Исследование способности к организации и планированию деятельности у несовершеннолетних правонарушителей с личностной незрелостью

59

Общая информация

Рубрика издания: Актуальные тенденции в экспертной практике по делам несовершеннолетних

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Федонкина А.А. Исследование способности к организации и планированию деятельности у несовершеннолетних правонарушителей с личностной незрелостью // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Подростковый возраст – период развития, характеризующийся склонностью к принятию необдуманных решений и рискованным поведением, которое может приводить к совершению общественно опасных действий (ООД). Процесс и результат принятия решений подростками зависят от степени развития у них способности к организации и планированию своей интеллектуальной деятельности в целом, которая, в свою очередь, может рассматриваться в качестве одной из составляющих личностной зрелости подростка.

Полный текст

Подростковый возраст – период развития, характеризующийся склонностью к принятию необдуманных решений и рискованным поведением, которое может приводить к совершению общественно опасных действий (ООД). Процесс и результат принятия решений подростками зависят от степени развития у них способности к организации и планированию своей интеллектуальной деятельности в целом, которая, в свою очередь, может рассматриваться в качестве одной из составляющих личностной зрелости подростка. Исследование данных феноменов у подростков с противоправным поведением является важным как для психологической диагностики в рамках комплексной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ), так и для профилактики совершения ими повторных ООД. Вместе с тем существует проблема методического обеспечения такой диагностики и критериев оценки организации интеллектуальной деятельности у подростков.

Цель проведенного нами эмпирического исследования заключалась в определении особенностей организации деятельности у несовершеннолетних правонарушителей с личностной незрелостью. Материалом исследования стали результаты психологического экспертного исследования 68 несовершеннолетних правонарушителей мужского пола в возрасте 14-18 лет (средний возраст – 15.8 ± 0.9 года) в рамках КСППЭ, у которых был выявлен феномен личностной незрелости, группу сравнения составили несовершеннолетние с отсутствием данного феномена (31 человек). В исследовании использовались следующие методики: «Кубики Кооса» (материал теста Векслера), «The Tower of London Test», «Пиктограммы», копирование фигуры Тейлора. При анализе выполнения подэкспертными методики Кооса, «The Tower of London Test» фиксировались такие особенности конструктивной деятельности, как скорость выполнения задания, особенности планирования деятельности, способность к переносу навыков, эффективность стратегии решения задачи. При использовании методики «Пиктограммы» фиксировались особенности расположения рисунков на листе, их последовательность, упорядоченность. При копировании подэкспертными фигуры Тейлора отмечалась последовательность изображения фигуры, её схожесть с эталоном и общее время выполнения задания.

При исследовании конструктивной деятельности («Кубики Кооса», «The Tower of London Test») было выявлено, что у несовершеннолетних с личностной незрелостью трудности в планировании и организации деятельности выявляются чаще, чем у несовершеннолетних с отсутствием личностной незрелости. Отмечалась невысокая скорость выполнения заданий и эффективность стратегии решения, трудности врабатываемости. Подэкспертные с выраженной личностной незрелостью и сопутствующими психическими расстройствами зачастую не вырабатывали определённую стратегию, хаотично перекладывали кубики. Деятельность, как правило, носила нецеленаправленный характер, испытуемые данной группы затрачивали большее количество времени и действий на выполнение задания, чем несовершеннолетние с отсутствием личностной незрелости либо с наличием её нерезко выраженных признаков.

На основании результатов выполнения подэкспертными методики «Пиктограммы» было обнаружено, что у значительной части несовершеннолетних правонарушителей с личностной незрелостью наблюдается слабая упорядоченность рисунков на листе при выполнении методики. При копировании фигуры Тейлора большая часть подростков с личностной незрелостью не формируют общую стратегию работы, зачастую они начинают выполнение методики с изображения мелких деталей, пропускают отдельные элементы рисунка.

Полученные данные демонстрируют существенные трудности организации деятельности, характерные для несовершеннолетних с личностной незрелостью, даже на элементарном операциональном уровне, в то время как у подэкспертных без личностной незрелости они наблюдаются в минимальной степени. Можно предположить, что выявленная недостаточность организационного потенциала отражается и на более высоких уровнях организации деятельности несовершеннолетних с личностной незрелостью, в том числе при совершении ООД. Результаты исследования могут быть использованы при уточнении критериев оценки способности несовершеннолетних к осознанному руководству своими действиями при совершении правонарушения.

Литература

  1. Ахвердова Я.В. Индивидуально-типологические особенности и их влияние на саморегуляцию подростков // Сибирский педагогический журнал. 2009. №11. С. 306-312.
  2. Miller D.C., Byrnes J.P. Adolescents decision making in social situations. A self-regulation perspective // Applied Developmental Psychology. 2001. № 22. P. 237-256.
  3. Phillips L.H. Mental planning and the Tower of London task // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2001. № 54 (2). P. 579–597.

Информация об авторах

Федонкина Анастасия Александровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского» Минздрава России), старший научный сотрудник, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0313-5272, e-mail: afedonkina@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1268
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 59
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0