К проблеме разработки концепции организации социальной и психолого-педагогической работы с подростками в сети Интернет

2

Аннотация

Современное детство и взросление протекают в условиях новой социальной ситуации развития. Стремительное развитие цифровых технологий, банализация Интернета в практике повседневной жизни детей и подростков предоставляют не только новые возможности для самореализации, но и сталкивают с новыми угрозами и рисками в цифровой среде. Такие социально значимые проблемы, как кибербуллинг, сексуальный онлайн груминг, интернет-зависимость и другие проявления отлонящегося онлайн-поведения, ставят перед специалистами сложные задачи выстраивания работы с клиентами не только в офлайн-, но и в онлайн-режиме. В связи с этим необходимо осмысление новых аспектов профессиональной деятельности, связанных с необходимостью оказания помощи в интернет-среде. В статье представлена концепция организации социальной и психолого-педагогической работы с подростками в сети Интернет, основанная на эмпирически проверенной авторской модели компетенций специалиста по работе с онлайн-рисками и ресурсами и разработанная на основе схемы деятельности, предложенной У. Энгестрёмом. Опираясь на типологию онлайн-рисков, обосновывается цель и задачи, профилактическая направленность деятельности специалистов по социальной и психолого-педагогической работе с подростками, описываются организационные аспекты такой работы.

Общая информация

Ключевые слова: онлайн-риски, направление деятельности психолога

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140403

Получена: 18.10.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Богданович Н.В., Делибалт В.В. К проблеме разработки концепции организации социальной и психолого-педагогической работы с подростками в сети Интернет [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 4. С. 33–49. DOI: 10.17759/psylaw.2024140403

Полный текст

Введение

Современное общество постоянно сталкивается с различными вызовами и угрозами, которые часто связаны со все возрастающим проникновением интернет-технологий в повседневную жизнь [2; 3; 5; 16]. Эти вызовы обусловлены как постоянной потребностью быть в курсе новых тенденций и явлений (например таких, как искусственный интеллект и его вклад в автоматизацию разных процессов), так и появлением разных рисков, в том числе связанных с отклоняющимся поведением в сети Интернет [12; 17; 18; 21; 22]. Несмотря на то, что происходит бурное обсуждение таких негативных явлений, как кибербуллинг, группы смерти, фэйки, треш-контент и пропаганда разных экстремистских групп, в должностные обязанности специалистов разного профиля пока не включена работа с данного рода явлениями. При этом в ходе научных исследований уже доказано, что они оказывают влияние на развитие современных детей и подростков и есть запрос на помощь со стороны самих детей и подростков, их родителей, а также смежных специалистов (например, учителей).
Обозначенные проблемы требуют обоснования и разработки концепции организации социальной и психолого-педагогической работы специалистов системы образования, центров «Подростки России» и других учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений с подростками в сети Интернет.
Методология и методы исследования
В статье используется теоретическая методология, включающая анализ исследований, посвященных онлайн-рискам, деятельностная теория Ю. Энгестрема [10; 11] для описания концепции организации социальной и психолого-педагогической работы специалистов с подростками в онлайн-пространстве в соответствии со следующими пунктами:
  • возможные запросы к специалисту;
  • цель, задачи и направление деятельности специалиста;
  • нормативно-правовая база деятельности;
  • клиентские группы;
  • теоретическое обоснование деятельности;
  • компетенции специалистов;
  • организация социальной и психолого-педагогической работы с подростками в сети Интернет;
  • межведомственное взаимодействие;
  • методическое обеспечение;
  • материально-технологическое обеспечение;
  • оценка эффективности деятельности.

