Проявление информационного стресса у студентов в ситуации перехода на дистанционное обучение в период распространения пандемии COVID-19

121

Аннотация

Исследование проведено в русле когнитивной теории стресса, актуализирующей значимость эмоциональных реакций в динамике стресса и его стресс-повреждающее влияние. Приводятся результаты инициативного опроса студентов шести российских вузов, посвященного отношению обучающихся к массовому переходу на дистанционное обучение в период пандемии COVID-19. Анализ полученных данных показывает наличие у респондентов признаков информационного стресса в связи с введением дистанционного обучения в первую волну пандемии. В ходе опроса студенты констатируют у себя субъективно переживаемые негативные эмоциональные состояния тревоги, неудовлетворенности, неуверенности, беспокойства. Переживания детерминированы необходимостью быстрого включения в новые образовательные условия, возрастающими требованиями и объемами нагрузки, перестройкой привычных академических действий, ускоренным освоением дистанционных технологий, которыми они не вполне уверенно владели ранее. Эмпирически обоснована важность оказания психологической помощи участникам образовательного процесса, испытывающим личностные и интеллектуальные трудности в период пандемии.

Общая информация

Ключевые слова: COVID-19, дистанционное обучение, студенты, стресс, информационный стресс, опрос, субъекты образования, психологическая помощь

Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты онлайн-обучения на разных уровнях образования и вопросы цифровой дидактики

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Федорова Е.П., Екинцев В.И., Артюхова Т.Ю., Сёмина М.В. Проявление информационного стресса у студентов в ситуации перехода на дистанционное обучение в период распространения пандемии COVID-19 // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 735–745.

Литература

  1. Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 с.
  2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. 528 с.
  3. Бохан Т.Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исто­рического исследования. Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2008. 276 с.
  4. Высшее образование: уроки пандемии. Оперативные и страте­гические меры по развитию системы. Аналитический доклад [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsu.ru (дата обращения: 15.01.2021).
  5. Кисляков П.А. Психологическая устойчивость студенческой молодежи к информационному стрессу в условиях пандемии COVID-19 // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 343–356. DOI 10.32744/pse.2020.5.24.
  6. Концептуальная записка: образование в эпоху COVID-19 и по­следующий период [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_-_education_during_covid-19_and_beyond_russian.pdf (дата обращения: 20.05.2021).
  7. Мухамедьянова А.Р., Ширяев В.Б. Выраженность информацион­ного стресса и способы его оптимизации // Символ науки: меж­дународный научный журнал. 2017. Т. 3. № 3. С. 203–206.
  8. Рефлексия опыта дистанционного обучения в высшей школе в период пандемии / Федорова Е.П., Семина М.В., Артюхова Т.Ю., Екинцев В.И. // Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами: сборник ста­тей XIII Международной научно-практической конференции 23 января – 1 февраля 2021 г.: в 2 ч. М.: МАНПО: 5 за знания, 2021. Ч. 1. С. 458–464.

Информация об авторах

Федорова Елена Прокопьевна, кандидат психологических наук, доцент, Доцент кафедры психологической антропологии Института детства, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9235-0037, e-mail: epfedorova@gmail.com

Екинцев Владислав Иванович, кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и юридической психологии, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ФГБОУ ВО ВГУ-ЭиС),, Владивосток, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8079-6982, e-mail: ekintsev@mail.ru

Артюхова Татьяна Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и консультирования, Сибирский федеральный университет (ФГАОУ ВО СФУ), Красноярск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4805-8431, e-mail: tartjuchova@mail.ru

Сёмина Марина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования, Забайкальский государственный университет (ФГБОУ ВО ЗабГУ), Чита, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3191-8829, e-mail: semina-67@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 188
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 121
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 7