Интернет как социальный фактор вовлечения современных подростков в криминальную деятельность

94

Общая информация

Рубрика издания: Современные исследования девиантного развития, в т.ч. новых видов девиаций, связанных с интернетом

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Интернет как социальный фактор вовлечения современных подростков в криминальную деятельность // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Предпосылками формирования подрастающей личности в общественной системе являются, прежде всего, особенности социальной среды, такие, как: опыты детства, характер воспитания и взаимодействия взрослых с ребёнком, особенности внутрисемейной ситуации, культура, нормы поведения, идеалы и ценности микросоциума. Одной из важнейших социально-психологических детерминант, влияющих на формирование личности подростка в современном обществе является такое средство массовой коммуникации, как сеть Интернет. В настоящее время Интернет является фактически одним из важнейших агентов социализации современных детей и подростков.

Полный текст

Предпосылками формирования подрастающей личности в общественной системе являются, прежде всего, особенности социальной среды, такие, как: опыты детства, характер воспитания и взаимодействия взрослых с ребёнком, особенности внутрисемейной ситуации, культура, нормы поведения, идеалы и ценности микросоциума. Одной из важнейших социально-психологических детерминант, влияющих на формирование личности подростка в современном обществе является такое средство массовой коммуникации, как сеть Интернет. В настоящее время Интернет является фактически одним из важнейших агентов социализации современных детей и подростков. До настоящего времени его роль в формировании жизненных ценностей, социальных установок, мотивации и морали подрастающего поколения изучена недостаточно. Это связано, в том числе, и с недавним временем его возникновения и распространения в обществе. Являясь универсальной глобальной информационной средой, он несет различные культурные и социальные ценности, в том числе – а- и антисоциальные. В соответствии с резолюцией ООН, доступ в Интернет является базовым правом человека. Однако далеко не всегда информация, содержащаяся в системе Интернет, позитивным образом влияет на ребенка. При этом возможности цензуры (модерации) в отношении нежелательного контента зачастую ограничены. В рамках массового и активного развития веб-сообществ происходит группирование антисоциальных лиц, имеющих преступные наклонности и распространяющих криминальные установки в сети Интернет. Они активно пропагандируют в интернет-пространстве нормы криминальной субкультуры, криминальные ценности и преступный образ жизни. Их действия направлены, прежде всего, на формирование мировоззрения подрастающего поколения. Одним из примеров такого рода асоциальных веб-сообществ является сообщество шоп-лифтеров. Несмотря на модерацию публикуемой членами сообщества информации, шоплифтеры продолжают активно функционировать в веб-пространстве. Шоплифтинг – разновидность магазинных краж. Специфика данной субкультуры - наличие комьюнити (мировоззренческой Интернет-площадки для коммуникации) с целью идеологического объяснения и оправдания совершаемого деяния. В рамках Интернет-общения происходит обмен опытом, даются советы, руководства и видеоуроки опытных шоплифтеров начинающим правонарушителям. Наличие данной и аналогичной ей Интернет-площадок свидетельствует о том, что вовлечение подрастающей личности в криминальную деятельность в настоящее время происходит с помощью специальных Интернет-технологий. Благодаря активности заинтересованных лиц в глобальной информационной сети, идеи шоплифтинга популярны в среде подростков. По результатам проведенного нами исследования 80 школьников 9-10 классов г. Саратова получено: четверти из них знакома субкультура шоплифтинга благодаря сети Интернет; 5% без осуждения относятся к подобной разновидности краж; для 2,5% опрошенных благоприятным фактором, способствующим совершению краж, является уверенность в безнаказанности деяния, для 7% - ложно понимаемое чувство товарищества, для 3% - неоправданно высокая цена на необходимый товар; 35% подростков признаются, что могут представить себя на месте совершившего кражу человека; у 60% подростков в ближайшем окружении имеются лица, совершающие или планирующие совершить магазинную кражу; на 5% опрошенных оказывалось психологическое давление со стороны лиц, совершающих магазинные кражи; 55% несовершеннолетних считают современную систему предупреждения краж в магазинах неэффективной. Таким образом, можно свидетельствовать о том, что подростки достаточно приемлемо относятся к субкультуре шоплифтинга, ее идеи в среде подростков находят понимание, распространение и популярность, что повышает «порог чувствительности» личности к усвоению криминальных идей и возможности совершения корыстных правонарушений в будущем.

Метрики

Просмотров

Всего: 1454
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 94
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0