Сравнительный анализ особенностей тревожности, депрессивности и коммуникативной сферы у подростков, обучающихся онлайн и офлайн

140

Аннотация

Представлены результаты сравнительного анализа особенностей коммуникативных и организационных способностей, а также уровня тревожности и депрессивности у подростков, обучающихся онлайн и офлайн. Исследование проводилось на базе онлайн и общеобразовательных школ Москвы. В исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте от 12 до 16 лет. Среди них 14 опрошенных обучаются в онлайн-школе, 16 – в традиционной общеобразовательной школе. Методики исследования: тест «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС); опросник на выявление депрессии у детей и подростков CDI (Children’s depression inventory, M.Kovacs, 1992); шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера (в модификации Ю.Л. Ханина, 1976). В ходе анализа результатов эмпирического исследования были выявлены статистически значимые различия между двумя группами в уровне сформированности организационных способностей – учащиеся традиционной школы показали более высокий уровень, что может говорить о том, что традиционная школа является средой формирования навыков кооперации и группового взаимодействия. Также была выявлена тенденция к наличию различий в уровне развития коммуникативных способностей. Важным результатом данного исследования является подтверждение наличия отрицательной взаимосвязи тревожности и депрессии с уровнем коммуникативных способностей.

Общая информация

Ключевые слова: онлайн-обучение, коммуникативные способности, депрессия, тревожность

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Авдулова Т.П., Прикладовская В.М. Сравнительный анализ особенностей тревожности, депрессивности и коммуникативной сферы у подростков, обучающихся онлайн и офлайн // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 407–420.

Литература

  1. Астляйнер Г. Дистантное обучение посредством WWW: социальные и эмоциональные аспекты // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского – М., «Можайск-Терра», 2000.
  2. Власенко А.И. Психологические изменения состояния личности в депривационных условиях режима самоизоляции // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 4. C. 88–103. DOI:10.17759/psyedu.2020120406
  3. Казаринова Е.Ю., Холмогорова А.Б. Предпочитаемый контент в интернете и социальная тревожность как факторы интернет-зависимости у подростков и студенческой молодежи // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 2. С. 123–139. doi: 10.17759/psyedu.2021130208.
  4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
  5. Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Ширяева Е.И. Особенности поведения в виртуальной среде подростков с разным уровнем сформированности «образа Я» Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 4. C. 20-33. doi:10.17759/pse.2021260402.
  6. Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 97-118. doi:10.17759/cpp.2019270307.
  7. Brooks S.K., Webster R.K., Smith L.E., Woodland L., Wessely S., Greenberg N., Rubin G.J. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // The Lancet. 2020. № 395(10227). P. 912-920. doi:/10.1016/s0140-6736(20)30460-8.
  8. Thorisdottir I.E., Asgeirsdottir B.B., Kristjansson A.L., Valdimarsdottir H.B., Jonsdottir Tolgyes E.M., Sigfusson J., Allegrante J.P., Sigfusdottir I.D., Halldorsdottir T. Depressive symptoms, mental wellbeing, and substance use among adolescents before and during the COVID-19 pandemic in Iceland: a longitudinal, population-based study. The Lancet. Psychiatry. 2021. № 8(8). P. 663–672. doi:10.1016/S2215-0366(21)00156-5.

Информация об авторах

Авдулова Татьяна Павловна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры возрастной психологии, факультет дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8650-2751, e-mail: avdulova@bk.ru

Прикладовская Валерия Максимовна, Наставник экстерната и домашней школы Фоксфорда, Онлайн-школа Фоксфорд, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9407-2632, e-mail: prikladovskayav@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 222
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 140
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2