Особенности формирования жизненной позиции как фактора социальной адаптации у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

33

Общая информация

Рубрика издания: Современные исследования девиантного развития, в т.ч. новых видов девиаций, связанных с интернетом

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Ларин А.Н. Особенности формирования жизненной позиции как фактора социальной адаптации у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Изъятие ребенка из семьи может наложить существенный отпечаток на его способность к социальной адаптации. Зачастую дети, воспитывающиеся в детском доме, не способны качественно социализироваться в обществе при вступлении во взрослую жизнь.

Полный текст

Изъятие ребенка из семьи может наложить существенный отпечаток на его способность к социальной адаптации. Зачастую дети, воспитывающиеся в детском доме, не способны качественно социализироваться в обществе при вступлении во взрослую жизнь.

Нами проведено исследование, посвящённое изучению уровня сформированности жизненной позиции как фактора социальной адаптации у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предполагается, что одной из причин, вызывающих трудности социальной адаптации подростка после выпуска из детского дома, является недостаточная сформированность жизненной позиции, что способствует возникновению проблем при выстраивании взаимоотношений с окружением и приобретением социально-трудовых навыков.

Инструментарий исследования составили методики: УСК, «Ценностные ориентации», «Ценностные ориентации личности», «Смысложизненные ориентации», методика предельных смыслов, шкала тревоги Спилбергера – Ханина, методика диагностики социально-психологической адаптации, методика психологической диагностики копинг-механизмов, методика «Индикатор копинг-стратегий».

В исследовании принимали участие дети – воспитанники детских домов (экспериментальная группа), а также дети, воспитывающиеся в семье (контрольная группа).

Результаты исследования сформированности жизненной позиции как фактора социальной адаптации у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в экспериментальной группе указывают на часто отмечаемую потребность в признании и статусности. Попытки повысить собственную значимость в глазах окружающих могут сопровождаться проявлениями агрессии и тревожности.

Зачастую при выпуске из детского дома человек не получает необходимых трудовых навыков и навыков социального поведения. Выход из среды, где удовлетворяются различные жизненные потребности (пища, вещевое обеспечение и т.д.) несет для него множество трудностей (учеба, поиск работы, создание семьи, самостоятельное взаимодействие с окружающими).

Наше исследование показало, что при реализации потребности в признании некоторые подростки склонны проявлять излишнюю доверчивость. Опасность возникает, если данная категория испытуемых взаимодействует с референтной группой или лицом с антисоциальной направленностью, либо является целью для криминальных элементов.

Дети, воспитывающиеся в семье, проявляют более рациональный подход к реализации своих лидерских установок, в основном, соотнося свои действия с ожиданиями общества и, в первую очередь, близких родственников. Семья является стабилизирующей основой для формирования социальной ответственности и осмысленности приоритетов жизни.

Таким образом, процесс формирования активной жизненной позиции в контрольной группе, является более полным и качественным.

У детей, воспитывающихся в детском доме, формирование жизненной позиции обуславливается некоторой хаотичностью протекания и зависит, в основном, от выбора референтной группы, личностной направленности и правильности построения воспитательно-образовательного процесса в институциональном учреждении.

По выбору копинг-механизмов при решении жизненных проблем, дети экспериментальной группы более склонны обращаться за помощью к референтной группе или личности. Также выявлено увеличение уровня личностной тревожности по сравнению с результатами в контрольной группе, что может оказывать существенное влияние на социальные взаимоотношения этой категории подростков. Кроме того, отмечено катализирующее свойство тревожности при проявлении агрессивных реакций – тревожность уменьшает или полностью блокирует их.

В контрольной группе испытуемые чаще стараются самостоятельно справляться с возникающими трудностями, однако при прогнозировании возникновения сложностей в решении проблем, они могут уклоняться от дальнейшего их урегулирования.

Кроме этого дети, воспитывающиеся в детском доме, более подвержены формированию негативных установок и опасных тенденций при выпуске из детского дома.

Комплексный анализ итогов исследования позволяет установить, что у испытуемых экспериментальной группы менее сформирована активная жизненная позиция, что способствует появлению опасных предпосылок поведения и затрудняет процесс адаптации.

Информация об авторах

Ларин Александр Николаевич, аспирант кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: aaalll999@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1044
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 33
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0