Пособие-медиатор как средство обучения в цифровой среде

38

Аннотация

В статье рассматриваются сложности современного общества: технологическое развитие, большие потоки информации. Изменения в мире, связанные с увеличением объема информации, которую необходимо воспринимать и перерабатывать, предъявляет новые требования к личности. В системе образования обсуждаются вопросы о необходимости внедрения инновационных подходов в практику работы с новым поколением обучающихся в сетевом обществе. Приведены результаты исследования о сложностях соответствия учебных пособий психолингвистическим показателям легкости чтения и понимаемости уровню образования обучающихся. Подчеркивается важность разработки новых образовательных технологий, квантование учебных текстов. В работе представлены теоретические основания (модульный, символьный, фрактально- резонансный подходы) для внедрения в практику работы квантованного учебного издания. Представлены результаты психолого-педагогического сопровождения современного студента в процессе обучения. Отмечается, что квантованный учебный текст, сопровождаемый визуализацией, диагностико-квалиметрическим инструментарием, тестами контроля знаний позволяет улучшить усвоение учебного материала, активизировать познавательную активность обучающихся, что оказывает непосредственное влияние на успешность академических достижений. Пособие позволяет более качественно подходить к процессу обучения, объективно оценивать усвоение знаний, способствует отработке навыков поиска необходимой информации и работе с письменными текстами, активизирует саморазвитие, аналитическое мышление обучающихся.

Общая информация

Ключевые слова: модульный подход, символьный подход, квантованный учебный текст, когнитивный агент

Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели

Тип материала: научная статья

Благодарности. Автор благодарит за помощь в создании пособия, проведении эксперимента, сборе данных для исследования научного руководителя, профессора А.П. Лобанова.

Для цитаты: Журавкина И.С. Пособие-медиатор как средство обучения в цифровой среде // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 106–117.

Литература

  1. Аванесов В.С. Новые образовательные технологии в вузе // Вест­ник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность. 2014. № 4. С. 138–144.
  2. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии по­знания. М.: Смысл; Академия, 2006. 448 с.
  3. Журавкина И.С. Психолингвистический анализ учебных тек­стов по общей психологии // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педаго­гические науки: сб. науч. тр., Вып. 19, Отв. Н.С. Клишевич, ред. Н.В. Боярова. Минск: РИВШ, 2019. С. 113–120.
  4. Карпиевич Е.Ф., Краснова Т.И. Задачи и способы организации ра­боты с текстом (на основе таксономии Б. Блума) // Стратегии академического чтения и письма. Серия «Современные техно­логии университетского образования». Выпуск 5. / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образо­вания. Минск: Пропилеи, 2007. 140 с.
  5. Коптева С.И., Лобанов А.П. Познай себя: актуальные проблемы психологии самосознания. Минск: ФУАинформ, 2002. 112 с.
  6. Лобанов А.П., Дроздова Н.В. ХХI век: когнитивный агент в откры­том инновационном образовательном пространстве // Вышэй­шая школа. 2017. № 1. С. 28–31.
  7. Лобанов А.П., Журавкина И.С. Квантование учебных текстов как преодоление транзактной дистанции субъектов образовательно­го процесса // АiВ № 10. 2018. С. 44–52.
  8. Лобанов А.П., Журавкина И.С. Когнитивная психология: учебно- методическое пособие. Минск: Белорус. гос. пед. ун-т, 2018. 84 с.
  9. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навы­ки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. М., 2017. 93 с.
  10. Международная программа по оценке образовательных достиже­ний учащихся [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia. org/ (дата обращения: 10.09.2021).
  11. Мурзагалиева А.Е., Утегенова Б.М. Сборник заданий и упражне­ний. Учебные цели согласно таксономии Блума. Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015. 54 с.
  12. Руководство по использованию европейской системы переноса и накопления зачетных единиц (ECTS) 2015 [Электронный ре­сурс] // URL: http:// http://nihe.bsu.by/images/titovich-2015.pdf (дата обращения: 30.08.2021).
  13. Рыбанов А.А. Автоматизированное определение квантитативных характеристик текста [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 URL: http://web. snauka.ru/issues/2014/02/30988 (дата обращения: 30.03.2021).
  14. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. Минск: АСАР, 2005. 768 с.

Информация об авторах

Журавкина Ирина Сергеевна, старший преподаватель, кафедра возрастной и педагогической психологии, факультет социально-педагогических технологий, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2227-4267, e-mail: irishazhu@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 74
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 38
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1