Результаты и их обсуждение

Возможные запросы к специалисту. По результатам исследования Г.У. Солдатовой, В.Н. Шляпникова, М.А. Журиной (2015) [22], можно выделить основные запросы к специалисту для работы с онлайн-рисками: так, коммуникационные риски составляют 35% обращений, технические —31% обращений, контентные — 14%, потребительские риски — 11%, а чрезмерная увлеченность Интернетом — 9%.
Соответственно, авторы выделяют следующие типы запросов к специалистам в контексте столкновения с онлайн-рисками и их предупреждения.
  1. Коммуникативные риски:
  • кибербуллинг (травля в Интернете);
  • шантаж распространением информации о подростке (в том числе ложной);
  • сексуальное домогательство (груминг, секстинг и т. д.);
  • вовлечение в социально опасные группы (суицидальной, экстремистской и т.д. направленности);
  • общение с целью узнать личную информацию (в том числе о родителях, включая данные их платежных карточек и т. д.).
  1. Технические риски:
  • повреждение устройств, имеющейся на них информации и программного обеспечения;
  • кража персональных данных в результате действия вредоносных программ;
  • взлом аккаунтов с целью использования в своих целях (в том числе с рассылкой сообщений с просьбой о деньгах);
  • с помощью вредоносных программ мошенники могут вымогать у пользователей деньги, запугивая их угрожающими сообщениями.
  1. Контентные риски:
  • столкновение с порнографией (материалами сексуального характера);
  • просмотр агрессивного контента (жестокость, насилие, агрессия);
  • пропаганда наркотиков, алкоголя, сигарет, самоубийств, опасных способов похудения.
  1. Потребительские риски:
  • фишинг («выуживание» персональных данных);
  • кража денежных средств;
  • приобретение некачественной или контрафактной продукции.
  1. Чрезмерная увлеченность Интернетом:
  • интернет-зависимость и чрезмерное использование цифровых устройств;
  • игровая зависимость;
  • предотвращение зависимости.
Таким образом, цель деятельности специалиста можно обозначить как оказание социальной и психолого-педагогической помощи несовершеннолетним при столкновении с онлайн-рисками и для их предотвращения, а также обеспечение подростков (а также их родителей и специалистов, работающих с ними) необходимыми для полноценного развития ресурсами в сети Интернет.
При анализе деятельности данного рода специалиста [см.: 10] можно выделить следующие задачи:
  • проведение мониторинга рисков и ресурсов социальной среды развития подростков, включая использования сети Интернет;
  • разработка индивидуальной программы социальной и психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему, в том числе при участии необходимых для этой помощи смежных специалистов (включая межведомственное взаимодействие), самого несовершеннолетнего и его законных представителей;
  • прогнозирование результатов социальной и психолого-педагогической помощи на основании оценки потребностей, личностных ресурсов и рисков несовершеннолетнего, принимая во внимание его жизненную ситуацию;
  • взаимодействие со смежными специалистами (в том числе в рамках межведомственного взаимодействия) по вопросам социальной и психолого-педагогической помощи в интересах несовершеннолетнего в форме консилиума и диспетчерской деятельности;
  • выбор технологий помощи несовершеннолетнему и его семье и обеспечение им доступа к этим технологиям;
  • подбор эффективных методов и методик социальной и психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему в соответствии с его актуальным состоянием, уровнем развития, возрастом, образованием, социальным статусом;
  • определение готовности несовершеннолетнего к участию в индивидуальных и групповых программах в рамках программы помощи и мотивирование его и его окружения (например, семьи) к участию в ней;
  • консультирование и просвещение несовершеннолетнего, его законных представителей, специалистов образовательных, социозащитных и медицинских организаций по вопросам онлайн-рисков и ресурсов сети Интернет;
  • развитие и поддержание обмена профессиональными технологиями с другими специалистами по социальной и психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему в сети Интернет;
  • оценка эффективности социальной и психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему;
  • оценка степени риска возникновения проблем у несовершеннолетнего после окончания работы и разработка рекомендаций по его сопровождению после завершения индивидуального программы помощи;
  • документирование хода социальной и психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему и составление отчета по ее результатам для целей аудита, передача их в соответствующие инстанции.
