Юридическая психология детства: динамика приоритетов научно-исследовательской работы студентов

48

Общая информация

Рубрика издания: Современные исследования девиантного развития, в т.ч. новых видов девиаций, связанных с интернетом

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Богданович Н.В. Юридическая психология детства: динамика приоритетов научно-исследовательской работы студентов // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Полный текст

Научно-исследовательская работа студентов - это один из видов подготовки, предусмотренный всеми образовательными стандартами по психологии. Так, на уровне бакалавриата “Психология” предполагается участие в проведении психологических исследований, в том числе применение стандартных методов (включая статистические). По специализации “Клиническая психология” акценты делаются как на специфику клинических исследований, так и соответствие его этике, предполагается использование идеографических методов. В стандарте “Педагогика и психология девиантного поведения” в приоритете прикладные исследования. а также разработка и внедрение рекомендаций в соответствии с полученными результатами.

Таким образом, разные стандарты диктуют свои особенности, а в рамках факультета необходимо создавать условия для вовлечения всех студентов в научно-исследовательскую работу, и, что особенно важно, поощрения интереса к психологии как науке.

На факультете Юридической психологии МГППУ существует несколько различных механизмов вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу. Так уже на первом курсе проводится работа по самоопределению студентов в научных направлениях юридической психологии. Происходит знакомство с научными руководителями и их стилем руководства. При распределении студентов максимально учитываются их предпочтения и интересы. Однако существует часть студентов, которые выбирают пассивную стратегию и готовы писать на тему, предложенную научным руководителем.

В ходе семантического анализа тем курсовых и выпускных квалификационных работ за последние четыре года оказалось, что с каждым годом все расширяется перечень понятий, используемых студентами.

Выяснилось, что существует устойчивая тенденция в темах использовать понятие “особенность”, что означает, что многие работы посвящены сравнению различных групп респондентов. Грустно видеть уменьшающееся количество тем с понятиями “влияние” и “формирование”, что может говорить об уменьшении числа экспериментальных работ. Однако есть явная тенденция увеличения интереса к понятию “развитие”.

Много тем посвящено подростковому возрасту, однако в последние годы стали появляться работы, касающиеся более раннего возраста, например дошкольного. И явно увеличилось количество работ, посвященных студенческому возрасту.

Одним из самых частотных слов в темах является “поведение”. Из различных видов девиантного поведения чаще всего исследуется агрессивное, причем интерес к нему только растет. Та же тенденция относится к аутоагрессивному поведению, хоть и не столь явная. К зависимому поведению наблюдается более стабильный, но крайне умеренный интерес. Виктимное поведение, наоборот, вызывает все меньший интерес у студентов.

Теперь посмотрим практикоориентированность тем, выбираемых студентами. Больше всего в темах встречается такие виды деятельности психолога как психодиагностика, психокоррекция и психотерапия. Гораздо реже говорят о профориентации (интерес появился в последние годы), а также консультировании и экспертизе. Из направлений деятельности больше всего привлекает психопрофилактика, однако есть стабильный интерес и к сопровождению, и к реабилитации. Интересно соотношение работ по адаптации и дезадаптации: раньше больше работ было по дезадаптации, теперь по адаптации, хотя общее число работ примерно одно и то же.

Растет количество работ по тематике влияния Интернета на развитие, однако в настоящее время все больше акценты делаются на негативные стороны сетевого пространства (кибербуллинг, интернет-аддикции и т.д.).

Таким образом, семантический анализ тем курсовых и выпускных квалификационных работ позволяет отследить основные тенденции в научно-исследовательской работе студентов. Конечно, на данный выбор влияет множество факторов: как взаимодействие с научным руководителем (его научные приоритеты), так и возможности студента по проведению исследований с конкретной выборкой, на что безусловно влияют запросы практики.

Информация об авторах

Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1507-9420, e-mail: bogdanovichnv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1153
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 48
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0