Психология и право
2024. Том 14. № 4. С. 33–49
doi:10.17759/psylaw.2024140403
ISSN: 2222-5196 (online)
К проблеме разработки концепции организации социальной и психолого-педагогической работы с подростками в сети Интернет
Аннотация
Современное детство и взросление протекают в условиях новой социальной ситуации развития. Стремительное развитие цифровых технологий, банализация Интернета в практике повседневной жизни детей и подростков предоставляют не только новые возможности для самореализации, но и сталкивают с новыми угрозами и рисками в цифровой среде. Такие социально значимые проблемы, как кибербуллинг, сексуальный онлайн груминг, интернет-зависимость и другие проявления отлонящегося онлайн-поведения, ставят перед специалистами сложные задачи выстраивания работы с клиентами не только в офлайн-, но и в онлайн-режиме. В связи с этим необходимо осмысление новых аспектов профессиональной деятельности, связанных с необходимостью оказания помощи в интернет-среде. В статье представлена концепция организации социальной и психолого-педагогической работы с подростками в сети Интернет, основанная на эмпирически проверенной авторской модели компетенций специалиста по работе с онлайн-рисками и ресурсами и разработанная на основе схемы деятельности, предложенной У. Энгестрёмом. Опираясь на типологию онлайн-рисков, обосновывается цель и задачи, профилактическая направленность деятельности специалистов по социальной и психолого-педагогической работе с подростками, описываются организационные аспекты такой работы.
Общая информация
Ключевые слова: онлайн-риски, направление деятельности психолога
Рубрика издания: Юридическая психология детства
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140403
Получена: 18.10.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Богданович Н.В., Делибалт В.В. К проблеме разработки концепции организации социальной и психолого-педагогической работы с подростками в сети Интернет [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 4. С. 33–49. DOI: 10.17759/psylaw.2024140403
Полный текст
Введение
- возможные запросы к специалисту;
- цель, задачи и направление деятельности специалиста;
- нормативно-правовая база деятельности;
- клиентские группы;
- теоретическое обоснование деятельности;
- компетенции специалистов;
- организация социальной и психолого-педагогической работы с подростками в сети Интернет;
- межведомственное взаимодействие;
- методическое обеспечение;
- материально-технологическое обеспечение;
- оценка эффективности деятельности.
Результаты и их обсуждение
- Коммуникативные риски:
- кибербуллинг (травля в Интернете);
- шантаж распространением информации о подростке (в том числе ложной);
- сексуальное домогательство (груминг, секстинг и т. д.);
- вовлечение в социально опасные группы (суицидальной, экстремистской и т.д. направленности);
- общение с целью узнать личную информацию (в том числе о родителях, включая данные их платежных карточек и т. д.).
- Технические риски:
- повреждение устройств, имеющейся на них информации и программного обеспечения;
- кража персональных данных в результате действия вредоносных программ;
- взлом аккаунтов с целью использования в своих целях (в том числе с рассылкой сообщений с просьбой о деньгах);
- с помощью вредоносных программ мошенники могут вымогать у пользователей деньги, запугивая их угрожающими сообщениями.
- Контентные риски:
- столкновение с порнографией (материалами сексуального характера);
- просмотр агрессивного контента (жестокость, насилие, агрессия);
- пропаганда наркотиков, алкоголя, сигарет, самоубийств, опасных способов похудения.
- Потребительские риски:
- фишинг («выуживание» персональных данных);
- кража денежных средств;
- приобретение некачественной или контрафактной продукции.
- Чрезмерная увлеченность Интернетом:
- интернет-зависимость и чрезмерное использование цифровых устройств;
- игровая зависимость;
- предотвращение зависимости.
