Вербальный интеллект и его психофизиологические корреляты

139

Аннотация

Вербальный интеллект в парадигме индивидуального ментального опыта представляет собой способность к аналитико-синтетической умственной активности, функционирующей в сложно- структурированном ассоциативно-категориальном континууме ментальных репрезентаций. В данной статье представлены результаты исследования, предметом которого являются нейрофизиологические корреляты умственной деятельности, включая пространственную локализацию и интенсивность биоэлектрической активности коры больших полушарий. Реализована экспериментальная схема 2 х 2, где в качестве независимых переменных выступили «характер инструкции» и «ведущий способ группировки». В результате спектрального, когерентного и амплитудного анализа установлены различия в биоэлектрической активности областей головного мозга на уровне ЭЭГ покоя и при выполнении тестовых заданий между группами респондентов с конкретным и абстрактным вербальным интеллектом, выполняющими задания с характерной / нехарактерной инструкцией.

Общая информация

Ключевые слова: вербальный интеллект, спектральный анализ, когерентный анализ, амплитудный анализ

Рубрика издания: Интеллектуальные технологии в гуманитарной сфере и образовании

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой под¬держке Государственной программы научных исследований Республики Беларусь (ГПНИ) в рамках научного проекта № госрегистрации 20210511.

Для цитаты: Лобанов А.П., Дроздова Н.В., Морозов А.А. Вербальный интеллект и его психофизиологические корреляты // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 326–342.

Литература

  1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд. Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 111–131.
  2. Александров М.В. Общая электроэнцефалография. СПб.: Страте­гия будущего, 2017.
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999.
  4. Лобанов А.П. Интеллект и ментальные репрезентации: образова­тельный подход: монография. Минск: БГПУ, 2010.
  5. Лобанов А.П., Радчикова Н.П. Формирование ментальных репре­зентаций в контексте прототипов. Вестник ТГУ. 2011. Вып. 343. С. 180–183.
  6. Лобанов А.П. Генетический способ построения научной теории вербального интеллекта. Весцi БДПУ. Сер. 1, Педагогiка. Псiха­логiя. Фiлалогiя. 2015. № 4. С. 38–42.
  7. Лобанов А.П. Орлова Д.А., Дроздова Н.В., Добриян Ю.М. Окуло­моторная активность студентов с конкретным и абстрактным вербальным интеллектом: айтрекинг в когнитивных исследова­ниях. Выш. шк. 2020. № 2. С. 42–46.
  8. Мельникова Т.С., Лапин И.А., Саркисян В.В. Обзор использова­ния когерентного анализа ЭЭГ в психиатрии. Социальная и кли­ническая психиатрия. 2009. № 1. С. 90–94.
  9. Мисюк Н.Н., Докукина Т.В. Картирование ЭЭГ в клинической практике. Минск: Профессиональные издания, 2018.
  10. Неробкова Л.Н., Авакян Г.Г., Воронина Т.А., Аввакян Г.Н. Клини­ческая электроэнцефалография. Фармакоэлектроэнцефалогра­фия. Москва: Гэотар-Медиа, 2020.
  11. Фарбер Д.А., Кирпичев В.И. Электроэнцефалографические кор­реляты работоспособности у подростков. Журнал высшей нерв­ной деятельности. 1985. Т. 35, Вып. 4. С. 649–657.
  12. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследова­ния. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002.
  13. Чуприкова Н.И. Умственное развитие: принцип дифференциа­ции. СПб.: Питер, 2007.
  14. Chernyshev B.V. The acquisition of new word meaning by auditory-motor associations in a trial-and-error learning paradigm. Психо­логия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Том 15, № 2. С. 257–267.

Информация об авторах

Лобанов Александр Павлович, доктор психологических наук, Профессор, кафедра "Возрастной и педагогической психологии" факультета социально-педагогических технологий, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7262-0055, e-mail: lobanov.ap@outlook.com

Дроздова Наталия Валерьевна, кандидат психологических наук, директор Института психологии, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Республиканский институт высшей школы (ГУО «РИВШ») заведующий кафедрой проектирования образовательных систем, Минск, Беларусь, e-mail: drozdova_33@mail.ru

Морозов Александр Александрович, кандидат психологических наук, начальник цикла (профессор) кафедры идеологической работы и социальных наук, Военная Академия Республики Беларусь, Беларусь

Метрики

Просмотров

Всего: 199
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 139
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6