Медиаресурсы как сфера просоциального взаимодействия молодежи в цифровой среде

41

Аннотация

Широкий доступ к цифровым и социальным сетям меняет характер межличностных связей молодежи. Возможности помогать окружающим людям стремительно развиваются как в офлайн-, так и в онлайн-контекстах. В статье рассматривается вопрос о том, как медиаресурсы могут влиять на просоциальные взаимодействия детей и молодежи в просоциальной активности. Выявлено, что просоциальный медиаконтент (новостные видеосюжеты, рекламные социальные ролики и т.п.) оказывают влияние на просоциальное мышление, просоциальные намерения и актуализируют позитивные эмоциональные реакции. Популярные в медиасреде игры, снабженные просоциальным контекстом, привлекают внимание детей и молодежи к социальным и экологическим проблемам, в игровом взаимодействии способствуют развитию эмпатии, альтруизма, гражданского сознания и т.д.

Общая информация

Ключевые слова: медиаресурсы, просоциальное поведение, молодежь, воспитание, взаимопомощь, просоциальные игры

Рубрика издания: Интернет и риски общения в цифровой среде

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой под¬держке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21–011–33053.

Для цитаты: Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Ланцова С.В., Меерсон А.С. Медиаресурсы как сфера просоциального взаимодействия молодежи в цифровой среде // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 546–556.

Литература

  1. Бочкова М.Н., Мешкова Н.В. Эмоциональный интеллект и со­циальное взаимодействие: зарубежные исследования // Со­временная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 49–59. DOI:10.17759/jmfp.201807020.
  2. Дзялошинский И.М., Мастерова Ю. Медиа и социальная актив­ность молодежи // Медиа. Информация. Коммуникация. 2012. № 3. С. 16–18.
  3. Ефремова М.В., Бульцева М.А. Взаимосвязь индивидуальных ценностей и просоциального поведения в онлайн- и офлайн-кон­текстах // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 1. С. 107–126.
  4. Жеребин В.М., Алексеева О.А., Вершинская О.Н. Социально-пси­хологические особенности пользователей Интернета // Народо­население. 2017. № 1 (75). С. 116–124.
  5. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Александрович М.О. Моральные основания и социальные нормы безопасного просоциального поведения молодежи // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 10. С. 116–138. DOI: 10.17853/1994–5639–2020–10–116–138.
  6. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Опросник мотивов помогающего по­ведения взрослых // Вопросы психологии. 2021. № 1. С. 145–156.
  7. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Психологическое восприятие сту­денческой молодежью просоциальных медиа // Перспекти­вы науки и образования. 2020. № 3. С.269–284. DOI:10.32744/ pse.2020.3.20
  8. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Говин О. Современное волонтер­ство в воспитании просоциального поведения личности // Об­разование и наука. 2019. № 21 (6). С. 122–145. URL: https://doi. org/10.17853/1994–5639–2019–6-122–145
  9. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Силаева О.А. Программы и тех­нологии развития просоциального поведения // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы. Сборник материалов Всероссийской научной конференции. Отв. редактор А.В. Карпов. 2020. С. 393–397.
  10. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. М.: ЛКИ, 2008.
  11. Мазурчук Е.О., Мазурчук Н.И. Девиантное поведение молодежи в виртуальном пространстве: кибербуллинг // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С.224–229.
  12. Припорова Е.А., Агадуллина Е.Р. Социальные мотивы использо­вания социальных сетей: анализ групп пользователей // Соци­альная психология и общество. 2019. Том 10. № 4. С. 96–111. DOI:10.17759/sps.2019100407
  13. Сулакшин С.С. Нравственность российского общества и факторы влияния (интернет, телевидение) // Политика и общество. 2014. № 9. С. 1065–1081.
  14. Цымбаленко С.Б. Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информацион­ного пространства // Медиа. Информация. Коммуникация. 2013. № 4. С.16–18.
  15. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Сорокоумова С.Н., Мухина Т.Г. Ис­пользование психолингвистического анализа медиаресурсов при обучении студентов просоциальным практикам // Язык и куль­тура. 2020. № 52. С.252–278. DOI: 10.17223/19996195/52/17.
  16. Яшина В. Помогать играючи: что такое просоциальные игры и за­чем они нужны [Электронный ресурс]. URL: https://myachmedia. ru/story/231473/. (Дата обращения: 09.09.2021).
  17. Coyne S.M., Padilla-Walker L.M., Holmgren H.G., Davis E.J., Collier K.M., Memmott-Elison M.K., Hawkins A.J. A meta-analysis of prosocial media on prosocial behavior, aggression, and empathic concern: A multidimensional approach. Developmental Psychology. 2018; 54 (2): 331–347. DOI: 10.1037/dev0000412.
  18. Fuligni A.J. Is There Inequality in What Adolescents Can Give as Well as Receive? // Current Directions in Psychological Science. 2020. Vol. 29. № 4. P. 405–411. https://doi.org/10.1177/0963721420917738.
  19. Harris D.J., Reiter-Palmon R., Kaufman J.C. The effect of emotional intelligence and task type on malevolent creativity // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2013. Vol. 7. № 3. P. 237–244. DOI:10.1037/a0032139.
  20. John D. Mayer, Peter Salovey, David R. Caruso Target articles: «Emotional Intelligence: Theory, Findings, and Implications»// Psychological Inquiry. 2004. Vol. 15. № 3. P. 197–215. DOI: 10.1207/s15327965pli1503_02.
  21. Kogen L., Dilliplane S. How media portrayals of suffering influence willingness to help: The role of solvability frames // Journal of Media Psychology: Theories, Methods, and Applications. 2019. Vol. 31 (2). P. 92–102.

Информация об авторах

Шмелева Елена Александровна, доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедра психологии и социальной педагогики, Ивановский государственный университет, профессор, кафедра физической культуры и здорового образа жизни, Российский государственный социальный университет, Иваново, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4698-5226, e-mail: noc_shmeleva@mail.ru

Кисляков Павел Александрович, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики, Российский государственный социальный университет (ФГБОУ ВО РГСУ), главный научный сотрудник НИИ ФСИН России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1238-9183, e-mail: pack.81@mail.ru

Ланцова Светлана Вячеславовна, учитель русского языка, МБОУ "Буньковская СШ", аспирант кафедры психологии и социальной педагогики Шуйского филиала ИвГУ, Иваново, Россия, e-mail: cveto4ek0101@gmail.com

Меерсон Айзек-Лейб Соломонович, аспирант, Ивановский государственный университет (ФГБОУ ВО ИвГУ), Шуя, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4342-5829, e-mail: isaacmeyerson@ya.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 113
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 41
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0