Использование судами технологий восстановительного правосудия и медиации, применяемых в сфере дружественного к ребенку правосудия

36

Общая информация

Рубрика издания: Правовые основания психологической помощи детям и подросткам

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Гартвик Е.В. Использование судами технологий восстановительного правосудия и медиации, применяемых в сфере дружественного к ребенку правосудия // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Проведенный анализ судебной практики в Российской Федерации и других странах показал, что в большинстве судов общей юрисдикции субъектов РФ предусмотрена специализация в работе судей по рассмотрению дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, причем такая специализация существует длительное время (с середины 90-х начала 2000-х г.г.). Эти же судьи, зачастую, рассматривают и уголовные дела, по которым несовершеннолетние явились жертвами противоправных действий.

Полный текст

Проведенный анализ судебной практики в Российской Федерации и других странах показал, что в большинстве судов общей юрисдикции субъектов РФ предусмотрена специализация в работе судей по рассмотрению дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, причем такая специализация существует длительное время (с середины 90-х начала 2000-х г.г.). Эти же судьи, зачастую, рассматривают и уголовные дела, по которым несовершеннолетние явились жертвами противоправных действий.

Например, в Челябинской области в каждом многосоставном районном (городском) суде предусмотрена специализация в работе судей по рассмотрению дел с участием несовершеннолетних. При этом в некоторых судах области такая специализация действует на протяжении длительного времени. Например, в Калининском районном суде г.Челябинска специализация введена с 1996 года, а с июля 2015 года все дела в отношении несовершеннолетних в обязательном порядке проходят через процедуру медиации с применением ювенальных технологий.

Помощники судей, рассматривающих дела с участием несовершеннолетних, наделены функциями социального работника. При этом ряд помощников имеют два высших образования – юридическое и педагогическое.

Под «технологиями восстановительного правосудия», применяемыми в сфере дружественного к ребенку правосудия, судьи понимают особую организацию правосудия в отношении несовершеннолетних, основанную на всестороннем знании возрастных особенностей несовершеннолетних, применение специальных восстановительных программ (методов, способов), устраняющих дальнейшее противоправное поведение несовершеннолетнего.

Восстановительное правосудие это новый взгляд на то, как обществу необходимо отвечать на преступление: преступление должно повлечь обязательства по заглаживанию вреда. Государство и социальное окружение потерпевшей стороны и лица, совершившего преступление должны создавать для этого необходимые условия. Ядром программ восстановительного правосудия являются встречи жертвы и обидчика, предполагающие их добровольное участие.

Под «медиацией», применяемой в сфере дружественного к ребенку правосудия, судьи понимают процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт. Медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликта или совершения криминальных действий. Медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Любые виды программ восстановительного правосудия с несовершеннолетним нарушителем (медиация, семейные конференции) проходят с участием членов его семьи (законных представителей и других значимых взрослых) и специалистов. Медиация в восстановительном подходе - очень сложная процедура, требующая очень многих подготовительных встреч медиатора с подростком и его ближайшим окружением, прежде чем состоится встреча сторон.

«Программы восстановительного правосудия» - это практическая форма реализации восстановительного подхода, использование специфических форм организации процесса, работа по конкретному индивидуальному случаю, это комплекс мероприятий, позволяющих правонарушителю и пострадавшим при их добровольной встрече достичь соглашения по вопросам заглаживания причиненного вреда, а также в оказании помощи несовершеннолетнему осознать противоправность своего поступка.

Действия участников технологий восстановительного правосудия (суда, органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних, образовательных и иных учреждений) направлены на оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, предупреждение совершения ими повторных правонарушений и преступлений. В некоторых субъектах РФ технологии восстановительного правосудия применяются с 2008 года мировыми судьями и судьями районных (городских) судов при рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних и определенных категорий гражданских дел, где затрагиваются права и интересы несовершеннолетних.

В Калининском районном суде г.Челябинска создан Координационный совет по развитию дружественного к ребёнку правосудия, где обсуждаются вопросы их применения. В состав Координационного совета входят представители судебных органов, администрации г.Челябинска, прокуратуры, правоохранительных органов, служб и органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Уполномоченный по правам ребёнка в Челябинской области.

В соответствии с решением координационного Совета по развитию ювенальных технологий предусмотрено непрерывное социальное сопровождение каждого несовершеннолетнего, привлекаемого к уголовной ответственности, начиная со стадии привлечения к уголовной ответственности, и до совершеннолетия правонарушителя.

