с психологически важными качествами для успешного выполнения профессиональных обязанностей |
|
Психологическая готовность профессиональных кадров к воспитательной работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей |
|
Наличие мероприятий по профессиональному развитию сотрудников в области воспитательной работы (стажировки, курсы повышения квалификации, обмен опытом и др.) |
|
Соответствие форм и тем методического сопровождения воспитательной работы потребностям организации |
|
Наличие мероприятий, направленных на профилактику профессионального выгорания сотрудников |
|
Согласованность действий субъектов воспитательной работы через единые подходы и педагогические требования к воспитанникам |
Показатели и индикаторы критерия «Качество внешних условий» представлены в табл. 4; их выделение обусловлено следующими основаниями:
- актуальность внешних условий для развития воспитанников, использование ресурсов инфраструктуры;
- для интеграции воспитанников в общество необходимы поддержка и развитие взаимодействия с социальным окружением, обеспечение доступа воспитанников к широкому спектру внешних ресурсов (культурных, образовательных, спортивных и др.);
- взаимодействие между организациями для детей-сирот, социальной инфраструктурой, социальными партнерами должно быть скоординированным.
Таблица 4 / Table 4
Показатели и индикаторы критерия «Качество внешних условий»
Indices and indicators of the criterion “Quality of external conditions”
Показатели / Indices |
Индикаторы / Indicators |
1. Организация воспитательной работы с учетом инфраструктуры и социального окружения / Organization of educational work taking into account infrastructure and social environment |
Включение в рабочую программу воспитания описания ресурсов учреждений культуры и спорта, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, коммерческих организаций и пр. |
Наличие форм воспитательной работы на основе взаимодействия с учреждениями инфраструктуры, партнерами, социальным окружением |
|
Наличие форм взаимодействия в целях воспитательной работы с детскими, молодежными, общественными объединениями |
|
2. Согласованность воспитательной работы с образовательными организациями, которые посещают воспитанники (школы, детские сады, организации дополнительного образования и др.) / Coordination of educational work with educational institutions attended by students (schools, kindergartens, additional education centers, etc.) |
Наличие механизмов обеспечения согласованности воспитательной работы: заключение договоров (соглашений) о сотрудничестве либо о сетевом взаимодействии, разработка и принятие планов совместной работы, совместные социальные проекты, организация рабочих встреч, посещение мероприятий друг друга, консультирование, открытые дискуссионные площадки, неформальное общение |
Повышение у воспитанников уровня мотивации к школьному обучению и получению профессионального образования |
Качество результата в воспитательной работе организаций для детей-сирот — это совокупность характеристик, отражающих разноуровневые результаты воспитательной работы: непосредственные, социальные и отсроченные (см. табл. 5).
Непосредственные результаты характеризуют вовлеченность воспитанников в разные воспитательные мероприятия. Социальные результаты связаны с позитивными изменениями в воспитанниках. Отсроченные результаты раскрывают социальный эффект воспитательной работы, связанный с социальной адаптацией выпускников организаций для детей-сирот.
