Говоря о подростковом возрасте, ключевыми стремлениями которого являются: познание мира, себя, поиск своего места в существующей системе отношений и определение своей идентичности, важно рассматривать уже сложившуюся за последние примерно 20 лет социальную ситуацию развития, важную роль в которой играет информационное пространство. По данным соцопроса Фонда «Общественное мнение», на конец 2015 года в России как минимум 83 млн. человек старше 12 лет каждый месяц пользовались Интернетом. Их вдвое больше, чем тех, кто выходит в сеть реже или не выходит вообще [2].
Понятие социальная ситуация развития было введено Л.С. Выготским и определяется как «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [1, с. 903]. Изучение идеи о социальной ситуации развития продолжили А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский и другие в рамках отечественного культурно-исторического подхода в психологии.
В XXI веке господствует информационное общество, и мы предполагаем, что система отношений «подросток – общество» изменяется. Решение задач развития подросткового возраста и формирование соответствующих возрастных психологических новообразований во многом связано с активностью самого субъекта развития в системе отношений «подросток – общество». Информационное общество расширяет коммуникационные и информационные ресурсы личности подростка, необходимые для успешного осваивания социальной среды, присваивания социокультурного опыта благодаря развитию информационных технологий и Интернета. Подросток творит современную реальность отношений в информационном пространстве, при этом выступая одновременно и субъектом, и объектом создаваемой виртуальной реальности.
Если понимать социальную ситуацию развития как систему отношений между ребенком и социальной действительностью, то мы предполагаем, что в подростковом возрасте в информационном обществе социальная ситуация развития будет отношением в системе «подросток – Интернет-среда».
Ведущая деятельность подросткового возраста – интимно-личностное общение – приводит к становлению нового уровня самосознания подростка, формирует навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права. Общение также является для подростков информационным каналом. Интернет и активное использование мобильных телефонов и смартфонов дают ускоренный и облегченный доступ к контакту со сверстниками. Появление Интернета как социального пространства наполняет социальную ситуацию развития подростка новым содержанием. В этих условиях возможны виртуальное общение, игры, учебная и познавательная деятельность, развлечение. Становится возможным появление иных механизмов социализации. Виртуальный образ «Я», группы по интересам, сетевые игры, социальные сети позволяют подростку быть таким, каким он хочет, и не отличаться от группы, которая ему близка. Таким образом, молодое поколение проявляет себя как субъект, активный творец информационного пространства в информационном обществе.
Социальная ситуация развития определяется соотношением места подростка в системе социальных и межличностных отношений, его объективной позицией и системой ожиданий и требований социального окружения. Сеть Интернет представляет собой новое социальное пространство, в котором подросток является активным субъектом. Основываясь на этих положениях, мы предполагаем, что современная социальная ситуация развития подростков есть система отношений, одними из которых являются отношения «подросток – Интернет-среда», наряду с отношениями «подросток – родители, взрослые», «подросток – сверстники», «подросток – учителя».