Цифровые компетенции психологов в области профилактики девиантного поведения

217

Аннотация

Рассматриваются актуальные вопросы в области цифровых компетенций психологов в процессе психопрофилактики девиантного поведения. На фоне цифровизации современного общества, возникновения новых рисков и угроз, связанных с использованием сети Интернет, указанные компетенции требуют осмысления, обсуждения в профессиональном сообществе и систематизации. Раскрывается специфика психопрофилактики как направления деятельности психолога. Обсуждаются форматы психологической онлайн-помощи такие как психодиагностика, онлайн-консультирование, развивающая и психокоррекционная работа, просвещение, научная и методическая деятельность, психологическая поддержка. Уделяется внимание технологиям работы в Интернете, используемых специалистами по профилактике девиантного поведения. Авторами предлагается структура цифровых компетенций психологов, в которую входят техническая компетенция, компетенция деловой онлайн-коммуникации, информационно-мультимедийная компетенция, компетенция в области информационной безопасности и конфиденциальности. Дается определение и содержание каждой компетенции, приводятся примеры, встречающиеся в практике оказания онлайн-помощи и реализации психопрофилактической деятельности. Отдельно делается акцент на владение психологом знаниями в области киберпсихологии, особенностей психической деятельности и поведения людей в виртуальной реальности и онлайн-пространстве. Формулируются выводы о роли описанных компетенций в контексте профилактики девиантного поведения.

Общая информация

Ключевые слова: цифровые компетенции, психопрофилактика, психопрофилактика и психокоррекция девиантного поведения, девиантное поведение, психологическая помощь, онлайн

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Богданович Н.В., Делибалт В.В. Цифровые компетенции психологов в области профилактики девиантного поведения // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 282–296.

Литература

  1. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Психологические технологии как основа подготовки специалистов в области юридической психологии // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2018): Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29–30 марта 2018 года / Под редакцией Ю. А. Шаранова, В. А. Шаповала; составитель М. А. Кутырёв. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. – С. 53-57. – EDN AKFURF (дата обращения: 18.09.2022).
  2. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 1–14. doi:10.17759/psylaw.2020100201
  3. Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярёв А.В. Тренинги офлайн или онлайн: тенденции в подготовке юридических психологов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 2. С. 224–238. doi:10.17759/psylaw.2022120216.
  4. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Формирование компетенций цифровой экономики в условиях информационно-образовательной среды вуза [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kompetentsiy-tsifrovoy-ekonomiki-v-usloviyah-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy-vuza (дата обращения: 18.09.2022).
  5. Лавренюк Н.М., Шаяхметова Г.Р. Компетентность и компетенция: основные сходства и различия // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, памяти профессора Валерия Трофимовича Шапко, Екатеринбург, 28 февраля 2014 года. – Екатеринбург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2014. – С. 136-137. – EDN VNMZDZ (дата обращения: 18.09.2022).
  6. Профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. N 682н) [Электронный ресурс] // Профессиональные стандарты. – URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=58272 (дата обращения: 18.09.2022).
  7. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. — М.: Google, 2013. — 165 с. 
  8. Шпагина Е.М., Чиркина Р.В. Компетентность педагогов и психологов в области информационной безопасности детей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 261–277. doi:10.17759/psylaw.2019090319 – URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2019/n3/109405.shtml (дата обращения: 18.09.2022).
  9. American Psychological Association. Guidelines for the practice of telepsychology [Электронный ресурс] // American Psychological Association (APA), 2013. - URL: https://www.apa.org/practice/guidelines/telepsychology (дата обращения: 18.09.2022).
  10. Cavanagh, R., Gerson, S.M., Gleason, A. et al. Competencies Needed for Behavioral Health Professionals to Integrate Digital Health Technologies into Clinical Care: A Rapid Review. // J. technol. behav. sci. 2022. DOI: https://doi.org/10.1007/s41347-022-00242-w (дата обращения: 18.09.2022).
  11. Dvoryanchikov N.V., Bovina I.B., Delibalt V.V., Dozortseva E.G., Bogdanovich N.V., Rubtsova O.V. Deviant online behavior in adolescent and youth circles: in search of a risk assessment model. // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2020. Т. 8. № 2. С. 105-119. URL:  https://www.ijcrsee.com/index.php/ijcrsee/article/view/321/437 (дата обращения: 18.09.2022).
  12. Edwards-Stewart, A., Alexander, C., Armstrong, C. M., Hoyt, T., & O'Donohue, W. Mobile applications for client use: Ethical and legal considerations. // Psychological Services, 2019. 16(2), 281–285. DOI: https://doi.org/10.1037/ser0000321 (дата обращения: 18.09.2022).
  13. Ellaway, R. H., Coral, J., Topps, D., & Topps, M. Exploring digital professionalism. // Medical Teacher, 2015. 37(9), 844–849. DOI: https://doi.org/10.3109/0142159X.2015.1044956 (дата обращения: 18.09.2022).
  14. Johnson, G. R. Toward uniform competency standards in telepsychology: A proposed framework for Canadian psychologists. // Canadian Psychology - Psychologie canadienne, 2014. 55(4), 291–302. DOI: https://doi.org/10.1037/a0038002 (дата обращения: 18.09.2022).
  15. Pagnotta, J., Blumberg, F.C., Ponterotto, J.G., & Alvord, M.K. Adolescents’ perceptions of their therapists’ social media competency and the therapeutic alliance. // Professional Psychology: Research and Practice, 2018. 49(5-6), 336–344. DOI: https://doi.org/10.1037/pro0000219 (дата обращения: 18.09.2022).
  16. Pote, H., Moulton-Perkins, A., Rides, G. Digital Competencies for Psychological Practitioners in IAPT services Report commissioned by London Digital IAPT. 2020. - URL: https://static1.squarespace.com/static/5d9749c4c9a9966c57f3ba07/t/5f03094bfb7f38664f2edf1c/1594034509675/20.05.22+IAPT+Digital+Competences+Framework+Report+May+2020+Final+%28003%29.pdf (дата обращения: 18.09.2022).

Информация об авторах

Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1507-9420, e-mail: bogdanovichnv@mgppu.ru

Делибалт Варвара Васильевна, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9586-3188, e-mail: delibaltvv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 149
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 217
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 0