Психологические особенности суггестивного воздействия на несовершеннолетних, совершивших правонарушение

35

Общая информация

Рубрика издания: Проблемы психосоциального сопровождения несовершеннолетних в юридически значимых ситуациях, в т.ч. в ходе судебно-следственных действий

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Козьяков Р.В., Мусенов С.Б. Психологические особенности суггестивного воздействия на несовершеннолетних, совершивших правонарушение // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

В данной работе проводится анализ проблемы суггестивного воздействия на несовершеннолетних преступников для преодоления противодействия проведению следствия. Суггестивное воздействие является преднамеренным и целенаправленным вмешательством в процесс отражения действительности другого лица. Суть суггестивного воздействия содержится в применении различных приемов для эффективной формы сбора доказательств.

Полный текст

В данной работе проводится анализ проблемы суггестивного воздействия на несовершеннолетних преступников для преодоления противодействия проведению следствия.

Актуальность исследования влияния суггестивного воздействия на несовершеннолетних преступников является важной проблемой, вследствие увеличения количества и специфики детской преступности.

Цель работы является раскрытии сущности и значения суггестивного воздействия на несовершеннолетних преступников для уменьшения сопротивления следствию.

Во время проведения допроса важную роль играют методы суггестивного воздействия на преступника или заинтересованное лицо.

Суггестивное воздействие является преднамеренным и целенаправленным вмешательством в процесс отражения действительности другого лица. Суть суггестивного воздействия содержится в применении различных приемов для эффективной формы сбора доказательств.

Форма суггестивного воздействия может быть закрытой (неочевидной), открытой и комбинированной. По технической оснащенности субъективное влияние на личность, осуществляется с помощью слов, приемов, которые применяются проводящим допрос, и инструментальное влияние, которое осуществляется с помощью материальных объектов. Необходимо заметить, что во время применения суггестивного воздействия важным является полное соблюдение всех принципов законности и целесообразности.

Факторы, определяющие рациональность использования суггестивного воздействия во время допроса, как правило, комбинируются. Поэтому, при подготовке к допросу, следователь должен проанализировать конфликтную ситуацию полностью с целью предусмотрения необходимости применения некоторых суггестивных приемов.

Допрос несовершеннолетних как подозреваемых наиболее распространен при расследовании грабежей, краж, разбойных нападений. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого лучше проводить непосредственно после задержания, потому что с течением времени он может значительно поменять показания под действием страха и желания избежать ответственности.

До допроса, для налаживания психологического контакта, следователю рекомендуется разъяснить подозреваемому, в чем его подозревают и предупредить о последствиях совершенного преступления, и то, как важно раскаяние для смягчения вины. Подобная позиция следователя поспособствует важной, деловой атмосфере процессуального взаимодействия, доверительного отношения со стороны подозреваемого.

Психологические приемы воздействия не должны иметь насильственный характер. Такими приемами могут выступать: 1) неожиданное предоставление доказательств; 2) постановка вопросов об обстоятельствах преступления врасплох; 3) создание ощущения о знании всех обстоятельств данного преступления; 4) ознакомление с изобличающими подозреваемого показаниями остальных подозреваемых или свидетелей; 5) ознакомление с данными первоначального исследования «вещ доков» для получения правдивых показаний.

Следует добавить, что использование суггестивного воздействия в процессе следственной практики должно иметь логическую целесообразность их реализации, в соответствии с типовой ситуацией допроса, цели допроса и его вида.

Таким образом, успешное решение задач допроса требует от следователя, проводящего допрос творческого подхода к проведению этого процессуального действия, мастерства и знания суггестивного воздействия. Поэтому во всех случаях противодействия, допрашивая, специалист может применять должные меры воздействия, которые состоят из разнообразных приемов суггестивного воздействия. Каждая из этих мер суггестивного воздействия может входить в целую систему приемов, наиболее подходящей для конкретной ситуации, помогает составить алгоритм их применения.

Литература

  1. Багмет А.М., Бычков В.В., Сажаев А.М. Расследование изнасилования и иных насильственных действий сексуального характера, совершенных в отношении несовершеннолетних и/ или несовершеннолетними в составе группы. - М: Юнити-Дана, 2017. – 287 с.
  2. Багмет А.М. К вопросу о мерах профилактики преступлений против несовершеннолетних // В сборнике: Противодействие преступлениям, совершаемым несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних Материалы Международной научно-практической конференции. Следственный комитет Российской Федерации, Академия Следственного комитета Российской Федерации; под редакцией А.И. Бастрыкина; редколлегия: А.В. Федоров, А.М. Багмет, В.В. Бычков. 2015. С. 13-17.
  3. Берназ В.Д., Смаков С. Решение следователя (криминалистический, процессуальный и психологический аспекты). Одесса. 2005. 361 с.
  4. Весельский В.К. Современные проблемы допроса (процессуальные, организационные и тактические аспекты) - М.: НАВДУ НПО, 1999. 125 с.
  5. Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии.– М.: Юрид. лит., 1976. – 112 с.
  6. Козьяков Р.В., Коро Н.Р., Орлова Е.А., Павлов С.В., Шиманская В.А. Психофизиология профессиональной деятельности. М.: КноРус. 2018. 414 с.
  7. Козьяков Р.В., Машкин К.А. Развитие стрессоустойчивости гипносуггестивным методом у студентов гуманитарного профиля в ситуации сдачи экзамена // В сборнике: Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. / Под редакцией А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. М: Русайнс, 2017. С. 188-190.
  8. Коновалова В.Е. Допрос: тактика и психология. – Харьков: Консум, 1999. C. 34-67
  9. Цветков Ю.А. Эффективность следственной деятельности
  10. // Российский следователь. 2017. № 14. С. 17-20.
  11. Цветков Ю.А. Как улучшить качество следствия // Уголовный процесс. 2017. № 5 (149). С. 11.

Информация об авторах

Козьяков Роман Валерьевич, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры управления следственными органами и организации правоохранительной деятельности, Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1876-9999, e-mail: kozyakovpoman@yandex.ru

Мусенов Санат Бегежанович, студент, Правовое обеспечение национальной безопасности, Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации», Москва, Россия, e-mail: sanat.musenoff@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1015
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 35
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0