- проведение мониторинга рисков и ресурсов социальной среды развития подростков, включая использования сети Интернет;
- разработка индивидуальной программы социальной и психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему, в том числе при участии необходимых для этой помощи смежных специалистов (включая межведомственное взаимодействие), самого несовершеннолетнего и его законных представителей;
- прогнозирование результатов социальной и психолого-педагогической помощи на основании оценки потребностей, личностных ресурсов и рисков несовершеннолетнего, принимая во внимание его жизненную ситуацию;
- взаимодействие со смежными специалистами (в том числе в рамках межведомственного взаимодействия) по вопросам социальной и психолого-педагогической помощи в интересах несовершеннолетнего в форме консилиума и диспетчерской деятельности;
- выбор технологий помощи несовершеннолетнему и его семье и обеспечение им доступа к этим технологиям;
- подбор эффективных методов и методик социальной и психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему в соответствии с его актуальным состоянием, уровнем развития, возрастом, образованием, социальным статусом;
- определение готовности несовершеннолетнего к участию в индивидуальных и групповых программах в рамках программы помощи и мотивирование его и его окружения (например, семьи) к участию в ней;
- консультирование и просвещение несовершеннолетнего, его законных представителей, специалистов образовательных, социозащитных и медицинских организаций по вопросам онлайн-рисков и ресурсов сети Интернет;
- развитие и поддержание обмена профессиональными технологиями с другими специалистами по социальной и психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему в сети Интернет;
- оценка эффективности социальной и психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему;
- оценка степени риска возникновения проблем у несовершеннолетнего после окончания работы и разработка рекомендаций по его сопровождению после завершения индивидуального программы помощи;
- документирование хода социальной и психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему и составление отчета по ее результатам для целей аудита, передача их в соответствующие инстанции.
- проводить мониторинг социальной среды (включая Интернет), в том числе оценку рисков, уязвимостей и ресурсов развития, и формировать просоциальную развивающую среду для детей, подростков и взрослых (в особенности для лиц с девиантным поведением) (предметная компетентность);
- выстраивать помощь с учетом развития трудной жизненной и юридически значимой ситуации (с учетом Российского законодательства, в том числе касательно среды Интернета) (правовая просвещенность);
- к содержательному взаимодействию со специалистами других организаций (в том числе другой ведомственной подчиненности) с целью организации комплексной помощи клиенту (межведомственная компетентность);
- рефлексивно относиться к своей деятельности и обмениваться методиками, программами и технологиями, доказавшими свою эффективность (коммуникативная компетентность);
- к разработке, модификации и применению научно обоснованных методик, программ и технологий социальной и психолого-педагогической работы с подростками в сети Интернет (технологическая (цифровая) компетентность);
- к развитию своей профессиональной компетентности (в том числе через получение супервизии), а также к саморазвитию и самообразованию (личностная компетентность).
- мониторинг офлайн → помощь офлайн и онлайн (с привлечением смежных специалистов);
- мониторинг онлайн → помощь онлайн и офлайн (тоже с привлечением смежных специалистов);
- обращение к специалисту самого подростка и/или его окружения → помощь онлайн и офлайн (тоже с привлечением смежных специалистов);
- организация онлайн-мероприятий с последующим сопровождением нуждающихся в социальной и психолого-педагогической помощи (в том числе с привлечением смежных специалистов). Возможна разработка и методическое обеспечение иных сценариев помощи.
- банк методик и технологий;
- автоматизированное место работы специалиста (с автоматической обработкой методик сбора данных), включающее в себя базу данных о современном детстве (подростничестве) для совместных научных разработок и моделей (в рамках исследования девиантного поведения онлайн);
- форум для обсуждения правовых вопросов с привлечением юристов;
- карту социальных ресурсов для определения насыщенности социальными сервисами того или иного населенного пункта (региона в целом);
- форум для обмена опытом решения различных проблем для профессионального сообщества, анализа и систематизации типовых и нестандартных запросов, обсуждения кейсов из реальной практики;
- ресурс для развития профессиональных компетенций, где специалист мог бы найти материал для самообразования и повысить свою квалификацю;
по социальной и психолого-педагогической работе с подростками в сети Интернет
Выводы и заключение
- есть запросы как собственно от несовершеннолетних, так и от их родителей (либо лиц их замещающих) и специалистов, с ними работающих, на основе которых сформулирована цель и задачи для данных специалистов;
- существует нормативно-правовая база для деятельности специалистов данного профиля;
- обоснована модель компетенций, которая позволяет развернуть определенную концепцию организации деятельности данных специалистов;
- описано методическое и материальное обеспечение работы;
- детализирована оценка эффективности.
Литература
- Алимова Д.Х., Богданович Н.В. Визуальная новелла как метод развития общительности [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11, no. 4. С. 196–206. doi:10.17759/psylaw.2021110414
- Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25, no. 3. С. 101–115. doi:10.17759/pse.2020250309
- Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: к вопросу о возможности прогноза [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16, no. 4. С. 98–108. doi:10.17759/chp.2020160410
- Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Человек в цифровом обществе: объяснительный потенциал одной социально-психологической теории [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10, no. 3. С. 143–157. doi:10.17759/psylaw.2020100310
- Богданович Н.В., Вихристюк О.В., Дворянчиков Н.В., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г. Навигатор профилактики. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся. М.: МГППУ, 2022.