Направление деятельности. Акцент в деятельности данного специалиста должен ставиться на профилактику, понимаемую как направление деятельности специалистов системы профилактики (согласно ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [25]), целью которой является «…..предупреждение отклонений в развитии и поведении через создание ресурсных условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам» [7; 8].
Нормативно-правовая база. Работа специалиста по социальной и психолого-педагогической работе с подростками в сети Интернет имеет нормативно-правовую базу, которая, с одной стороны, относится к профилактике безнадзорности и правонарушений и межведомственному взаимодействию (Федеральный закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р (ред. от 18.03.2021) Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года вместе с “Планом мероприятий на 2021—2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года”» [24; 25; 19]), с другой стороны — к информационной безопасности (Доктрина информационной безопасности Российской Федерации; Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2023 г, no. 1105-р «Об утверждении “Концепции информационной безопасности детей в РФ”»; Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [14; 20; 27; 26; 23]).
Клиентские группы. С кем, собственно, должен работать данный специалист? В первую очередь, конечно, это подростки и их семьи (родители или лица их замещающие). Общемировые тенденции показывают, что такая работа должна начинаться намного раньше подросткового возраста, поскольку это один из важных этапов превенции. Также необходимо учесть, что ограничиваться только работой с родителями недостаточно, порой нужно работать комплексно с окружением несовершеннолетнего — как с его расширенной семьей (братья и сестры, дедушки и бабушки и т. д., которые могут играть даже большее значение в его киберсоциализации, чем родители), так и со сверстниками (одноклассниками, друзьями и т. д.). Особую клиентскую группу составляют специалисты, работающие с данными подростками (учителя, психологи, социальные педагоги, медики, юристы и т. д.), так как исследования показывают, что взрослое окружение нередко отстает в развитии цифровых компетенций, что, конечно, требуется преодолевать.
Теоретическое обоснование деятельности. В основу деятельности специалиста по социальной и психолого-педагогической работе с подростками в сети Интернет положена биопсихосоциальная модель, которая предполагает, что развитие человека (подростка в частности) происходит под действием различных факторов. Поэтому, с одной стороны, помощь должна быть основана на сборе информации из различных источников, с другой стороны эта помощь не должна ограничиваться работой одного специалиста (необходимо выстраивать межведомственное взаимодействие). Кроме того, специалист должен руководствоваться абилитационной моделью профилактики, которая предполагает не только устранение (нивелирование действия) факторов риска, но и опору на ресурсы личности и социума (или формирование таких ресурсов) для решения проблем.
Разработанная нами ранее модель специалиста основывается на концепции деятельности финского ученого Ю. Энгестрёма, которая в свою очередь является переосмыслением отечественной культурно-исторической концепции и психологической теории деятельности. Ее эвристический потенциал связан с тем, что «…деятельностная концепция экспансивного обучения и развития Ю. Энгестрёма направлена на исследование и моделирование деятельности в прикладном аспекте для решения практических задач различного рода организаций и профессиональных сообществ» [11], что как раз требуется для разработки модели нового типа специалиста.
Компетенции. В своей предыдущей статье, основываясь на модели деятельности специалиста, мы предложили следующую модель компетенций [9; 10], в соответствии с которой специалист, работающий с подростками в том числе в интернет-среде, должен быть способен и готов:
  • проводить мониторинг социальной среды (включая Интернет), в том числе оценку рисков, уязвимостей и ресурсов развития, и формировать просоциальную развивающую среду для детей, подростков и взрослых (в особенности для лиц с девиантным поведением) (предметная компетентность);
  • выстраивать помощь с учетом развития трудной жизненной и юридически значимой ситуации (с учетом Российского законодательства, в том числе касательно среды Интернета) (правовая просвещенность);
