Предотвращение психотравмирующей ситуации в исполнительных действиях по передаче (отобранию) ребенка

52

Общая информация

Рубрика издания: Проблемы психосоциального сопровождения несовершеннолетних в юридически значимых ситуациях, в т.ч. в ходе судебно-следственных действий

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Сорин А.В. Предотвращение психотравмирующей ситуации в исполнительных действиях по передаче (отобранию) ребенка // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

В соответствии с письмом ФССП России от 28.04.2016 № 00011/16/37579-СВС «Об организации работы по исполнению исполнительных производств, связанных с воспитанием детей», а также другими нормативными актами, исполнительные действия по передаче ребёнка не могут быть совершены вопреки его интересам. Если при совершении исполнительных действий судебными приставами-исполнителями установлено, что передача взыскателю ребёнка может нанести последнему психологическую травму, и это обстоятельство будет подтверждено психологом, то меры принудительного исполнения применяться не могут.

Полный текст

В соответствии с письмом ФССП России от 28.04.2016 № 00011/16/37579-СВС «Об организации работы по исполнению исполнительных производств, связанных с воспитанием детей», а также другими нормативными актами, исполнительные действия по передаче ребёнка не могут быть совершены вопреки его интересам. Если при совершении исполнительных действий судебными приставами-исполнителями установлено, что передача взыскателю ребёнка может нанести последнему психологическую травму, и это обстоятельство будет подтверждено психологом, то меры принудительного исполнения применяться не могут. Но как в каждой конкретной ситуации определить, является ли осуществление исполнительных действий для ребёнка психотравмирующей ситуацией? Не может ли несовершение исполнительных действий, соответствующих принятому судом решению, стать для ребёнка большей травмой, чем их исполнение, например, если ребёнок проживает с родителем, неспособным создать условия для его психологического развития и психического здоровья.

Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо задуматься о том, что же является для ребёнка психотравмирующей ситуацией. По нашему мнению, ситуации осуществления исполнительных действий в наибольшей степени отвечает модель психотравмирующей ситуации, предложенная врачом-психотерапевтом Р.Д. Тукаевым. Ядром этой модели является представление о готовности субъекта к тому или иному событию. Ребёнок, в отношении которого должны быть осуществлены исполнительные действия по передаче, может быть в разной степени готов к этой ситуации. Часто приходится сталкиваться с тем, что родитель, с которым проживает ребёнок, создаёт у ребенка неадекватный образ предстоящей ситуации. В этом случае процедура передачи (отобрания) с большей вероятностью будет воспринята ребёнком как травмирующая, что будет продиктовано не объективными обстоятельствами (в связи с которыми суд вынес исполняемое решение), а неадекватным образом ситуации и её последствий.

В таком случае в рамках оценки психологического состояния ребенка одна из важных задач специалиста-психолога, привлекаемого приставом к участию в исполнительном производстве, состоит в том, чтобы, во-первых, разделить травмирующий эффект, оказываемый на ребёнка его неподготовленностью к ситуации осуществления исполнительных действий, и его реальное нежелание быть переданным взыскателю в связи с глубинными и устойчивыми мотивами. Иными словами, необходимо выявить причину и условия, в связи с которыми сформировался отказ ребенка перейти к родителю-взыскателю. Также важно отметить, что психотравмирующий характер ситуации связан, в том числе, с индивидуальными психологическими особенностями ребенка. В то время, как один ребенок может легко справиться с той или иной ситуацией, для другого такая же ситуация может оказаться психотравмирующей. Это ставит перед нами задачу проведения психодиагностического обследования ребёнка в рамках исполнительного производства.

Во-вторых, если при проведении психодиагностического обследования в рамках исполнительного производства специалист-психолог установит, что отказ ребенка перейти к взыскателю не является самостоятельным мнением ребенка и сформировался вследствие психологического индуцирования со стороны совместно проживающего с ним родителя, важно не просто отложить проведение исполнительных действий на некоторый срок, но необходимо обязать должника прибегнуть к систематической помощи специалиста-психолога. В такой ситуации критически важна индивидуальная психокоррекционная работа с ребенком с целью восстановления позитивного отношения к отдельно проживающему родителю, а также необходима групповая работа с ребенком и его родителями.

Литература

  1. Письмо Федеральной службы судебных приставов от 20.02.2017 г. № 00142/17/14840-СВС «Об исполнительном розыске детей». [Электронный ресурс.] URL: https://academpsy.org/media/2017/11/20-fevralya-2017-00142-17-14840-SVS.pdf (Дата обращения: 01.11.2017 г.)
  2. Тукаев Р.Д. Психотерапия: теории, структуры, механизмы. М.: МИА, 2007. 392 с.

Информация об авторах

Сорин Антон Валентинович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: sorintowa@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1309
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 52
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0