В настоящее время работа с несовершеннолетними, совершившими преступления, планируется следующим образом: сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних территориального органа внутренних дел собирают сведения о личности правонарушителя; организуют его психолого-педагогическое обследование с привлечением психолога-педагога. На основе полученных сведений составляется карта социального сопровождения несовершеннолетнего, которая впоследствии передается в суд, а после рассмотрения дела – в орган, исполняющий наказание, либо в орган профилактики (как правило, это комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, либо подразделение по делам несовершеннолетних территориального органа внутренних дел), если дело прекращено по нереабилитирующим основаниям.

При поступлении уголовного дела в суд помощник судьи встречается с подростком и его родителями. Целями встречи является, как получение дополнительных сведений о личности подростка, так и достижение примирения между ним и потерпевшим.

При рассмотрении уголовных дел с участием несовершеннолетних суды, при наличии предусмотренных законом оснований, в обязательном порядке рассматривают возможность прекращения уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим, либо в связи с назначением принудительных мер воспитательного воздействия.

По данным статистики, за примирением с потерпевшим прекращается около половины рассматриваемых в Челябинской области уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

После вынесения приговора (либо постановления о прекращении дела по нереабилитирующим основаниям) несовершеннолетние направляются на индивидуально-психологические коррекционные занятия в службу коррекции и реабилитации.

На подразделения по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних соответствующих муниципальных образований суды возлагают обязанность по организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, с представлением в суд ежемесячных отчетов о проделанной работе.

Непрерывное социальное сопровождение несовершеннолетнего правонарушителя осуществляется независимо от того, вынесен ли в отношении подростка обвинительный приговор, либо дело было прекращено по нереабилитирующим основаниям (например, в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия; в связи с прекращением за примирением с потерпевшим).

После рассмотрения дела судом подросток состоит на внутрисудебном учете до достижения совершеннолетия, с ним проводится индивидуальная профилактическая работа.

Судебная практика в ряде субъектах РФ, в том числе и в Челябинской области, показала, что после прохождения подростками после совершения преступления через процедуру медиации (восстановительное правосудие) рецидива преступлений не было. С 2008 года, т.е. с момента проведения активных мероприятий, направленных на профилактику преступности несовершеннолетних, к началу 2016 года в 2.5 раза сократилось количество несовершеннолетних участников преступлений; в 6.6 раз сократилось количество преступлений, совершенных повторно ранее судимыми подростками; в 3 раза сократилось количество преступлений в отношении несовершеннолетних потерпевших. Количество несовершеннолетних, в отношении которых рассматривались уголовные дела, сократилось в 3.6 раза.

В два раза реже суды стали применять к несовершеннолетним наказание в виде реального лишения свободы. Так, если в 2007 году наказание в виде лишения свободы было назначено в отношении 12.6% несовершеннолетних (от общего числа лиц, в отношении которых были рассмотрены уголовные дела), то в 2015 году данный вид наказания назначен в отношении 6.3% несовершеннолетних.

Литература

  1. Валынкина И.А. Судебная медиация: перспективы и проблемы реализации // В сборнике: Правовые проблемы укрепления российской государственности Редакторы: В.М. Лебедев, Г.Л. Осокина, С.К. Соломин, В.С. Аракчеев /Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «национальный исследовательский томский государственный университет». Томск, 2014. С. 104-106.
  2. Игбаева Г.Р., Шакирова З.Р. Досудебные неюрисдикционные процедуры урегулирования споров и медиация // Евразийский юридический журнал. 2015. № 1 (80). С. 185-186.
  3. Ковалева Е.А., Живов Т.А. Медиация и суд: соотношение судебной защиты прав и реализация их в процедуре медиации // Научный поиск. 2015. № 1.5. С. 60-63.
  4. Кури Х., Ильченко О.Ю. Медиация и восстановительное правосудие как современные тенденции уголовного процесса: российский и зарубежный опыт // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. № 1. С. 120-129.
  5. Лотарева Ю.Б., Туз Е.С. Медиация как способ разрешения спора в досудебном порядке // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 3 (3). С. 279-282.
  6. Нифонтова А.В. Внедрение посредничества с помощью судебной медиации // В сборнике: Социально-политические и экономико-правовые проблемы общества: история и современность Материалы XVII Международной научно-практической конференции магистрантов и студентов. 2014. С. 104-107.

Информация об авторах

Гартвик Елена Владимировна, аспирант, Челябинского государственного университета (ЧелГУ), Челябинск, Россия, e-mail: gartvik.elena@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1153
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 36
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0