  • к содержательному взаимодействию со специалистами других организаций (в том числе другой ведомственной подчиненности) с целью организации комплексной помощи клиенту (межведомственная компетентность);
  • рефлексивно относиться к своей деятельности и обмениваться методиками, программами и технологиями, доказавшими свою эффективность (коммуникативная компетентность);
  • к разработке, модификации и применению научно обоснованных методик, программ и технологий социальной и психолого-педагогической работы с подростками в сети Интернет (технологическая (цифровая) компетентность);
  • к развитию своей профессиональной компетентности (в том числе через получение супервизии), а также к саморазвитию и самообразованию (личностная компетентность).
Организация социальной и психолого-педагогической работы с подростками в сети Интернет. Для работы с подростками в сети Интернет необходимо для начала провести комплексный мониторинг социальной ситуации развития подростка. Сбор такой информации позволяет специалисту понять, какие потребности есть у подростка и как он их реализовывает онлайн и офлайн. При этом специалисту необходимо владеть современными данными (и постоянно их обновлять) о тенденциях в использовании интернет-технологий (например о новых способах общения, играх и т. д.) и владеть интернет-фольклором (слэнгом, характеристиками интернет-субкультур) для распознания увлечений подростка и тех преимуществ и опасностей, которые они несут с собой. Поэтому предполагается обмен такой информацией сделать через портал общения таких специалистов, где будет вики-словарь (заполняемый самими специалистами разных центров), банк диагностики (где будут анализироваться основные данные об изменениях в социальной ситуации развития), банк технологий, программ и методик (где будет организован взаимообмен информацией) и форум для общения, где можно обсуждать разные тенденции и получать супервизорскую помощь от коллег.
В соответствии с данными мониторинга проводится межведомственный консилиум, куда специалист приглашает всех коллег (в том числе не работающих в данной организации), которые имеют отношение к проблеме подростка. На данный консилиум (на том или ином этапе работы) могут привлекаться родители и даже сам подросток, если их участие будет способствовать разрешению проблемы. Решение консилиума закрепляется документально, где каждый участник закрепляет за собой свои действия по разрешению проблемы и согласовываются сроки. Таким образом, вырабатывается индивидуальный план сопровождения случая, который может быть скорректирован на последующих консилиумах.
В ходе выполнения своей части плана специалист подбирает технологии, программы и методы помощи из банка технологий и адаптирует их под конкретный случай, а возможно, и разрабатывает необходимую программу (технологию, методику). В соответствии с определенными рисками необходимо расставить приоритеты среди мишеней помощи. Иногда важно осуществлять диспетчерскую деятельность (не функцию по перенаправлению клиента, а именно создание условий (в том числе мотивирования)) для предоставления необходимой помощи (медицинской, правовой и т. д.). Для такой деятельности специалисту необходимо иметь карту социальных сервисов, которую необходимо постоянно обновлять.
Предполагается, что работа данного специалиста не сводится только к контактам офлайн с анализом онлайн-активности. Существует ряд технологий, позволяющих определять различные риски девиантного или виктимного поведения подростков с последующей реализацией программы помощи (в том числе коррекция уже сформированного отклоняющегося онлайн-поведения). Но в таких разработках подчеркивается, что только работой онлайн деятельность специалиста не ограничивается, так как человек существует и в офлайн-реальности, а значит, можно и нужно с ним выходить на контакт, вовлекая в том числе в просоциальные виды деятельности (как по месту жительства, учебы, так и на базе подростковых центров).
Еще одна сторона деятельности такого специалиста состоит в онлайн-консультировании для того, чтобы люди могли и сами к нему обращаться за помощью. Здесь акцент делается не только на самих подростках (хотя они в приоритете), но и на их окружение (родителей или лиц их замещающих, родственников, одноклассников, специалистов, работающих с ними и т. д.).
Таким образом, в деятельности специалиста по социальной и психолого-педагогической работе с подростками в сети Интернет можно выделить несколько сценариев:
  1. мониторинг офлайн → помощь офлайн и онлайн (с привлечением смежных специалистов);
  2. мониторинг онлайн → помощь онлайн и офлайн (тоже с привлечением смежных специалистов);
