Психологические последствия сексуального насилия и злоупотребления в отношении несовершеннолетних (диагностическое и экспертное значение)

226

Общая информация

Рубрика издания: Актуальные тенденции в экспертной практике по делам несовершеннолетних

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Борисенко Е.В. Психологические последствия сексуального насилия и злоупотребления в отношении несовершеннолетних (диагностическое и экспертное значение) // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Разработка вопросов диагностики и оценки последствий сексуального насилия и злоупотребления занимает особое место в исследованиях в рамках судебной психологии. Несмотря на активный интерес со стороны специалистов к проблеме сексуального насилия и злоупотребления по отношению к детям и подросткам, до сих пор остаются недостаточно разработанными критерии диагностики и оценки реакций на травму у несовершеннолетних.

Полный текст

Разработка вопросов диагностики и оценки последствий сексуального насилия и злоупотребления занимает особое место в исследованиях в рамках судебной психологии. Несмотря на активный интерес со стороны специалистов к проблеме сексуального насилия и злоупотребления по отношению к детям и подросткам, до сих пор остаются недостаточно разработанными критерии диагностики и оценки реакций на травму у несовершеннолетних.

Цель исследования – выявление и описание психологических последствий сексуального насилия и злоупотребления (СНЗ) по отношению к несовершеннолетним для разработки критериев их диагностической и экспертной оценки. Материалом исследования стала сплошная выборка из 175 несовершеннолетних потерпевших, экспериментально-психологическое исследование которых было выполнено в Лаборатории психологии детского и подросткового возраста в рамках производства судебных экспертиз в 2010 – 2016 годах. Возраст потерпевших от 3 до 17 лет.

На первом этапе исследования ставилась задача изучить распределение потерпевших по психическому состоянию. Из 175 потерпевших у 35 человек были диагностированы различные клинически очерченные реактивные состояния, в том числе у 25 человек – психогенные состояние в форме расстройства, у 10 человек – в форме реакции. 140 человек были признаны психически здоровыми. Психическое состояние 74 здоровых потерпевших позволяло им участвовать в судебно-следственных действиях, а 66 рекомендовалось в дальнейшем не участвовать в судебно-следственных действиях вследствие высокого риска ухудшения их состояния. Полученные результаты позволили предположить, что психические состояния потерпевших не ограничиваются констатацией психического здоровья или психического расстройства. Было выделено 4 группы последствий, различающихся по степени выраженности: минимально неблагоприятное психологическое состояние (1), неблагоприятное психологическое состояние (2) (психологический уровень); психогенное состояние в форме реакции (3) и психогенное состояние в форме расстройства (4) (клинический уровень).

На втором этапе в соответствии с выделенными четырьмя группами последствий были рассмотрены характеристики качества жизни и адаптации потерпевших девочек. Актуальное состояние 1-ой группы характеризуется переживанием одной сильной эмоции или/и чувством. Данное состояние является преходящим и не приводит к понижению качества жизни или нарушению адаптации. Потерпевшие 2-ой группы демонстрировали связанное с эмоциональным состоянием понижение такого показателя качества жизни, как ролевое функционирование. Обнаруженные у них психологические последствия понижали качество их жизни, но не оказывали существенного влияния на адаптацию. У 3-ей группы потерпевших наблюдаются выраженные нарушения адаптации и понижение качества жизни, касающееся показателей ролевого и социального функционирования. Психологические последствия СНЗ 4-ой группы потерпевших приводили к стойким нарушениям сферы самосознания и психосексуальной сфер, дисгармоничному развитию. Оценка качества жизни таких девочек выявила понижение показателей ролевого функционирования, социального функционирования, кроме того, снижение жизненной активности. Все эти факторы сказывались на общем состоянии здоровья и психологическом благополучии, резко нарушая качество жизни и социальную адаптацию потерпевших.

Полученные данные позволили предложить рекомендации по использованию выделенных уровней реагирования для уточнения критериев оценки тяжести вреда здоровью и полученного морального вреда. Кроме того, показатели уровня качества жизни и выраженности дезадаптации у потерпевших могут быть использованы в определении динамических изменений психических состояний, возникающих у несовершеннолетних потерпевших.

Литература

  1. Бадмаева В.Д. Последствия сексуального насилия у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2009. № 12 (Т. 109). С. 34-37.
  2. Белоусов Д. Ю. Качество жизни, связанное со здоровьем детей: обзор литературы // Качественная клиническая практика. 2008. №4. С. 28-38.
  3. Бердников Д.В., Калинина А.Н., Шипшин С.С. Возможности судебной психологической экспертизы по делам о компенсации морального вреда (информационное письмо для экспертов) // Теория и практика судебной экспертизы. 2008. № 4 (12). С. 143-149.
  4. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика. Избранные труды. М.: Генезис, 2010. 352 с.
  5. Макушкин Е.В., Бадмаева В.Д., Дозорцева Е.Г. и др. Производство амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз несовершеннолетних (обвиняемых и потерпевших) в уголовном процессе. Методические рекомендации. М., 2013. С.3-14.
  6. Морозова М.В. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза способности малолетних и несовершеннолетних давать показания (Психол. аспект): автореф. дисс. …канд. психол. наук. М., 1995. 25 с.
  7. Печерникова Т.П., Морозова Н.Б., Смирнова Т.А. и др. Психогенные состояния у несовершеннолетних потерпевших (клиника, диагностика, судебно-психиатрическая оценка). Методические рекомендации. М., 1993. 25 с.

Информация об авторах

Борисенко Елена Владимировна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, отдел научно-методического обеспечения, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8864-1085, e-mail: nutskova@serbsky.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1402
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 226
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0