Индивидуально-психологические особенности подростков, склонных к агрессивному поведению
Общая информация
Рубрика издания: Современные исследования девиантного развития, в т.ч. новых видов девиаций, связанных с интернетом
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Индивидуально-психологические особенности подростков, склонных к агрессивному поведению // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.
Фрагмент статьи
В психологических исследованиях показано, что одним из значимых факторов риска в генезе агрессивного поведения у подростков является заострение ряда индивидуальных свойств (Берковиц Л., Дозорцева Е.Г., Ениколопов С.Н. Ошевский Д.С. мн. др.) [1,2,3.4]. Их выявление позволит определить проблемные стороны личности несовершеннолетних и наметить направления профилактики агрессивного поведения.
Полный текст
В психологических исследованиях показано, что одним из значимых факторов риска в генезе агрессивного поведения у подростков является заострение ряда индивидуальных свойств (Берковиц Л., Дозорцева Е.Г., Ениколопов С.Н. Ошевский Д.С. мн. др.) [1,2,3.4]. Их выявление позволит определить проблемные стороны личности несовершеннолетних и наметить направления профилактики агрессивного поведения.
Цель исследования - выявление индивидуально-психологических особенностей подростков, склонных к агрессивному поведению.
Материал исследования. Результаты психологического исследования учеников ГБОУ СОШ № 158 города Москвы, обследовалось 30 подростков. Выборка была уравнена по возрасту (средний возраст - 14±1), а также по гендерному признаку (в одинаковом соотношении в выборку вошли мальчики и девочки). Методы исследования. Исследование проводилось в два этапа. На первом была выявлена группа подростков, склонных к агрессивному поведению. Для этой цели использовался личностный опросник Басса-Перри (Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П.). Таким образом, обследуемые были поделены на две группы: склонные к агрессивному поведению и не склонные к агрессивному поведению. Второй этап заключался в исследовании индивидуально-психологических свойств подростков с помощью Фрайбургского многофакторного личностного опросника (FPI-B) (Фаренберг И., Зарг Х., Гампел Р.). С помощью программы SPSS Statistics 22 (непaраметрический критерий незавиcимых выборок U Мaнна-Уитни) было проведено качественное сравнение обеих групп.
Предварительные результаты. Сравнительные исследования показали значимые различия по ряду свойств: «Спонтанная агрессивность», «Общительность», «Реактивная агрессивность» и «Маскулинность-феминность». Таким образом, подростки, склонные к агрессивному поведению, демонстрируют повышенную общительность, которая сочетается с эмоциональной неустойчивостью. Это проявляется в спонтанности поведения, в неадекватном, бурном реагировании при попадании в ситуацию фрустрации. Такие подростки склонны ориентироваться на гипермаскулинные модели поведения.
Перечисленные выше индивидуально-психологические свойства могут рассматриваться в качестве факторов, повышающих риск агрессивного поведения подростков. Для уточнения полученных сведений требуется проведение дальнейших исследований с помощью других диагностических средств, а также расширения объема выборки.
Литература
-
Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм Еврознак, 2001. 512с.
-
Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2004. 352 с.
-
Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2011. № 1. С. 60-72.
-
Ошевский Д.С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения: психологический аспект: дисс. … канд. психол. наук. М., 2006. 178 с.
Метрики
Просмотров
Всего: 1383
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 104
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1