  3. обращение к специалисту самого подростка и/или его окружения → помощь онлайн и офлайн (тоже с привлечением смежных специалистов);
  4. организация онлайн-мероприятий с последующим сопровождением нуждающихся в социальной и психолого-педагогической помощи (в том числе с привлечением смежных специалистов). Возможна разработка и методическое обеспечение иных сценариев помощи.
Взаимодействие с внешними организациями (межведомственное взаимодействие). В связи с тем, что работа с подростками в сети Интернет связана как с решением проблем широкого масштаба (начиная с технических, заканчивая юридическими), специалист должен иметь алгоритмы взаимодействия с различными организациями. Еще большую значимость такое взаимодействие имеет на этапе разработки программ помощи (онлайн и офлайн), в частности на консилиуме специалистов. Чем более комплексной и адресной будет данная помощь, тем более эффективной она будет, а, значит, больше возможностей обеспечить благополучие подростков (не только тех, кто нуждается в помощи, но и их окружения, которое может быть подвержено вторичной травматизации).
Уже на этапе мониторинга взаимодействие должно включать как можно больше специалистов различных субъектов профилактики (в соответствии с 120 ФЗ [26]), что позволяет определить более точную стратегию оказания помощи конкретному подростку.
При необходимости блокировки ненадлежащего контента нужно контактировать с администраторами сайта (социальной сети, каналов в мессенджерах и т. д.). Возможно возникнет необходимость в повышении технической грамотности специалиста при взаимодействии с новыми технологиями.
В рамках юридически значимых ситуаций, в которых существует риск жизни и здоровью несовершеннолетних, а также есть признаки нарушения закона, необходимо обращаться в правоохранительные органы.
Методическое обеспечение. Организация полноценной деятельности специалистов по социальной и психолого-педагогической работе с подростками в сети Интернет требует ряда методических разработок.
Многие задачи решило бы создание площадки (портала) для общения специалистов системы профилактики, где можно было бы организовать:
  • банк методик и технологий;
  • автоматизированное место работы специалиста (с автоматической обработкой методик сбора данных), включающее в себя базу данных о современном детстве (подростничестве) для совместных научных разработок и моделей (в рамках исследования девиантного поведения онлайн);
  • форум для обсуждения правовых вопросов с привлечением юристов;
  • карту социальных ресурсов для определения насыщенности социальными сервисами того или иного населенного пункта (региона в целом);
  • форум для обмена опытом решения различных проблем для профессионального сообщества, анализа и систематизации типовых и нестандартных запросов, обсуждения кейсов из реальной практики;
  • ресурс для развития профессиональных компетенций, где специалист мог бы найти материал для самообразования и повысить свою квалификацю;
Отметим, что необходима система методической поддержки работы психологов и других специалистов.
Вышесказанное обобщает модель методического обеспечения специалиста (рис. 1).
Рис. 1. Модель методического обеспечения профессиональной деятельности специалиста
по социальной и психолого-педагогической работе с подростками в сети Интернет
Имеющиеся методические разработки. Существующие в настоящее время методические разработки можно условно разделить на офлайн-, онлайн- и смешанные технологии. Наш анализ показывает, что сейчас работа с интернет-рисками большей частью идет в офлайн-режиме [6].
Офлайн-технологии чаще всего предусматривают разную степень интерактивности (лекции, дискуссии, тренинги) в обсуждении вопросов безопасности в интернет-пространстве. Чаще всего аудиторией таких программ являются родители или учащиеся старших классов, хотя классные часы разработаны для всех классов (с 1-го по 11-й) (например, см.: [15]).
Онлайн-технологии различаются большим разнообразием — здесь можно найти как квесты, квизы (тесты), кроссворды, так и специально разработанные игры, виртуальные цифровые помощники и т. д.
В принципе на данный момент для работы с подростками могут быть использованы все возможности Интернета, с использованием как компьютера, так и мобильного устройства. В социальных сетях создаются различные группы, в которых подросток может получить помощь.
Бурно развиваются чат-боты (например Сабинушка, Лейка, Асечка, Зигмунд, Псайко, Психаи, Парри, Куки или всякие другие, которые имеют специальные базы данных и активно учатся научно обоснованному психологическому консультированию).
