Тренинг по коррекции искаженных убеждений и принятию ответственности за содеянное как один из основных аспектов социальной реабилитации несовершеннолетних осужденных

79

Общая информация

Рубрика издания: Тренинговые технологии в работе с проблемным поведением

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Тренинг по коррекции искаженных убеждений и принятию ответственности за содеянное как один из основных аспектов социальной реабилитации несовершеннолетних осужденных // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

В основе социально-психологической коррекции личности несовершеннолетних осужденных лежит профилактика причин, условий, механизмов деструктивного поведения и учет их динамики. Проведение психологического тренинга, направленного на работу с искаженными убеждениями и принятию ответственности за содеянное на себя, может выступать в качестве основного условия успешной социальной реабилитации.

Полный текст

В основе социально-психологической коррекции личности несовершеннолетних осужденных лежит профилактика причин, условий, механизмов деструктивного поведения и учет их динамики.

Проведение психологического тренинга, направленного на работу с искаженными убеждениями и принятию ответственности за содеянное на себя, может выступать в качестве основного условия успешной социальной реабилитации. В процессе тренинга участники обучаются осознавать свои потребности и доминирующие мотивы поведения, рационально воспринимать конкретную жизненную ситуацию, ориентируясь при этом на осознание прошлого опыта проявления деструктивного поведения.

Особый смысл имеет привитие нравственных ориентиров и этических норм поведения несовершеннолетним осужденным. Основная работа – это работа с убеждениями. Принцип: «В основном, я реагирую на события так, как я это интерпретирую». Изменение убеждений – это принятие на себя ответственности.

В основе глубокой коррекции личности и конструктивного отношения к наказанию несовершеннолетних осужденных, лежит осознанное восприятие социальной реальности, через адекватную оценку причин, условий, мотивов и последствий своего поведения. Выбор форм и методов работы зависит от психолога и индивидуальных особенностей осужденного.

Опираясь на результаты теоретических и эмпирических исследований, можно выделить три основных блока работы с искаженными убеждениями и формирования нового, успешного поведения:

1. Работа с убеждениями, анализ причин и последствий деструктивного поведения. Осознание искаженных схем – «все начинается внутри меня». Основная задача этого этапа, понимание и принятие несовершеннолетним осужденным, что очень много из того, что он делал, (а может, и продолжает делать), является оправданием себя. «Ты – это твое поведение. У тебя есть какие-то схемы и убеждения, которые разрешили тебе это поведение». Критерий эффективности этапа – принятие ответственности несовершеннолетним за содеянное на себя: «Да, я это сделал, и я принимаю ответственность на себя».

2. Развитие эмпатии, сочувствие к жертве. Основная задача – понимание: «что мое поведение может значить в жизни другого человека».

3. Формирование новых навыков, поведенческий блок. Анализ поведения по этапам. Увидеть, где, когда и в какие моменты могло быть принято решение изменить свое поведение. Выработка стратегий прекращения рецидива: «Как я буду с этим справляться, если попаду в такую же ситуацию?».

Предмет тренинга – это индивидуальная совокупность стереотипов восприятия социальной действительности и своего «Я». Основная цель тренинга – это коррекция личности и отношения к наказанию несовершеннолетних осужденных, отработка нового, адекватного поведения.

Стержневыми процедурами тренинга являются дискуссии, упражнения на формирование навыков, ролевые игры. Критерием эффективности проведения тренинга социально-психологической коррекции личности несовершеннолетних осужденных, является снижение показателей нарушения режима содержания, через оптимизацию взаимоотношений и развитие адекватного отношения к себе, что способствует стабилизации обстановки в воспитательной колонии в целом.

Литература

  1. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб: Речь, 2008. 316 c.
  2. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. – СПб: Речь, 2001. 560 с.
  3. Фадеева К. Ф., Кулакова С. В. Психология отношения несовершеннолетних осужденных женского пола к наказанию в виде лишения свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2 (165) 2016. С. 43-46.
  4. Чурилова И. А., Фадеева К. Ф., Кулакова С. В. Психологические особенности проведения тренинга коррекции личности и конструктивного отношения к наказанию несовершеннолетних правонарушителей, осужденных к лишению свободы // Межличностный контакт: теория, методология и практика внедрения в правоохранительной сфере: сборник научных трудов / под. науч. ред. Е. А. Петровой; сост. Э. Х. Галиева.– М.: Издательство РГСУ, 2015. С. 319-325.

Метрики

Просмотров

Всего: 1185
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 79
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0