Таблица 5 / Table 5
Результаты воспитательной работы в организациях для детей-сирот
The results of upbringing work in organizations for orphans
Критерии / Criteria |
Показатели / Indices |
Индикаторы / Indicators |
1. Непосредственные результаты / Immediate results |
Включенность в воспитательные мероприятия / Participation in educational activities |
Количество форм воспитательной работы / Number of forms of educational work |
Доля воспитанников, принимавших участие в формах воспитательной работы / Proportion of students participating in educational events |
||
2. Социальные результаты / Social outcomes |
Позитивные изменения в развитии воспитанника / Positive changes in student development |
Повышение уровня психологического здоровья / Improved psychological health level |
Повышение уровня субъективного благополучия / Enhanced subjective well-being |
||
Повышение уровня эмоционального интеллекта / Higher emotional intelligence levels |
||
Повышение уровня жизнестойкости / Greater life resilience |
||
Снижение уровня поведенческих нарушений / Reduced behavioral disorders |
||
Сформированность позитивного самоотношения и самоуважения / Formation of positive self-esteem and self-respect |
||
Повышение у воспитанника уровня доверия к «значимому другому» / Increase in trust towards significant others |
||
Сформированность у воспитанника позитивного образа взрослого / Development of a positive image of adults |
||
Повышение у воспитанника уровня привязанности к сиблингам / Strengthened attachment to siblings |
||
Сформированность у воспитанника позитивного образа семьи, в том числе замещающей / Formation of a positive image of family, including foster families |
||
Сформированность у воспитанника традиционных семейных ценностей / Adherence to traditional family values |
||
Повышение социометрического статуса каждого воспитанника / Elevated sociometric status for each student |
||
Сформированность просоциальных потребностей у воспитанников / Formation of prosocial needs |
||
Сформированность у воспитанника положительного отношения к труду и будущей профессии / Establishment of positive attitude toward labor and future profession |
||
Сформированность (принятие и реализация) у воспитанника ценностей здорового и безопасного образа жизни / Acceptance and practice of healthy and safe lifestyle values |
||
Эстетическая воспитанность, включающая эмоциональную отзывчивость на произведения искусства; осведомленность в области искусства и мотивацию на получение эстетических знаний; творческую активность в области искусства / Artistic competency, including emotional response to artworks, knowledge about arts, motivation for acquiring esthetic knowledge, creative activity in art domains |
||
Сформированность у воспитанника ориентации на осознанное творческое самовыражение, на эстетическое обустройство собственного быта / Formation of an aesthetic outlook manifested in daily life through appearance, clothing style, behavior, and attitude towards belongings and home design |
||
Сформированность у воспитанника гражданской позиции и активного гражданского поведения / Cultivation of civic identity and active civil behavior |
||
Сформированность у воспитанника природосберегающего поведения / Environmentally friendly behaviors formed |
||
Рост самостоятельности / Growth of independence |
||
Сформированность социальных компетенций / Acquisition of social competencies |
||
Сформированность конструктивных копинг-стратегий / Formation of constructive coping strategies |
||
Интеграция воспитанника в опережающие социальные сети / Integration into advanced social networks |
||
3. Социальный эффект: отсроченный социальный результат / Long-Term social impact |
Социальная адаптация выпускников / Social Adaptation of graduates from organizations for children left without parental care |
Законопослушность, включая отсутствие долгов по коммунальным платежам, просроченных кредитов / Lawfulness, including absence of debts for utility payments and overdue loans |
Приемлемый уровень жизни, не ниже размера прожиточного минимума в регионе / Living standard not below regional minimum subsistence level |
||
Наличие места жительства на основе временной или постоянной регистрации / Housing availability through temporary or permanent registration |
||
Ответственное родительство / Responsible parenting practices |
||
Наличие занятости (трудовой деятельности), приносящей доход (жизнеобеспечение) / Employment that provides income (sustainable livelihood) |
||
Самообслуживание в соответствии со статусом здоровья / Self-care according to their health status |
Заключение
Специфика предложенной системы критериев и показателей эффективности воспитательной работы в организациях для детей-сирот заключается в следующем:
- система охватывает все ключевые аспекты воспитания: организацию процессов, развитие отношений, качество условий, взаимодействие с внешними структурами и конечные результаты;
- значительное внимание уделяется индивидуальным особенностям воспитанников, их психологическому состоянию, травматическому опыту, возрасту, интересам и семейным связям;
- направленность воспитательной работы не только на устранение негативных последствий травматического опыта воспитанников, но и на развитие позитивных компетенций у них;
- помимо непосредственных результатов (участие в мероприятиях), система нацелена на долгосрочные социальные эффекты: успешную адаптацию выпускников, что подчеркивает стратегическую ориентацию на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни;
- наличие инструментов мониторинга и алгоритмов анализа воспитательной работы позволяет своевременно выявлять проблемы и корректировать процесс. Коллективное обсуждение результатов усиливает прозрачность и эффективность управленческих решений;
- уделяется внимание кадровому обеспечению от подбора сотрудников до профилактики их профессионального выгорания, это создает условия для стабильности коллектива, что важно для эмоционального благополучия воспитанников;
- большой акцент делается на взаимодействие с внешними организациями: культурными, образовательными и коммерческими учреждениями. Это повышает ресурсы для воспитания и социализации детей, создавая мосты к внешнему миру.
