Цифровизация обучения в российских университетах в 2021 г.: растущее окно возможностей

234

Аннотация

Образовательный процесс в российских вузах в 2020–2021г. претерпел серьезную трансформацию: опережающими темпами развернулись процессы цифровизации, начали осваиваться новые модели учебных курсов (смешанное обучение, обучение с использованием МООК), в университетах начало использоваться большое количество новых цифровых технологий. Ускоренная цифровизация образовательного процесса рассматривается в докладе как растущее окно возможностей. Доклад опирается на последние данные ежегодного мониторинга экономики образования за 2020–2021г., реализуемого НИУ ВШЭ. Отмечается высокое влияние цифровизации на образовательный процесс, высокая информированность ППС о новых подходах к преподаванию. Прослеживаются следующие зоны потенциального роста для осовременивания образовательного процесса и повышения качества преподавания в цифровой среде: 1) большая доля нейтрального отношения ППС к новым подходам к преподаванию в цифровой среде, говорящая о том, что ППС пока имеет небольшой опыт их апробации и не сложил новых практик; 2) большой потенциал применения МООК в образовательном процессе, ожидание расширения их использования в ближайшем будущем в виде абсолютного роста использования всех типов онлайн-курсов в рамках учебного процесса; 3) быстро выросший уровень владения ИКТ среди ППС в целом, но при этом навыки ППС по работе в цифровой среде обучения, использованию онлайн-курсов, работе в LMS, использованию цифровых ресурсов, в основном, находятся на базовом уровне, что является зоной роста и продвижения этих компетенций на более продвинутые уровни.

Общая информация

Ключевые слова: цифровизация обучения, цифровизация университетов, цифровые компетенции преподавателей, МООК, COVID-19, новые модели учебных курсов, смешанное обучение

Рубрика издания: Моделирование и анализ данных для цифрового образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Другова Е.А. Цифровизация обучения в российских университетах в 2021 г.: растущее окно возможностей // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 589–608.

Литература

  1. Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А., Захарова У.С., Гри­горьева А.В. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора // Уни­верситетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 59–74. DOI: 10.15826/umpa.2020.02.014
  2. Бадарч Д., Токарева Н.Г., Цветкова М.С. МООК: реконструкция высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 135–146.
  3. Баранников К.А., Лешуков О.В., Назайкинская О.Л., Суханова Е.А., Фрумин И.Д. (ред.) Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пан­демии и после нее. Аналитический доклад. 2020. [Электронный ресурс] URL: https://www.tsu.ru/upload/medialibrary/add/uroki-stress_testa-vuzy-v-usloviyakh-pandemii-i-posle-nee.pdf (дата об­ращения: 02.10.2021)
  4. Глушко Д.Е. О содействии в проведении социологических об­следований в рамках мониторинга экономики образования. 25.09.2020 № ГД-1527/02. [Электронный ресурс] URL: https:// www.hse.ru/data/2020/10/09/1371167868/ %D0 %9C %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %BF %D1 %80 %D0 %BE %D1 %81 %D0 %B2 % D0 %B5 %D1 %89 %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %8F %2 0 %D0 %A0 D0 %B8.pdf (дата обращения: 02.10.2021).
  5. Захарова У.С., Вилкова К.А., Егоров Г.В. Этому невозможно об­учить онлайн: прикладные специальности в условиях пан­демии // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 115–137. DOI: 10.17323/1814–9545–2021–1-115–137
  6. Качество образования в российских университетах: что мы поня­ли в пандемию: Аналитический доклад // науч. ред. Е.А. Сухано­ва, И.Д. Фрумин. Томск: Издательство Томского государствен­ного университета, 2021. 46 с.
  7. Лобова С.В., Бочаров С.Н., Понькина Е.В. Цифровизация: мейн­стрим для университетского образования и вызовы для препо­давателей // Университетское управление: практика и анализ. 2020. № 24. Т. 2. С. 92–106. DOI: 10.15826/umpa.2020.02.016
  8. Мониторинг экономики образования. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ. 2021. (в печати)
  9. Программа проведения в 2020 году социологического обследо­вания – опроса профессорско-преподавательского состава об­разовательных организаций высшего образования. Мониторинг экономики образования. НИУ ВШЭ. 2020. [Электронный ре­сурс] URL: https://www.hse.ru/data/2021/05/26/1438193003/ PROGRAMMA_ %20PPS_VO.pdf(дата обращения: 02.10.2021)
  10. Программа сплошного обследования руководителей образо­вательных организаций высшего образования. Мониторинг экономики образования. НИУ ВШЭ. 2020. [Электронный ре­сурс] URL: https://www.hse.ru/data/2021/01/22/1349135551/ PROGRAMMA_rukovoditeli_VO.pdf (дата обращения: 02.10.2021)
  11. Стародубцев В.А. Персонализированные МООК в смешанном об­учении // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 133–144.
  12. Чинаева Т.И. Влияние цифровизации на процессы трансформа­ции системы высшего образования // Статистика и экономика. 2020. № 4. С. 85–95. DOI: 10.21686/2500–3925–2020–4-85–95

Информация об авторах

Другова Елена Анатольевна, кандидат философских наук, научный сотрудник, Центр социологии высшего образования, Институт образования, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4373-4341, e-mail: e.a.drugova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 304
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 234
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1