- Богданович Н.В., Делибалт В.В. Девиантное онлайн-поведение: от классификации видов к анализу программ и технологий помощи [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14, no. 2. С. 45–66. doi:10.17759/psylaw.2024140204
- Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10, no. 2. С. 1–14. doi:10.17759/psylaw.2020100201
- Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: Сборник материалов. Том 1 / Сост. В.В. Рубцов, А.А. Шведовская; ред. В.В. Рубцов, А.А. Марголис, И.В. Вачков, О.В. Вихристюк, Н.В. Дворянчиков, Т.В. Ермолова, Ю.М. Забродин, Н.Н. Толстых, А.В. Хаустов, А.Б. Холмогорова, А.А. Шведовская. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 458–473. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/covid19challenges2020/contents/Bogdanovich_Delibalt (дата обращения: 18.09.2024).
- Богданович Н.В., Делибалт В.В. Цифровые компетенции психологов в области профилактики девиантного поведения [Электронный ресурс] // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 282–296. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/dhte2022/contents/Bogdanovich_Delibalt (дата обращения: 18.09.2024).
- Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярёв А.В. Интернет-риски и ресурсы: модель компетенций специалиста по работе с подростками [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13, no. 3. С. 72–92. doi:10.17759/psylaw.2023130306
- Ветошкина Л.П., Горюнова Л.Н. Основные идеи деятельностной концепции экспансивного обучения и развития Ю. Энгестрёма [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9, no. 1. С. 13–21. URL: https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2013_n1/59616 (дата обращения: 18.09.2024).
- Дети и преступления с использованием интернет-технологий: Монография / Под ред. В.Д. Бадмаевой, Е.Г. Дозорцевой. М.: ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2024. 207 с.
- Дети России онлайн: сайт проектов Фонда Развития Интернет. 2023. URL: http://detionline.com/ (дата обращения: 18.09.2024).
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ № 646 от 5 декабря 2016 г.) [Электронный ресурс] // Совет Безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/security/information/document5/ (дата обращения: 18.09.2024).
- Конкурс классных часов по безопасности в Интернете и информационной безопасности [Электронный ресурс] // Российский учебник. URL: https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/type-vneurochnaya-deyatelnost_konkurs-safety-web-contest/ (дата обращения: 18.09.2024).
- Микляева А.В. Цифровое общество и цифровая социализация: перспективы социально-психологических исследований [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2024. Том 15, no. 2. С. 5–11. doi:10.17759/sps.2024150201 (дата обращения: 18.09.2024).
- Отклоняющееся онлайн-поведение подростков и молодых взрослых в социальных сетях: Учебное пособие / Под. ред. Н.В. Дворянчикова, О.В. Рубцовой [Электронный ресурс]. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. 100 с. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/deviant_online_behavior_2022 (дата обращения: 18.09.2024).
- Подросток в Интернете. Методические рекомендации по оценке рисков отклоняющегося поведения в Интернете в рамках сети подростковых центров «Подростки России» / Сост. Н.В. Богданович, В.В. Делибалт, П.Д. Азыркин [Электронный ресурс]. М.: Федеральный центр развития программ социализации подростков, Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. 120 с. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/ti2024 (дата обращения: 18.09.2024).
- Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р (ред. от 18.03.2021) «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года и Плана мероприятий на 2021-2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года)» [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/all/110952/ (дата обращения: 18.09.2024).
- Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2023 г. № 1105-р «Об утверждении «Концепции информационной безопасности детей в РФ» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406740607/ (дата обращения: 18.09.2024).
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Вишнева А.Е., Теславская О.И., Чигарькова С.В. Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие: Коллективная монография. М.: Акрополь, 2022. 356 с.
- Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» [Электронный ресурс] // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23, no. 3. С. 50–66. doi:10.17759/cpp.2015230304
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://base.garant.ru/12148555/ (дата обращения: 18.09.2024).
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 18.09.2024).
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 18.09.2024).
- Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://base.garant.ru/12148567/ (дата обращения: 18.09.2024).
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://base.garant.ru/12181695/ (дата обращения: 18.09.2024).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 2
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2