В предложенный инструментарий оценки вошли: анализ рабочей программы воспитания и календарного плана работы, психодиагностический инструментарий, индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка, социометрия, мониторинг социальной адаптации выпускников и пр.
Разработанная система критериев и показателей воспитательной работы, предлагаемого инструментария прошла апробацию, в которой приняли участие 110 руководителей и специалистов организаций для детей-сирот из 31 региона Российской Федерации. Процедура включала проведение оценки каждого из предложенных показателей по трем параметрам:
- целесообразность включения в систему оценки воспитательной работы;
- достаточность предложенного инструментария оценки;
- готовность применить показатель (или уже используется) в воспитательной работе.
Апробация показала, что все предложенные показатели и критерии, по мнению участников, целесообразно включить в систему оценки. Степень поддержки показателей от 85% до 98%.
Система оценки воспитательной работы также обсуждалась на Всероссийском съезде руководителей организаций для детей-сирот в 2024 году, где были показаны региональные примеры использования системы в практике различных видов организаций для детей-сирот. В дальнейшем главной задачей становится внедрение разработанной системы в деятельность организаций с учетом контингента детей и временности их нахождения в организации.
Разработанная система показателей и критериев может быть использована при проверках воспитательной работы в организациях для детей-сирот Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и другими органами.
Ограничения. Ограничения исследования связаны с получением отдельных результатов эффективности применения системы показателей только в отсроченном периоде (для выпускников — до 23 лет).
Limitations. The limitations of the study are associated with obtaining individual effectiveness results from applying the system of indicators only in a deferred period (for graduates up to 23 years old).
Литература
- Абрамкина, С.Г., Кулиш, В.В., Рыжикова, Л.В. (2023). Разработка и применение социальных показателей гражданственности детей и молодежи. Вестник Алтайского государственного педагогического университета, 4(57), 24—27. https://doi.org/10.37386/2413-4481-2023-4-24-27
Abramkina, S.G., Kulish, V.V., Ryzhikova, L.V. (2023). Developing civic consciousness in children and youth and evaluating its social indicators. Vestnik Altayskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta, 4(57), 24— (In Russ.). https://doi.org/10.37386/2413-4481-2023-4-24-27 - Александрова, С.Н. (2019). Оценка сформированности правовой культуры в образовательном пространстве школы-интерната. Juvenis Scientia, 1, 27— https://doi.org/10.32415/jscientia.2019.01.06
Alexandrova, S.N. (2019). Evaluation of formation of legal culture in the educational environment boarding school. Juvenis Scientia, 1, 27—30. (In Russ.). https://doi.org/10.32415/jscientia.2019.01.06 - Бегитова, С.Н., Хазова, А.С., Морозова, И.В., Ахтаов, Р.А. (2016). Пути модернизации воспитательной системы детского дома. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, 2(178), 15— URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26620128 (дата обращения: 19.12.2024).
Begitova, S.N., Khazova, A.S., Morozova, I.V., Akhtaov, R.A. (2016). Ways of modernization of educational system of orphanage. Bulletin of the Adygea State University. Series: Pedagogy and Psychology, 2(178), 15—25. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26620128 (viewed: 19.12.2024). - Бобылева, И.А. (2022). Анализ программ воспитания в организациях для детей-сирот. Социальные науки и детство, 3(2–3), 54—68. https://doi.org/10.17759/ssc.2022030204
Bobyleva, I.A. (2022). Analysis of Educational Programs in Organizations for Orphans. Social Sciences and Childhood, 3 (2-3). 54— (In Russ.). https://doi.org/10.17759/ssc.2022030204 - Бобылева, И.А., Семья, Г.В. (2024). Специфика воспитательной работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальные науки и детство, 5(3), 40—53. https://doi.org/10.17759/ssc.2024050303
Bobyleva, I.A., Semya, G.V. (2024). The specifics of educational work in organizations for orphaned children and children left without parental care. Social Sciences and Childhood, 5(3), 40—53. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/ssc.2024050303 - Брунчукова, Н.М., Чепурышкин, И.П. (2014). Проблема духовно-нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальная педагогика, 5, 42—46. URL: https://narodnoe.org/downloads/states/7377 (дата обращения: 12.2024).
