Самоотношение подростков, склонных к девиантному поведению

199

Общая информация

Рубрика издания: Современные исследования девиантного развития, в т.ч. новых видов девиаций, связанных с интернетом

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Панина А.Е. Самоотношение подростков, склонных к девиантному поведению // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Развитие современного подростка происходит в неопределённой и противоречивой, сложной и непрогнозируемой социальной – экономической и нравственно - моральной ситуации. Хотя показатель роста подростковой преступности и бродяжничества сегодня не настолько высок, чем в прошлые годы, но увеличилось число подростков с аутоагрессивными формами поведения, в частности, отмечается рост разных форм суицида.

Полный текст

Развитие современного подростка происходит в неопределённой и противоречивой, сложной и непрогнозируемой социальной – экономической и нравственно - моральной ситуации.

Хотя показатель роста подростковой преступности и бродяжничества сегодня не настолько высок, чем в прошлые годы, но увеличилось число подростков с аутоагрессивными формами поведения, в частности, отмечается рост разных форм суицида.

В данных обстоятельствах раскрытие причин и факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение в подростковом возрасте, стало актуальной задачей.

Особый интерес к самоотношению подростков связан с тем, что именно в данном возрасте и происходит его становление. Не учитывая характерологические и личностные свойства подростка, невозможно анализировать его девиантное подростка, определить мотив совершения им проступка. Для предотвращения возникновения девиаций необходимо раннее распознавание личностных изменений, которые приводят к отклонениям в поведении.

Проблемы самоотношения в подростковом возрасте объясняются тем, что именно в этот период происходит становление самосознания, которое сопровождается рядом психосоциальных противоречий: с одной стороны, подросток воспринимает себя как личность исключительную, ставит себя выше других людей, с другой стороны сомневается в себе, но старается не допускать в сознание эти сомнения.

В психологии выделяют факторы, которые оказывают прямое влияние на формирование самоотношения подростков. К ним относятся: поведение родителей, в частности стиль семейного воспитания, взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом ребёнка, роль значимых других, связь самооценки с педагогической оценкой. Значимые другие - это те важные для ребенка люди, которые, по его мнению, способны оказывать влияние на его жизнь. Самоотношение подростка может меняться в соответствии с полученной индивидом обратной связью. Сам факт присутствия других людей может оказывать влияние на манеру поведения подростка и на то, как он оценивает свое поведение.

Большинство подростков с девиантным поведением относятся к себе негативно. Подросткам с отклонениями в поведении свойственна низкая самооценка, но у мальчиков она немного выше и устойчивее, чем у девочек.

Одна из главных причин девиантности подростков - это неудовлетворенность потребности в самоуважении, приводящая к снижению его уровня. Отрицательное отношение к себе и заниженная самооценка обусловлены неудовлетворительной успеваемостью ребенка, незаинтересованностью его в учебе, низкой учебной мотивацией, плохим поведением. Пониженным самоотношением может быть вызвано желание совершить что-то, что поспособствует изменению этого состояния. Подростки стараются повысить самоуважение поведением, направленном против этих требований. Такое поведение проявляется во всех видах девиантности - нечестность, совершение правонарушений, употребление наркотиков, пьянство, агрессивность и суицидальность, различные психические нарушения. Также на формирование девиантного поведения через самоотношение оказывают влияние неустроенная жизнь в родительской семье, трудности в учебе, травматические жизненные события.

Литература

  1. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М.: Академия, 2006. 288 с.
  2. Печникова Л.С. Особенности самооценки и самоотношения у девиантных подростков // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2005. № 9. С. 7-8.
  3. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2012. 816 с.
  4. Статистика и аналитика. Состояние преступности [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: https:// мвд.рф//Deljatelnost/statistics. (дата обращения: 01.11.2017).

Информация об авторах

Панина Александра Евгеньевна, магистр психологии, магистрант факультета «Юридическая психология», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: sun1610@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2183
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 199
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1