Экспериментальное исследование влияния в условиях вузовского образования самореализации личности обучающихся в спортивной деятельности на склонность к киберзависимости

121

Аннотация

В последние десятилетия проблема интернет-зависимости молодежи приобретает глобальный характер. Пребывание в кибер-пространстве влечет за собой серию рисков: электронных, контентных, коммуникационных, потребительских и рисков интернет-зависимости, — ввиду чего актуализируется потребность общества в обеспечении профилактических мероприятий по защите от рисков интернет-среды. В проведенном на базе Академии ФСИН России исследовании рассматривается влияние задействованности в группах спортивного совершенствования на выраженность интернет-зависимости у обучающихся. Занятие спортом мотивирует на достижения, предъявляет особые требования к соблюдению режима дня, выполнению тренировочных планов и устойчивому психическому состоянию занимающихся. Результаты исследования подтверждают позитивное влияние спортивной деятельности на снижение риска интернет-зависимости. У курсантов-спортсменов наблюдаются: более низкие показатели в предпочтении виртуального онлайн общения; уменьшение мотивации выхода в Сеть, как средства улучшения эмоционального состояния; снижение неконтролируемого регулярного мысленного возвращения в онлайн пространство; уменьшение сложностей с планированием пребывания в Сети и снижение общего показателя интернет-зависимости.

Общая информация

Ключевые слова: киберзависимость, онлайн-риски, киберсоциализация в условиях вузовского образования, влияние самореализации личности в спорте на склонность к киберзависимости, группы спортивного совершенствования, единоборства, индивидуально-типологические особенности

Рубрика издания: Дистанционное образование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Симакова Т.А., Жарких А.А., Анкудинов Н.В. Экспериментальное исследование влияния в условиях вузовского образования самореализации личности обучающихся в спортивной деятельности на склонность к киберзависимости // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистан-ционное образование, интернет-безопасность: сб. материалов. Т. 1. / Составители: В.В. Рубцов, А.А. Шведовская; ред.: В.В. Руб-цов, А.А. Марголис, И.В. Вачков, О.В. Вихристюк, Н.В. Дворянчи-ков, Т.В. Ермолова, Ю.М. Забродин, Н.Н. Толстых, А.В. Хаустов, А.Б. Холмогорова, А.А. Шведовская. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020.. С. 323–333.

Фрагмент статьи

В настоящее время в условиях нарастающих темпов цифровизации общества проблема интернет-зависимости личности приобретает междисциплинарный характер, затрагивая области знаний медицины, образования, психологии, психофизиологии, управленческих наук. При этом следует отметить расширение возрастного диапазона субъектов-пользователей интернет ресурсов.

Литература

  1. Griffiths M.D. Internet addiction: Does it really exist? // Psychology and the Internet: Intrapersonal, Interpersonal and Transpersonal Applications / J. Gackenbach (Ed.). NewYork: AcademicPress, 1998 Р. 61—75.
  2. Айвазова, А.Е. Психологические аспекты зависимости. СПб.: Речь, 2008. 120 с.
  3. Белов В.И. Эскапизм: причины, функции и границы / Инновационная наука 2017. № 03-1. С. 270—276.
  4. Богданович Н.В., Щеткина Е.И., Борисова А.А., Шевцова Н.А., Моисеева Л.П. Особенности ценностно-смысловой сферы у студентов в период обучения в вузе / Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 232—249.
  5. Виру А.А., Кырге П.К. Гормоны и спортивная работоспособность. М.: Физкультура и спорт, 1983. 159 с.
  6. Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Общая шкала проблемного использования интернета: апробация и валидизация в российской выборке третьей версии опросника / Консультативная психология и психотерапия 2018. Т. 26. № 3. С. 56—79.
  7. Зарецкая О.В. компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблеме / Психологическая наука и образование psyedu.ru» («Психолого-педагогические исследования»). 2017. Том 9. № 2. С. 145—165.
  8. Симакова Т.А. Анализ прикладных аспектов проблемы развития профессионализма пенитенциарных психологов в условиях киберсоциализации / Современные тенденции развития образования: компетенции, технологии, кадры: сборник материалов научно-методической конференции. 2019. С. 105—107.
  9. Симакова Т.А. Развитие киберустойчивости личности обучающихся в условиях цифровизации образования / Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всероссийского симпозиума психологов / Под общ. ред. Д.В. Сочивко. 2019. С. 574—578.
  10. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2008. С. 64—71.
  11. Столяренко А.М., Сердюк Н.В., Вахнина В.В., Боева О.М., Грищенко Л.Л. Психологические аспекты деструктивного информационно-психологического воздействия / Психология и право. 2019. Том 9. № 4. С. 75—89.
  12. Холмогорова А.Б, Авакян Т.В, Клименкова Е.Н, Малюкова Д.А. Общение в интернете и социальная тревожность у подростков из разных социальных групп // Консультативная психология и психотератия. 2015. Том 24. № 4. С. 102—129.

Информация об авторах

Симакова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования, Академия ФСИН России, Рязань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5715-0291, e-mail: simakovatanea@yandex.ru

Жарких Александра Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина (РГУ имени С.А. Есенина), Рязань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1239-9894, e-mail: fonya_02@mail.ru

Анкудинов Николай Викторович, кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры физической подготовки и спорта, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России), Рязань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6420-5310, e-mail: ankudinov.nik@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 172
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 121
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0