Brunchukova, N.M., Chepuryshkin, I.P. (2014). The problem of spiritual and moral education of orphans and children left without parental care. Social Pedagogy, 5, 42—46. (In Russ.). URL: https://narodnoe.org/downloads/states/7377 (viewed: 19.12.2024). - Быстрова, Н.В., Гриценко, Н.Е., Румянцева, Н.А., Леонова, В.Н. (2017). Основы воспитательной работы с воспитанниками в условиях детского дома. Проблемы современного педагогического образования, 57-6, 96—102. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ylssps (дата обращения: 12.2024).
Bystrova, N.V., Gritsenko, N.E., Rumyantseva, N.A., Leonova, V.N. (2017). Basics of educational work with pupils in the conditions of children’s house. Problems of Modern Pedagogical Education, 57-6, 96—102. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ylssps (viewed: 19.12.2024). - Гончарова, Н.А., Кретина, Г.В. (2022). Понятие «эстетическое воспитание» в аспекте педагогических исследований. Наука и образование, 5(1), 1— URL: http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/4506 (дата обращения: 19.12.2024).
Goncharova, N.A., Kretina, G.V. (2022). The concept of “aesthetic education” in the aspect of pedagogical research. Science and Education, 5(1), 1—7. (In Russ.). URL: http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/4506 (viewed: 19.12.2024). - Гумеров, А.И., Койнов, М.Ю. (2020). Особенности воспитательного процесса в современных условиях в детском доме. Colloquium-Journal, 3-5(55), 47— URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42443624 (дата обращения: 19.12.2024).
Gumerov, A.I., Koynov, M.Yu. (2020). Features of the educational process in modern conditions in the orphanage. Colloquium-Journal, 3-5(55), 47—48. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42443624 (viewed: 19.12.2024). - Дзюбан, К.С. (2022). Правовое сознание и правовое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Скиф. Вопросы студенческой науки, 6(70), 531—534. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=bxurju (дата обращения: 12.2024).
Dzyuban, K.S. (2022). Legal cоnsciоusness and legal educatiоn оf оrphans and children left withоut parental care. Sciff. Questions of Student Science, 6(70), 531—534. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=bxurju (viewed: 19.12.2024). - Зауторова, Э.В. (2023). Организация социально-экологического воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации. Социально-политические исследования, 3(20), 125—136. https://doi.org/10.20323/2658_428X_2023_3_20_125
Zautorova, E.V. (2023). Organization of social and environmental education of children in the conditions of preschool educational organization. Social and Political Researches, 3(20), 125— (In Russ.). https://doi.org/10.20323/2658_428X_2023_3_20_125 - Захарова, Ж.А., Коровкина, Т.Е., Павлова, О.А. (2019). Социально-педагогические аспекты опыта трудового воспитания детей-сирот. Образование личности, 1, 74—78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=kusjil (дата обращения: 19.12.2024).
Zakharova,A., Korovkina, T.E., Pavlova, O.A. (2019). Social and pedagogical aspects of the experience of orphans’ labor education. Personality Formation, 1, 74—78. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=kusjil (viewed: 19.12.2024). - Ильина, О.С. (2020). Проблема диагностики духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания в детском саду. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 4(56), 301—306. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44450405 (дата обращения: 19.12.2024).