Существуют специализированные порталы, которые ставят перед собой различные цели: от мониторинга отклоняющегося поведения несовершеннолетних до организации межведомственного взаимодействия. Существуют так называемые порталы, целью которых является помощь подросткам, их родителям и специалистам, работающим с ними онлайн. Так, например, портал «Дети России онлайн» [13] представляет проекты Фонда развития Интернета и на нем можно ознакомиться с исследованиями по проблемам восприятия и использования ИКТ детьми и подростками, их социализации в развивающемся информационном обществе, быть в курсе новостей, можно посмотреть различные видео, позаниматься на тренажере по курсу «Кибербезопасность» для средней школы и т. д.
Для мобильных устройств создаются приложения, которые решают различные задачи, эти приложения можно использовать в том числе для работы с подростками. Так, например, есть приложения, которые помогут подростку спланировать время, расслабиться (релаксационные) и т. д.
Отдельно можно выделить онлайн-консультирование. Это не только использование различных дистантных форм связи, таких как электронные письма, мессенджеры, переписка в социальных сетях и видеосвязь. Но также разрабатываются системы аватаров для более простого установления контакта, например с маленькими детьми [2].
Онлайн-технологии в большей или меньшей степени автоматизированы. Можно сказать, что, например, просмотр мультфильма или фильма, прохождение онлайн-тестирования не требуют присутствия специалиста, однако тогда и эффект такой технологии остается неизвестным. Иногда обсуждение становится важной частью содействия изменениям.
Сейчас уже разрабатываются игровые технологии, через которые предполагается развитие саморегуляции и различных свойств личности. Но это может быть и использование уже существующих и зарекомендовавших себя игр, правда, здесь необходимы исследования для определения мишеней воздействия в данных играх [1].
Не меньшее значение имеют технологии-события, когда активность клиента при поддержке специалиста позволяет ему повысить самооценку, найти свои способы самореализации.
Однако можно сделать вывод о том, что на данный момент существует мало технологий помощи для активного вмешательства в противоправные действия несовершеннолетних, хотя уже разрабатывается онлайн «уличная работа», которая позволит «вытянуть» молодежь из околоэкстремистских движений.
Для организации деятельности специалистов по социальной и психолого-педагогической помощи подросткам в сети Интернет необходимо иметь алгоритмы действий в разных случаях (например: [17]), на основе которых специалист выстраивает карту межведомственного взаимодействия, в том числе вовлекая самого подростка в процесс оказания помощи, определяя его ответственность в разрешении трудной жизненной ситуации.
Материально-технологическое обеспечение. Для этой работы специалисту важно иметь доступ к современному компьютерному оборудованию с выходом в Интернет, с комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства (состав определяется в программах и подлежит обновлению при необходимости). При необходимости в работе может быть использовано дополнительное оснащение (веб-камера, гарнитура и т. д.).
Существенной частью деятельности специалиста по социальной и психолого-педагогической помощи подросткам в сети Интернет является работа с различного рода базами данных, специальными методиками мониторинга (желательно автоматизированными) и площадками общения. В связи с этим необходимо постоянное взаимодействие с технической поддержкой (оптимально с программистами разного профиля, так как быстро изменяющаяся интернет-реальность требует регулярных изменений в программном обеспечении).
Оценка эффективности. Оценка эффективности социальной и психолого-педагогической работы с подростками в сети Интернет может заключаться как в количественных, так и в качественных показателях. К количественным традиционно относят статистику — количество случаев, программ помощи (например, утвержденных на консилиуме индивидуальных планов сопровождения случая); а также результаты мониторинга, в том числе данные психодиагностики (показатели до и после вмешательства, а также отсроченные результаты) и т. д. Качественные показатели включают в себя как отчеты по сопровождению случая, отчеты о работе специалиста за год, так и анализ эффективности практик (в виде статей и выступлений на различных форумах и конференциях); отзывы клиентов (подростков и их родителей и т. д.); специалистов-смежных специальностей (тех, с которыми осуществлялось сотрудничество, и тех, кто не был привлечен к совместной работе, но работал с данными подростками) и т. д.

