Психологические особенности адаптации несовершеннолетних к условиям социальной изоляции
Общая информация
Рубрика издания: Современные технологии психосоциальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в юридически значимых ситуациях
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Кротова Д.Н. Психологические особенности адаптации несовершеннолетних к условиям социальной изоляции // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.
Фрагмент статьи
Современные тенденции подростковой преступности (рост групповой преступности в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, увеличение доли преступлений против собственности и личности) указывают на то, что преступное поведение несовершеннолетних во многом связано с возрастными особенностями и детерминировано личностными свойствами.
Полный текст
Современные тенденции подростковой преступности (рост групповой преступности в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, увеличение доли преступлений против собственности и личности) указывают на то, что преступное поведение несовершеннолетних во многом связано с возрастными особенностями и детерминировано личностными свойствами.
Психологические проблемы несовершеннолетних прослеживаются на разных уровнях: 1) на когнитивном: неадекватная самооценка, иррациональные, разрушительные мысли, амбивалентность при принятии решений, инфальтильность; 2) на аффективном: гнев, злость, тревожность, немотивированная агрессия, страх, фобии, депрессии; 3) на поведенческом: неадекватность и спонтанность поступков, изолированность, неадекватные способы преодоления эмоциональных проблем, несформированность способов общения и конфликты с окружающими.
Для разработки наиболее эффективной системы мер профилактики девиантного поведения необходимым условием является изучение динамики личности несовершеннолетнего и природы происходящих в ней изменений в обстановке мест социальной изоляции. В условиях социальной депривации влияние окружающей среды на личность несовершеннолетнего осуществляется интенсивнее, чем на свободе. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, среда подозреваемых, обвиняемых и осужденных является замкнутой с ограниченной сферой общения и социальных связей. Во-вторых, усиленное воздействие среды на несовершеннолетнего заключенного объясняется их общим социальным статусом.
Возрастной рубеж пребывания несовершеннолетних в местах заключения под стражу и местах лишения свободы составляет 14-18 лет. Именно этот период общения со сверстниками является ведущей деятельностью, которая заставляет подростков объединяться в контактные группы. А поскольку в местах заключения под стражу и лишения свободы существенно ограничивается сфера социальных связей, стремление к общению компенсируется за счет ближайшего окружения. Социально-психологическая адаптация в пенитенциарной системе – это приспособление личности к новым условиям жизнедеятельности в микросоциуме подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Это процесс приспособления к конкретному окружению (сокамерникам, службе надзора), освоение личностью новых требований и правил режима в целях обеспечения защиты в системе межличностных отношений.
М.И. Еникеев выделяет три периода вхождения человека в новое социокультурное пространство в условиях пенитенциарной изоляции. Первый период – первичная адаптация (первые 2-3 месяца) – характеризуется самым напряженным психическим состоянием заключенного. Второй период связан с ценностной переориентацией заключенных, с принятием их некоторых норм и ценностей микросреды, с выработкой устойчивой стратегии и тактики своего поведения в новых условиях. Третий период связан с ожиданием освобождения. В это время осужденного подавляет неопределенность перед будущим, трудности приспособления к новому для него миру, овладение новой жизненной стратегией. Предусматриваются трудности будущей реадаптации, переживаются жизненные драмы, произошедшие за период отбывания наказания: распад семьи, смерть родственников, потеря жилья, профессиональная дисквалификация.
Как показывают исследования, социальная изоляция вызывает существенные изменения личности несовершеннолетнего. При этом в первый период после ареста несовершеннолетний еще не осознает коренного изменения своего социального статуса, продолжает жить и мыслить категориями обычного подростка или юноши, если он до этого не помещался в условия социальной изоляции. У него порой преобладают мысли о прошлом, а не о настоящем и будущем, которое пока туманно и неопределенно. Быстрая и коренная ломка жизненных планов путем помещения несовершеннолетнего в условия социальной изоляции порождает у него комплекс негативных реакций, затрудняющих его исправление.
Для анализа реакций несовершеннолетних на ограничения, которым они подвергаются, можно использовать известную в психотерапии схему: адекватные реакции, т.е. нормальные (повышенная, средняя, пониженная и привычная), и неадекватные с элементами патологии (с различными фобиями, депрессивная с элементами тревожности, ипохондрическая, истерическая).
При классификации реакций несовершеннолетнего на адекватные и неадекватные учитываются следующие объективные признаки поведения:
● для адекватной реакции: соответствие поведения несовершеннолетнего действительной информации о дальнейших перспективах его пребывания в условиях социальной изоляции; соблюдение им требований режима, распоряжений администрации; способность контролировать свое поведение и эмоции;
● для неадекватной (патологической) реакции: реакция на факт социальной изоляции с элементами психопатологической симптоматики у несовершеннолетнего, считавшегося по показателям, взятым из личного дела, психически здоровым.
Литература
-
Пирожков В.Ф. Криминальная психология: Ось-89, 2007. 704 с.
-
Струнина М.А. Проблемы адаптации несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии // Аллея науки. № 6, 2017. C. 12-56.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1293
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 61
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0