Ilyina, S. (2020). The problem of diagnosing the spiritual and moral development of preschool children in the process of spiritual and moral education in kindergarten. Scientific Notes (Kursk State University), 4(56), 301—306. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44450405 (viewed: 19.12.2024). - Исмиянов, В.В., Изотова, И.И., Чмаркова, Е.Г., Рыбина, Л.Д. (2024). Спортивно-патронатное воспитание и социализация детей, оставшихся без попечения родителей, в России. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2(228), 71— URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=tuegya (дата обращения: 19.12.2024).
Ismiyanov, V.V., Izotova, I.I., Chmarkova, E.G., Rybina, L.D. (2024). Sports foster care and socialization of children left without parental care in Russia. Scientific Notes of P. F. Lesgaft University, 2(228), 71—75. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=tuegya (viewed: 19.12.2024). - Исмиянов, В.В., Рыбина, Л.Д. (2022). Спортивное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интеграции «школа – СПО – вуз». Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 9(211), 180— https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p180-183
Ismiyanov, V.V., Rybina, L.D. (2022). Sports education of orphans and children left without parental care in the conditions of integration “school – SPO – university”. Scientific Notes of P. F. Lesgaft University, 9(211), 180—183. (In Russ.). https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p180-183 - Киреева, О.А. (2020). Теоретическая модель системы эколого-художественного воспитания детей в контексте этнокультурных традиций. Проблемы современного образования, 5, 153—162. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-5-153-162
Kireeva, A. (2020). Theoretical model of children’s ecological and artistic education system in the context of ethno-cultural traditions. Problems of Modern Education, 5, 153—162. (In Russ.). https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-5-153-162 - Лебедева, Г.А., Жирнова, А.О. (2019). Проектирование духовно-нравственного компонента воспитательной работы в общеобразовательной школе. Мир науки. Педагогика и психология, 7(4), 1— URL: https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN419.pdf. (дата обращения: 19.12.2024).
Lebedeva, G.A., Zhirnova, A.O. (2019). Design of the spiritual and moral component of educational work at secondary school. World of Science. Pedagogy and Psychology, 7(4), 1–19. URL: https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN419.pdf. (viewed: 19.12.2024). (In Russ.). - Макарова, Л.Н., Барсукова, Е.О. (2020). Диагностический инструментарий для оценки уровня эстетической воспитанности старшеклассников. В: Л.Н. Макарова (ред.), Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы ХVI Международной научно-практической Internet-конференции. 3 июня – 10 июня 2020 года (с. 232—243). Тамбов: Издательский дом «Державинский». URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42998605 (дата обращения: 19.12.2024).
Makarova, L.N., Barsukova, E.O. (2020). Diagnostic Toolkit for Assessing the Level of Aesthetic Development among High School Students. In:N. Makarova (Ed.), Personal and Professional Development of Future Specialists: Proceedings of the XVI International Scientific-Practical Internet Conference. June 3–June 10, 2020 (pp. 232—243). Tambov: Publ. House “Derzhavinsky”. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42998605 (viewed: 19.12.2024). - Манойлова, М.А. (2013). Психологические особенности самооценки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наука Красноярья, 6(11), 143—152. https://doi.org/10.12731/2070-7568-2013-6-143-152
Manoilova, M.A. (2013). Psyhological features of self-rating of orphans and children left without parental care. Krasnoyarsk Science, 6(11), 143—152. (In Russ.). https://doi.org/10.12731/2070-7568-2013-6-143-152 - Мартынова, В.А., Трубицына, М.В. (2021). Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Социальные отношения, 4(39), 41—47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47479283 (дата обращения: 19.12.2024).
