Особенности установления невербального контакта среди курсантов академии ФСИН России

23

Общая информация

Рубрика издания: Проблемы измерения в юридической психологии детства (девиантное поведение, виктимизация и т.д.)

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Особенности установления невербального контакта среди курсантов академии ФСИН России // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Затрагиваемая нами проблема выявления особенностей невербального проявления эмоций является весьма актуальной, так как одним из наиболее распространенных и эффективных методов пенитенциарной психологии и практики является наблюдение. Цель работы предложить практические рекомендации по увеличению личностного контроля эмоций при контакте с сослуживцами, сотрудниками, а в перспективе и с осужденными исправительных учреждений ФСИН России.

Полный текст

Затрагиваемая нами проблема выявления особенностей невербального проявления эмоций является весьма актуальной, так как одним из наиболее распространенных и эффективных методов пенитенциарной психологии и практики является наблюдение. Цель работы предложить практические рекомендации по увеличению личностного контроля эмоций при контакте с сослуживцами, сотрудниками, а в перспективе и с осужденными исправительных учреждений ФСИН России.

Исследование по теме проводилось в ФКОУ ВО АПУ ФСИН России. Общий объем выборки составил 30 человек. Методы и методики исследования: методика разработанная Л.Е. Богиной в лаборатории А.Е. Ольшанниковой, ВЭЭ – вопросник по эмоциональной экспрессии, анкетирование, наблюдение.

С целью всестороннего анализа заявленной проблематики исследования в методике выделены 9 каналов выражения эмоций. Испытуемыми нашего исследования стали курсанты 1 курса психологического факультета.

Курсантам необходимо было ответить на 48 предложений в опроснике. Методика выявляет 8 основных экспрессивных шкал. Девятая шкала включает в себя данные, на которые был дан ложный ответ, либо испытуемый не имел однозначного ответа на данный вопрос. Анализ данных происходит путем соотнесения конкретного ответа на вопрос с соответствующей экспрессивной шкалой.

Проведенное исследование выявило наиболее значимый экспрессивный канал при невербальном общении курсантов, это – мимическая активность (21 курсант). Совокупный результат по уровню речевой тревожности является средним. Следовательно, данный критерий находится в пределах оптимума, серьезных групповых отклонений не обнаружено.

Исследования показали, что подавляющая часть обучающихся курсантов первого курса психологического факультета не акцентирует своё внимание на сдерживании своих эмоций при межличностном контакте. Коммуникация между ними зачастую не носит служебный характер, а больше склоняется к товарищескому, дружественному. Это свидетельствует тому, что статус сотрудника УИС РФ на данный момент не ограничивает курсантов первого курса служебным этикетом и нормами служебного взаимодействия.

Решение данной проблемы исходит от элементарной непросвещенности курсантов в данной тематике. Исходя из этого, следует отметить основные практические рекомендации при изучении данной проблемы:

● установить первоисточники, базовые положения проявления эмоций у человека;

● ознакомиться с невербальными средствами коммуникации;

● полученные знания в ходе теоретического изучения необходимо ежедневно отрабатывать в форме практических упражнений;

● применять на практике методику, разработанную Л.Е. Богиной, для закрепления основных знаний по выявлению доминирующего экспрессивного канала как у отдельной личности, так и в группах;

● использовать метод наблюдения при проведении тренингов по невербальной коммуникации.

Литература

  1. Реан А.А. Психология изучения личности - Спб.: Питер, 1999. 523 с.

Метрики

Просмотров

Всего: 669
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 23
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0