XXI век предъявляет новые требования к образованию и квалификации подрастающего поколения. Эти требования постоянно меняются, и скорость этих изменений возрастает. В таких условиях рассчитывать на то, что можно решить возникающие проблемы за счет увеличения осваиваемой в школе информации, не представляется возможным. Необходимы качественное изменение самих принципов организации образовательного процесса, его содержания, целей и задач. Для отечественной системы образования суть этих изменений связана с развитием у детей (наряду с предметными знаниями и компетенциями) обобщенных — метапредметных — способов действия и личностных компетенций. Формирование новых по сути компетенций и способностей в условиях обучения — это новые цели современного образования. Их своеобразие подробно прописано и в новых образовательных Стандартах (ФГОС НОО и ФГОС ООО 2011 года).
Книга состоит из трех частей.
В первой части описаны различные модели организации групповой работы учащихся, обсуждаются результаты исследований, показывающие их эффективность, представлен разрабатываемый авторами подход к конструированию совместно-распределенных форм учебной деятельности.
Во второй части приведены многочисленные экспериментальные образцы реализации авторского подхода к конструированию совместно-распределенных форм учебной деятельности, показана их эффективность для развития когнитивных способностей и освоения школьниками научных понятий, повышения качества знаний учащихся и формирования учебной мотивации, развития коммуникативных умений у детей.
В третьей части приведены результаты различных сравнительных диагностических обследований. Сопоставление результатов обучения детей в школе № 91, в течение многих лет реализующей технологии развивающего обучения, основанного на групповых и совместно-распределенных формах учебной деятельности, с результатами обучения в традиционной школе доказывает эффективность разработанного подхода в практике образования, свидетельствует о формировании у школьников, обучающихся по программам развивающего обучения, ключевых мета- предметных компетенций и личностных образовательных результатов.
В Приложении приведены уникальные материалы, которые обсуждались на заседании Президиума РАО 24 апреля 2013 г. Они точно отражают цели и задачи действовавшего на тот момент прорывного проекта. «Разработка и формирование модели современной школы на основе системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова».