Атрибутирование эмоций как составляющая «образа старости» по данным предикатного анализа дискуссий в YouTube

51

Аннотация

В работе рассматриваются вопросы, связанные с существованием в общественном сознании стереотипных представлений о лицах старшего возраста, или геронтостереотипов, и их дискурсивными проявлениями. На материале текстов 2048 дискуссий в русскоязычном YouTube, темы которых не имеют непосредственного отношения к возрастной проблематике, имплицитные составляющие геронтостереотипов исследуются с помощью нового метода машинной обработки текстов – эмотивно-предикатного анализа. Метод позволяет в автоматическом режиме вычленять из текста описания упоминаемых там ситуаций эмоционального реагирования: квалифицировать саму эмоцию, определять ее субъекта и причину. Частота лексем, выражающих определенные эмоции и их типы, а также именующих лица и предметы, которые занимают в высказывании позиции субъектов и причин эмоций, рассматривается в качестве показателя значимости соответствующих концептов в эмоциональной картине мира автора текста. Реализованный подход позволил выявить в качестве эмоционального компонента геронтостереотипа атрибутирование лицам старшего возраста редуцированной способности к тому, чтобы переживать эмоции самим, и особенно – вызывать эмоции у окружающих. Выявлена также специфическая деформация гендерных стереотипов эмоциональности, в силу которых она атрибутируется пожилым мужчинам в большей степени, чем пожилым женщинам. Полученные данные могут быть использованы при разработке мероприятий по геронтологическому просвещению как важного компонента подготовки современного специалиста.

Общая информация

Ключевые слова: геронтостереотип, эйджизм, сетевые дискуссии, автоматический анализ текста, предикатный анализ, эмотивы

Рубрика издания: Интернет и риски общения в цифровой среде

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18–29–22047мк

Для цитаты: Кузнецова Ю.М. Атрибутирование эмоций как составляющая «образа старости» по данным предикатного анализа дискуссий в YouTube // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 509–520.

Литература

  1. Асташова Ю.В. Эйджизм как фактор сдерживания геронтомар­кетинга на российском потребительском рынке // Вестник Юж­но-Уральского государственного университета. Серия: Эконо­мика и менеджмент. 2018. Т. 12. № 1. С. 142–151. DOI: 10.14529/ em180117
  2. Большакова Е.И., Воронцов К.В., Ефремова Н.Э., Клышинский Э.С., Лукашевич Н.В., Сапин А.С. Автоматическая обработка текстов на естественном языке и анализ данных. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2017. 269 с.
  3. Золотова Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М.: Едиториал УРСС, 2006. 440 с.
  4. Князева О.В. Модель формирования психологической готовно­сти студентов медицинского колледжа к взаимодействию с по­жилыми людьми // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6. 300–304.
  5. Колпина Л.В. Возрастная детерминация эйджизма социальных и медицинских работников // Среднерусский вестник обществен­ных наук. 2017. Т. 12. № 1. С. 105–112. DOI: 10.12737/24776
  6. Колпина Л.В. Эйджизм в обслуживании пожилых граждан уч­реждениями здравоохранения и социальной защиты: моногра­фия. Ульяновск: Зебра, 2015. 128 с.
  7. Краснова О.В. «Мы» и «Они»: Эйджизм и самосознание пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2000. № 3. С. 18–-36.
  8. Лассан Э. От эйджизма в языке к геронтофобии в тексте: о жан­рах ненависти в Сети // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6. № 4. Т. 905–919.
  9. Ленина Е.В. Формирование социально-геронтологической ком­петентности менеджеров санаторно-курортной сферы в вузе. А/р. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2009. 25 с.
  10. Микляева А.В. Методы исследования эйджизма: зарубежный опыт // Известия Российского государственного педагогическо­го университета им. А.И. Герцена. 2009. № 100. С. 148–157.
  11. Мосина О.А. Педагогическая модель геронтообразования // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 268–271.
  12. Петрова Ж.В. Интерпретативный анализ отношения современ­ного руководителя к работнику третьего возраста // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2009. Т. 9. № 3. С. 32–35.
  13. Тришин В.Н. Словарь синонимов [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/synonyms-trishin/index-65.htm (Дата обращения: 13.09.2021).
  14. Филлмор Ч. Дело о падеже // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. Х. Лингвистическая семантика / Пер. с англ. Cост., общ. ред. и вступ. ст. В.А. Звегинцева. М.: «Прогресс», 1981. 568 с. С. 369–495.
  15. Ходкевич М.К. Токсичная маскулинность в рекламе // Пара­дигма: философско-культурологический альманах. 2019. № 31. С. 143–151.

Информация об авторах

Кузнецова Юлия Михайловна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр “Информатика и управление” Российской академии наук (ФИЦ ИУ РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9380-4478, e-mail: kuzjum@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 76
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 51
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2