Побеги детей и подростков из дома как одна из проблем девиантного поведения подростков

83

Общая информация

Рубрика издания: Современные исследования девиантного развития, в т.ч. новых видов девиаций, связанных с интернетом

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Буслаева Е.Л. Побеги детей и подростков из дома как одна из проблем девиантного поведения подростков // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Полный текст

Среди острых социальных проблем следует выделить проблемы современных подростков. В системе постоянно меняющихся социальных и экономических условий жизни особую актуальность приобретают проблемы социальной адаптации подростков, проблемы побегов детей из дома, проблемы бродяжничества подростков. Значимость этих проблем и поиска путей их разрешения отражается в теоретических и прикладных исследованиях правовых, психологических, педагогических, социологических и других дисциплин.

Основная проблема этого возрастного периода, как отмечал Л.С. Выготский, - проблема интересов подростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп интересов и развитие новых. При появлении новых интересов происходит преобразование старой, имеющейся системы мотивов, и возникновение новой [1; 2].

Побег детей и подростков из дома является протестной формой поведения, сущностью которой является эмоциональное неблагополучие ребенка.

Классификация побегов детей и подростков из дома, разработанная американским психиатром Г. Штутте (H.Stutte, 1960), включает побеги детей, являющиеся следствием недостаточного надзора и контроля с целью развлечения и удовольствия, побеги в виде ответного протестного действия на чрезмерные требования родителей, побеги для избегания наказания, побеги вследствие мечтательности и романтики и другие. Причины первых побегов детей из дома чаще всего вызваны страхом наказания и протестными реакциями [3].

Побеги детей и подростков из дома могут быть мотивированными и немотивированными. Мотивированные побеги подростков вытекают из самой сложившейся для подростка ситуации. Мотивированный побег может быть ответной реакцией на незаслуженное, с точки зрения ребенка, наказание, на деспотизм и авторитарность родителей. Мотивированный побег может быть вызван асоциальным поведением родителей, особенно страдающих алкоголизмом или наркоманией. Мотивированные побеги детей и подростков в таких ситуациях можно рассматривать как следствие того, что подросток не знаком с другими способами решения сложившейся проблемы и побег из дома является для него чуть не единственным выходом из ситуации. В связи этим взрослым необходимо научить ребенка применять другие стратегии поведения в проблемных ситуациях.

С немотивированными побегами детей и подростков ситуация выглядит сложнее в плане их понимания, т.к. они могут не иметь связи с ситуацией, в которой подросток пребывал перед побегом. Немотивированные побеги являются патологией, возникающей на фоне каких-либо психических расстройств. Побеги детей из дома происходят не только в социально неблагополучных семьях, но и в эмоционально неблагополучных семьях. Это семьи, которые могут не испытывать материальных проблем, ведущие социально приемлемый образ жизни, но в которых нет доверия, тепла, взаимопонимания, искренности, сопереживания и поддержки. В таких семьях подростки испытывают эмоциональное одиночество, им кажется, что они никому не нужны и их никто не понимает. Побег из дома становится поиском той среды, в которой его поймут и поддержат.

В нашем исследовании была предпринята попытка изучения личностных качеств и характеристик подростков, совершивших побеги из дома. Среди наиболее часто встречающихся оказались такие личностные характеристики, как завышенная самооценка, обидчивость, обостренное отношение к социальной несправедливости, высокий уровень конфликтности, агрессивность, враждебность. В то же время были выявлены индивидуальные особенности проявления и взаимодействия личностных характеристик и негативных социальных условий.

Данная проблема не может быть решена в рамках одного подхода. Необходимо изучение всего комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, которые оказывают влияние на возникновение данной девиации. В решении проблемы побегов детей и подростков необходимо комплексное участие различных специалистов в области психологии, педагогики, юриспруденции и других направлений.

Литература

  1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций//Собрание сочинений: В 6 томах. - Т.З. М.: Педагогика, 1983. 328с.
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. С. 664-1018.
  3. Дети "группы риска" / Children at Risk : Материалы междунар. конф. / [Редкол.: Г.А. Бордовский и др.]. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 173 с.

Информация об авторах

Буслаева Елена Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии, Институт гуманитарных и прикладных наук, Московский государственный лингвистический университет (ФГБОУ ВО МГЛУ), доцент, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1913-9198, e-mail: moselena2201@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2117
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 83
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0