Martynova, V.A., Trubitsyna, M.V. (2021). Socio-moral upbringing of senior preschool children in a preschool educational organization. Social Relations, 4(39), 41— (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47479283 (viewed: 19.12.2024). - Меркуль, И.А., Волчанская, В.О. (2021). Оценка готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выпускников замещающих семей к самостоятельной жизни: обзор и анализ региональных практик. Социальные науки и детство, 2(2), 37—46. https://doi.org/17759/ssc.2021020203
Merkul, I.A., Volchanskaya, V.O. (2021). Assessment of the readiness of graduates of organizations for orphans and children left without parental care, and graduates of foster families for an independent life: a review and analysis of regional practices. Social Sciences and Childhood, 2(2), 37—46. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/ssc.2021020203 - Озерец, И.Г., Зайцева, М.С. (2023). Обновление процесса трудового воспитания в детском доме с учетом потенциала вузовских практик. Балтийский гуманитарный журнал, 12(3), 57—60. https://doi.org/10.57145/27129780_2023_12_03_11
Ozerets, I.G., Zaitseva, M.S. (2023). Updating the process of labor education in an orphanage, taking into account the potential of university Baltic Humanitarian Journal, 12(3), 57—60. (In Russ.). https://doi.org/10.57145/27129780_2023_12_03_11 - Ослон, В.Н., Семья, Г.В., Прокопьева, Л.М., Колесникова, У.В. (2021). Структура субъективного благополучия детей-сирот с ОВЗ младшего школьного возраста, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Психология и право, 11(3), 205—221. https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110315
Oslon, V.N., Semya, G.V., Prokopyeva, L.M., Kolesnikova, U.V. (2021). Structure of Subjective Well-being of Primary-School-Age Orphan Children with Disabilities Living in Orphanage Institutions and of Children Deprived of Parental Care. Psychology and Law, 11(3), 205— (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110315 - Семья, Г.В. (2021). Обзор международных исследований, посвященных последствиям нахождения ребенка в условиях институционализации: как добиться положительных результатов. Социальные науки и детство, 2(1), 73—84. https://doi.org/10.17759/ssc.2021020106
Semya, G.V. (2021). The Overview of International Research on the Effects of Being a Child in the Conditions of Institutionalisation: How to Achieve Positive Results. Social Sciences and Childhood, 2(1), 73—84. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/ssc.2021020106 - Скороходова, Е.А. (2022). Подходы к формированию правовой культуры детей-сирот. Общество: социология, психология, педагогика, 2(94), 205—210. https://doi.org/10.24158/spp.2022.2.29
Skorokhodova, E.A. (2022). Approaches to the formation of legal culture of orphans. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 2(94), 205—210. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2022.2.29 - Фоменко, И.И. (2024). Гражданская позиция как основа формирования гражданской ответственности в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах. В: А.В. Кисляков, А.В. Щербаков (ред.), Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований. Реализация потенциала человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и ответственной личности: материалы IV Международной научно-практической конференции, Челябинск, 24–25 октября 2024 г. (с. 401—407). Челябинск: ЧИРО.
Fomenko, I.I. (2024). Civic position as the basis for the formation of civic responsibility in the upbringing of orphaned children and children left without parental care in orphanages. In: A.V. Kislyakov, A.V. Shcherbakov (Eds.), Raising a Person in the Era of Global Realizing Human Potential, Developing Talents, Educating Patriotic and Responsible Individuals: Proceedings of the Fourth International Scientific-Practical Conference, Chelyabinsk, October 24–25, 2024 (pp. 401—407). Chelyabinsk: CHIRO Publ. (In Russ.). - DePasquale, C.E., Lawler, J.M., Koss, K.J., Gunnar, M.R. (2020). Cortisol and Parenting Predict Pathways to Disinhibited Social Engagement and Social Functioning in Previously Institutionalized Children. Journal of Abnormal Child Psychology, 48(6), 797—808. https://doi.org/10.1007/s10802-020-00633-8
- Roca, J.S. (2019). Professional parenting in institutional foster care: Proposal to improve care of children fostered in child protection centres. Revista Interuniversitaria de Pedagogia Social, 34, 91—103. https://doi.org/10.7179/PSRI_2019.34.07
- Zhang, R.-p., Zhang, X., Xiao, N., Ren, P., Li, X.-y. (2023). Parenting Practices and Rural Chinese Children’s Self-control and Problem Behaviors: A Comparison of Left-behind and Non-left-behind Children. Journal of Child and Family Studies, 32, 704—715. https://doi.org/10.1007/s10826-022-02422-x
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 29
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 29
Скачиваний PDF
За все время: 12
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 12
Всего
За все время: 41
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 41