Выводы и заключение

В данный момент существуют острая необходимость работы специалистов с онлайн-рисками:
  • есть запросы как собственно от несовершеннолетних, так и от их родителей (либо лиц их замещающих) и специалистов, с ними работающих, на основе которых сформулирована цель и задачи для данных специалистов;
  • существует нормативно-правовая база для деятельности специалистов данного профиля;
  • обоснована модель компетенций, которая позволяет развернуть определенную концепцию организации деятельности данных специалистов;
  • описано методическое и материальное обеспечение работы;
  • детализирована оценка эффективности.
В дальнейшем предполагается создание системы научного, методического и профессионального сопровождения деятельности специалистов по работе с подростками в сети Интернет, что позволит быстро развернуть комплексную помощь в решении возникающих онлайн-рисков и проблем и способствовать высокой эффективности этой помощи.
 

Литература

  1. Алимова Д.Х., Богданович Н.В. Визуальная новелла как метод развития общительности [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11, no. 4. С. 196–206. doi:10.17759/psylaw.2021110414
  2. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25, no. 3. С. 101–115. doi:10.17759/pse.2020250309
  3. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: к вопросу о возможности прогноза [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16, no. 4. С. 98–108. doi:10.17759/chp.2020160410
  4. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Человек в цифровом обществе: объяснительный потенциал одной социально-психологической теории [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10, no. 3. С. 143–157. doi:10.17759/psylaw.2020100310
  5. Богданович Н.В., Вихристюк О.В., Дворянчиков Н.В., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г. Навигатор профилактики. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся. М.: МГППУ, 2022.
  6. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Девиантное онлайн-поведение: от классификации видов к анализу программ и технологий помощи [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14, no. 2. С. 45–66. doi:10.17759/psylaw.2024140204
  7. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10, no. 2. С. 1–14. doi:10.17759/psylaw.2020100201
  8. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: Сборник материалов. Том 1 / Сост. В.В. Рубцов, А.А. Шведовская; ред. В.В. Рубцов, А.А. Марголис, И.В. Вачков, О.В. Вихристюк, Н.В. Дворянчиков, Т.В. Ермолова, Ю.М. Забродин, Н.Н. Толстых, А.В. Хаустов, А.Б. Холмогорова, А.А. Шведовская. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 458–473. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/covid19challenges2020/contents/Bogdanovich_Delibalt (дата обращения: 18.09.2024).
  9. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Цифровые компетенции психологов в области профилактики девиантного поведения [Электронный ресурс] // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): Сборник статей III Всероссийской научно-практи­ческой конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 282–296. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/dhte2022/contents/Bogdanovich_Delibalt (дата обращения: 18.09.2024).
  10. Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярёв А.В. Интернет-риски и ресурсы: модель компетенций специалиста по работе с подростками [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13, no. 3. С. 72–92. doi:10.17759/psylaw.2023130306
  11. Ветошкина Л.П., Горюнова Л.Н. Основные идеи деятельностной концепции экспансивного обучения и развития Ю. Энгестрёма [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9, no. 1. С. 13–21. URL: https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2013_n1/59616 (дата обращения: 18.09.2024).
  12. Дети и преступления с использованием интернет-технологий: Монография / Под ред. В.Д. Бадмаевой, Е.Г. Дозорцевой. М.: ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2024. 207 с.
  13. Дети России онлайн: сайт проектов Фонда Развития Интернет. 2023. URL: http://detionline.com/ (дата обращения: 18.09.2024).
  14. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ № 646 от 5 декабря 2016 г.) [Электронный ресурс] // Совет Безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/security/information/document5/ (дата обращения: 18.09.2024).
  15. Конкурс классных часов по безопасности в Интернете и информационной безопасности [Электронный ресурс] // Российский учебник. URL: https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/type-vneurochnaya-deyatelnost_konkurs-safety-web-contest/ (дата обращения: 18.09.2024).
  16. Микляева А.В. Цифровое общество и цифровая социализация: перспективы социально-психологических исследований [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2024. Том 15, no. 2. С. 5–11. doi:10.17759/sps.2024150201 (дата обращения: 18.09.2024).
  17. Отклоняющееся онлайн-поведение подростков и молодых взрослых в социальных сетях: Учебное пособие / Под. ред. Н.В. Дворянчикова, О.В. Рубцовой [Электронный ресурс]. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. 100 с. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/deviant_online_behavior_2022 (дата обращения: 18.09.2024).
  18. Подросток в Интернете. Методические рекомендации по оценке рисков отклоняющегося поведения в Интернете в рамках сети подростковых центров «Подростки России» / Сост. Н.В. Богданович, В.В. Делибалт, П.Д. Азыркин [Электронный ресурс]. М.: Федеральный центр развития программ социализации подростков, Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. 120 с. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/ti2024 (дата обращения: 18.09.2024).
  19. Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р (ред. от 18.03.2021) «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года и Плана мероприятий на 2021-2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года)» [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/all/110952/ (дата обращения: 18.09.2024).
  20. Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2023 г. № 1105-р «Об утверждении «Концепции информационной безопасности детей в РФ» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406740607/ (дата обращения: 18.09.2024).
  21. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Вишнева А.Е., Теславская О.И., Чигарькова С.В. Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие: Коллективная монография. М.: Акрополь, 2022. 356 с.
  22. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» [Электронный ресурс] // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23, no. 3. С. 50–66. doi:10.17759/cpp.2015230304
  23. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://base.garant.ru/12148555/ (дата обращения: 18.09.2024).
  24. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 18.09.2024).
  25. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 18.09.2024).
  26. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://base.garant.ru/12148567/ (дата обращения: 18.09.2024).
  27. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://base.garant.ru/12181695/ (дата обращения: 18.09.2024).

Информация об авторах

Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1507-9420, e-mail: bogdanovichnv@mgppu.ru

Делибалт Варвара Васильевна, доцент, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9586-3188, e-mail: delibaltvv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 2
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2