Социальные установки как фактор девиантного поведения у подростков

93

Общая информация

Рубрика издания: Проблемы измерения в юридической психологии детства (девиантное поведение, виктимизация и т.д.)

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Социальные установки как фактор девиантного поведения у подростков // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

В зарубежной социальной психологии проблема девиантного поведения рассматривалась в рамках традиционных теоретических ориентаций: необихевиористской (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура), психоаналитической (Т. Адорно, В. Шутц), когнитивистской (С. Аш, Д. Креч, Р. Крачфилд), интеракционистской (И. Гоффман, Т. Шибутани). Среди современных теорий девиантного поведения зарубежной социальной психологии стоит отметить концепцию социальных отклонений Р. Харре и теорию поведения добровольного риска С. Линга.

Полный текст

Подростковый возраст представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Высокие требования к психике подростка, его способностям и интеллектуальному развитию в системе многоуровневого образования, ориентация на успех любой ценой, сбои в адаптации к вновь возникающим социальным и психологическим условиям, - все это может приводить к нарушению социализации и поведения у подростков, и поэтому является предметом пристального внимания ученых и практиков.

Отклоняющееся, или девиантное поведение (англ. deviation — отклонение) — это действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных (организованных) и стихийных (неорганизованных) воздействий на личность подростка.

В зарубежной социальной психологии проблема девиантного поведения рассматривалась в рамках традиционных теоретических ориентаций: необихевиористской (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура), психоаналитической (Т. Адорно, В. Шутц), когнитивистской (С. Аш, Д. Креч, Р. Крачфилд), интеракционистской (И. Гоффман, Т. Шибутани). Среди современных теорий девиантного поведения зарубежной социальной психологии стоит отметить концепцию социальных отклонений Р. Харре и теорию поведения добровольного риска С. Линга.

В отечественной социальной психологии изучение девиантного поведения связано с исследованием социально-психологических характеристик групп подростков с девиантной ориентацией: их групповых потребностей, норм, ценностей (Г.С. Прыгин, И.В. Севастьянова, C.B. Тачина, Е.А. Парыгина). Много работ посвящено изучению ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением. В результате исследований обнаружены значимые отличия ценностных ориентаций подростков без девиантного поведения и подростков с девиантным поведением (Е.В. Звягина, Б.С. Алишев, H.A. Плугина, Н.В. Светлова, О.В. Болотова, Т.Н. Смотрова, Л.В. Зубова).

Если мы говорим о факторах, которые непосредственно влияют на возникновение девиантного поведения, то в нашем исследовании основополагающим фактором являются социальные установки. В большинстве случаев, за любой формой девиантного поведения стоит искаженная картина мира и искаженные социальные установки. В работах Д. Майерса, М. Хьюстона, В. Штребе было выдвинуто предположение, что воздействие установки на поведение является более целенаправленным и четким, если рассматривать личность и поведение в целом. Если имело место девиантное поведение, то за этим поведением стоят соответствующие установки, обуславливающие готовность личности к такому поведению. Установки определяют и спонтанное поведение личности. Если мы говорим о продуманном, спланированном поведении, то помимо установок необходимо учесть и другие факторы, такие как: установки личности к конкретному поведению, к субъективным нормам, к возможностям контроля своих действий.

Важным аспектом исследования этой проблематики может стать выявление тех особенностей в механизме формирования социальных установок, которые возникают у подростков с различными формами девиантного поведения при нарушении процесса социализации. В планируемом нами исследовании мы намерены проверить гипотезу о том, что у подростков, склонных к девиантному (антисоциальному) поведению, предполагается более высокая ориентация социальных установок на власть и свободу, чем у подростков с аддиктивными формами девиаций. Возможно также, что стремление подростков к самоутверждению и направленность их на свободу от социальных ограничений, вступающие в конфликт с социальными ожиданиями и предписаниями в различных социальных средах, формирует у подростков из различных групп риска установки различного типа. Условием получения значимых результатов в данном исследовании является и такой фактор, как взросление, которое не может не влиять на механизм формирования социальных установок.

Литература

  1. Выготский Л.С. Психология (основные труды). М.:ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
  2. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издатель¬ ский центр «Академия», 2003. 288 с.
  3. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер. 1997 688 с.
  4. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штрёбе; Пер. с англ. под ред. проф. Т.Ю. Базарова; [пер. с англ. Г.Ю. Любимова]. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004. 622 с.

Метрики

Просмотров

Всего: 1660
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 93
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0