В соответствии с ч. 1 ст. 109.3 ФЗ «,Об исполнительном производстве» при необходимости судебный пристав-исполнитель привлекает к участию в исполнительном производстве детского психолога. В инструктивных письмах ФССП России также содержатся рекомендации о привлечении к участию в исполнительных производствах, связанных с воспитанием детей, «в необходимых случаях» специалиста-психолога. Необходимость привлечения психолога возникает в тех случаях, когда ребенок не желает «общаться с другим родителем, либо перейти к одному из родителей».
На основании анализа инструктивных писем ФССП России можно выделить следующие задачи, которые решает специалист-психолог:
● оценка психологического состояния ребенка;
● дача рекомендаций в форме ответов на поставленные судебным приставом вопросы, которые «направлены на правильное исполнение исполнительного производства» и создание условий, исключающих «причинение несовершеннолетнему психологической и физической травмы в момент исполнения судебного решения»;
● выяснение причин нежелания ребенка общаться с взыскателем или отказа перейти к взыскателю;
● подготовка заключения специалиста, которое приобщается к материалам исполнительного производства.
Чаще всего психологу приходится работать в стрессовых условиях. Привлекаемый специалист-психолог каждый раз сталкивается с «чистой доской», т.к. у него отсутствует возможность ознакомления с заключением СПЭ или КСППЭ, даже если они проводились на этапе судебного процесса (а если не проводились?!). Как правило, в материалах исполнительного производства не содержится сведений, которые могли бы быть полезны психологу. Являясь к месту совершения исполнительных действий, психолог впервые видит ребенка и его родителей и должен в ограниченных временных условиях вникнуть в суть отношений между ребенком и обоими родителями.
За короткое время психологу необходимо решить следующие задачи: установить контакт с ребенком; провести психодиагностическое обследование ребенка с целью оценки его психологического состояния; принять участие в беседе с должником и взыскателем по отдельности с целью нивелирования их негативных установок друг к другу; совместно с представителем органов опеки и попечительства принять участие в беседе с должником и взыскателем с целью обсуждения деталей передачи и последующих взаимоотношений должника и взыскателя в части осуществления равных родительских прав по отношению к ребенку (на этом этапе обычно призывают родителей задуматься об интересах ребенка, напоминают им о негативных последствиях вовлечения ребенка в конфликт и т.д.).
Участие в исполнительном производстве, связанном с воспитанием ребенка, требует от психолога не формального, механистического проведения психодиагностического обследования с целью «отписать заключение», но в каждом случае индивидуального подхода. Например, при передаче ребенка в возрасте 2 года 7 месяцев после продолжительного (11 месяцев) периода разлуки с родителем (взыскателем) акцент в участии психолога может и должен быть поставлен на содействии в установлении контакта между ребенком и родителем и создании комфортных психологических условий для передачи ребенка.
ФСПП России придерживается абсолютно справедливой позиции, согласно которой «исполнительные действия не могут быть совершены вопреки интересам ребенка». Подводя итоги, хочется отметить, что в категории исполнительных производств, связанных с воспитанием ребенка, интересы ребенка (как и на предшествующей стадии судебного процесса) должны оставаться в фокусе внимания судебного пристава-исполнителя и всех привлекаемых к участию специалистов, в том числе специалиста-психолога. В таком случае цель участия специалиста-психолога может быть обозначена как содействие приставу в принятии решений, определяющих ход совершения исполнительных действий, в соответствии с интересами ребенка путем оценки психологического состояния ребенка и выявления причин нежелания общаться или отказа перейти к взыскателю.