В свете гуманизации системы наказаний по данным ФСИН России за последние годы произошло значительное снижение числа несовершеннолетних, в отношении которых применялось реальное лишение свободы. Такое положение дел требует разработки системы психопрофилактических мер, применение которых позволит не только предотвратить повторные преступления, но и предупредить первичное совершение правонарушений подростками. В данном контексте актуальным будет ориентация на зарубежные успешные практики работы с несовершеннолетними правонарушителями, реализующие профилактические программы. Одной из структур системы профилактики рецидива противоправного поведения несовершеннолетних, модель которой дает много технологических примеров успешной работы, является ювенальный суд Германии.
В первую очередь стоит обратить внимание на требования, предъявляемые к судье, работающему с несовершеннолетними правонарушителями. Рассматривая дело, судья должен тщательно изучить личность обвиняемого, при этом необходимо быть строгим, но в то же время справедливым. Деятельность судьи должна помогать и направлять. Назначенные им меры воздействия должны принести долгосрочный успех.
Закон об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних (Jugendgerichtsgesetz – JGG) подразумевает, что реакция на преступления должна быть в большей степени воспитательной, но в то же время каждый подросток должен нести ответственность за совершенные деяния. К воспитательным мерам, которые судья может применить, относят: проживание в семье или родительском доме; необходимость иметь место учебы или работы; выполнить определенную работу; находиться под попечительством и надзором определенного лица (официально назначенного помощника); пройти курс социального тренинга; избегать контактов с определенными лицами или посещения увеселительных заведений и др. В то же время судья может обязать несовершеннолетнего по мере своих возможностей компенсировать вред, причиненный деянием, лично извиниться перед потерпевшим, выполнить назначенную работу или внести денежную сумму в пользу общественной организации. Сроки наказания варьируются от шести месяцев до пяти лет, а размер наказания должен обеспечить возможность необходимого воспитательного воздействия.
Учитывая успешный опыт реализации правосудия в отношении несовершеннолетних в Германии, было бы полезным ряд положений учесть для данной системы и в России:
1) организация системы восстановительного правосудия, моральная и психологическая компенсация пострадавшим причиненного вреда, более полное использование медиативных технологий;
2) введение системы более полного изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого, его социальной ситуации;
3) разработка мер воспитательного характера для работы с несовершеннолетними осужденными, в т.ч. по формированию социальных навыков;
4) сопровождение подростка после освобождения из исправительного учреждения, его ресоциализация;
5) организация системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для работы с несовершеннолетними обвиняемыми и осужденными.