Искушение цифрой: цинизм под маской прагматики

34

Аннотация

Актуальность темы определяется обострением полемики вокруг «новой нормальности». Объект исследования – процесс цифровизации образования, предмет – EdTech как драйвер инноваций. Авторы выбрали ценностный подход в освещении проблемы, который, по их мнению, объективнее технократизма в выявлении контрастов между целями образования и средствами его дижитализации. Дистанционное обучение допустимо рассматривать и в качестве метода симптоматической терапии профвыгорания, и как продром профессионального одичания, а оно всегда происходит «в отрыве», т.к. обусловлено отчуждением и изоляцией. Такого рода дистант эффективно мотивирует лишь на фальсификацию учебного процесса. Тем не менее, в духе обывательской прагматики молодёжи внушается: профессионализм сводится к технологии, надо лишь затвердить заветные лайфхаки, после чего успех неотвратим и неизбежен. Что угодно можно освоить, посетив пару-тройку мастер-классов, бессистемно и едва ли не рефлекторно. Это губит преобразовательное отношение к делу, ориентируя на сбор и сортировку информации: всё создано, осталось лишь компилировать. Стремление потрафить вкусам молодых усугубляет разлагающее действие адаптивной парадигмы образования, где главные маркеры – посильность, доступность и наглядность. Авторы полагают, что к цифровизацию следует воспринимать исключительно утилитарно, как средство структурирования сведений, но ни в коем случае не провозглашать потребительский утилитаризм целью образования и образом жизни.

Общая информация

Ключевые слова: цифровизация, инновации, дистанционное обучение, VUCA-мир, прагматизм, менеджмент образования

Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Симашенков П.Д., Макарова Т.К. Искушение цифрой: цинизм под маской прагматики // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 172–181.

Литература

  1. «Главная проблема российского образования – это мотивация». Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков – о новом мире без степеней и званий, общероссийской системе учёта грантов и инженерных школах [Электронный ресурс] // Известия. URL: https://iz.ru/1210378/anna-urmantceva/glavnaia-problema-rossiiskogo-obrazovaniia-eto-motivatciia (дата обращения: 26.08.2021)
  2. Дима Зицер – об отношениях учителей с учениками и роди­телей с детьми [Электронный ресурс] // Вести образования. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/2/13/pedagogika/11574- sovremennyh_detey_slozhnee_obmanut (дата обращения: 26.08.2021)
  3. Медийно-информационная грамотность в цифровом мире: как научить учителей: сб. статей / ред. Ю.Ю. Черный, Т.А. Мурова­на. Москва: Институт ЮНЕСКО по информационным техноло­гиям в образовании, 2021. 81 c.
  4. Научно-технологическая политика России в условиях постпан­демии: поиск новых решений: докл. к XXII Апр. междунар. научн. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13–30 апр. 2021 г. / С.В. Бредихин, В.В. Власова, М.А. Гершман и др.; науч. ред. Л.М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 63 с.
  5. Нордстрём К. Urban Express: 15 правил нового мира, в котором глав­ная роль у городов и женщин. М.: Альпина Паблишер, 2019. 272 с.
  6. Оценка качества образования в условиях дистанционного об­учения: опыт проживания пандемии системами школьного образования стран постсоветского пространства. М.: «Алекс» (ИП Поликанин А.А.), 2021. 390 с.
  7. Учителя назвали предметы, которые стоит добавить в школь­ную программу [Электронный ресурс] // РИА Новости URL: https://ria.ru/20210820/shkola-1746492144.html (дата обраще­ния: 26.08.2021)

Информация об авторах

Симашенков Павел Дмитриевич, кандидат исторических наук, доцент, кафедра государственного и муниципального управления, Самарский университет государственного управления, Самара, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6831-2543, e-mail: pavel.simashenckov@yandex.ru

Макарова Татьяна Константиновна, кандидат педагогических наук, декан факультета экономики и управления, Самарский университет государственного управления «МИР» (АНО ВО «Университет «МИР»), Самара, Россия, e-mail: training@imi-samara.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 91
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 34
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1