Педагогическая практика будущих учителей в условиях современной образовательной среды

32

Аннотация

Педагогические практики, как средство профессиональной подготовки учителя претерпевают существенные изменения в связи с расширением спектра профессиональных задач современного педагога. Практика становится непрерывной и междисциплинарной, позволяет будущему учителю освоить современные цифровые технологии и методы организации образования, определить пути самосовершенствования как профессионала и личности. На основе анализа литературы и опыта подготовки учителя были выделены настоящие и прогнозируемые тенденции развития педагогических практик. В условиях современной образовательной среды значительно разнообразились технологии проведения урока и учителю необходимо активно применять их, также учитель должен уметь организовать внеурочную деятельность по предмету, используя достаточно широко в этих видах деятельности проектирование и исследование, а также цифровое оборудование. Вместе с этим, на основе имеющихся разработок, значительные коррективы в организации педагогических практик студентов были внесены в условиях масштабного дистанционного образования, введённого из-за строгой изоляции обучающихся и сотрудников школ и вузов (локдауна), а также иных проблем организации удаленного образования в современных школах. Представлен опыт организации педагогических практик с учётом обозначенных тенденций и условий современной образовательной ситуации, изменения образовательной среды. Целью исследования стало проявление особенностей практики в современной образовательной среде, внесение необходимых изменений в практическую подготовку учителя. Методология исследования включала в себя деятельностный, личностно-ориентированный, проблемный подходы, применялись методы – педагогического наблюдения, анкетирования, анализа и проектирования образовательной ситуации. В результате выявленные новые типы педагогической практики продуцировали процесс изучения способов их организации для качественной профессиональной подготовки будущих учителей. Усилилось внимание к цифровизации обучения, совместному решению образовательных проблем студентами и преподавателями, самообразованию будущего учителя, формулировке им новых идей и совместному с коллегами их проектному воплощению.

Общая информация

Ключевые слова: педагогическая практика, профессиональные задачи, онлайн-обучение

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Червонный М.А., Власова А.А. Педагогическая практика будущих учителей в условиях современной образовательной среды // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 193–210.

Литература

  1. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 32-40.
  2. Болотов В.А., Левицкий М.Л., Реморенко И.М., Сериков В.В. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации // Педагогика. 2020. № 12. С. 73-86.
  3. Гуцу Е.Г., Деменева Н.Н. Реализация проекта «клинические базы практик» в подготовке студентов по профилю «психология и педагогика начального образования» // Образование и наука. 2015. № 10 (129). С. 51-63. DOI: 10.17853/1994–5639–2015–10–51–63
  4. Каспржак А.Г. Институциональные тупики российской системы подготовки учителей // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 261-282.
  5. Мамонтова Т.С., Кашлач И.Ф., Чепурненко Е.В. Роль педагогической практики в профессиональном становлении будущего учителя // Научный диалог. 2016. № 4 (52). С. 370-383.
  6. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Теоретическое обоснование модели сопровождения личностного самоопределения студентов магистратуры в ходе педагогической практики // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 9. С. 11–36. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-9-11-36
  7. Осколова Т.Л. Методика практико-ориентированной исследовательской деятельности студентов в период педагогической практики: стратегии формирования национальной идентичности обучающихся в поликультурной среде // Образование и наука. 2015. № 10 (129). С. 94-107. DOI: 10.17853/1994–5639–2015–10–94–107
  8. Первушина Н.А. Педагогическая биоэтика: семиотический аспект // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4 (18). С. 186-201.
  9. Платонова Р.И., Неверкович С.Д., Парфенов И.Я. Организация педагогических практик в вузах // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 2 (02). С. 23-30.
  10. Полупан К.Л. Учебная практика: матричная технология организации // Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С. 159-164.
  11. Румбешта Е.А., Жукевич Е.И., Власова А.А. Активизация познавательной деятельности школьников при обучении физике // Научно-педагогическое обозрение. 2021. Вып. 3 (37). С. 206-212.
  12. Румбешта Е.А., Ткачев А.М. Использование домашних опытов для развития мотивации учащихся основной школы к изучению физики // Научно-педагогическое обозрение. 2020. Вып. 4 (32). С. 17-26.
  13. Система качества непрерывного педагогического образования / О.В. Андрюшкова, А.Г. Бермус, А.А. Власова [и др.] // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону - Таганрог: Южный федеральный университет, 2020. С. 231-248.
  14. Смышляева Л.Г., Дёмина Л.С., Титова Г.Ю. Профессиональная проба как педагогическая технология // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 65-69.
  15. Тумашева О.В. Методическая подготовка будущего учителя: погружение в профессиональную реальность // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 63-70.
  16. Червонный М.А. Контекст педагогического образования // ΠΡΑΞΗΜΑ. 2019. № 4. С. 206–222. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-206-222
  17. Червонный М.А., Газизов Т.Т., Борисова Е.Е. Организация педагогической практики студентов на базе центра дополнительного образования // Педагогика. 2017. № 9. С. 103-107.
  18. Cabello V.M., Topping K.J. Peer assessment of teacher performance. What works in teacher education? // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2020. № 8(2). P. 121-132.
  19. Chu Y. Preservice teachers learning to teach and developing teacher identity in a teacher residency // Teaching Education. 2021. Volume 32. Issue 3. P. 269-285. https://doi.org/10.1080/10476210.2020.1724934
  20. Johnston D.H. Sitting alone in the staffroom contemplating my future’: communities of practice, legitimate peripheral participation and student teachers’ experiences of problematic school placements as guests // Cambridge Journal of Education. 2016. № 46(4). P. 533-551, DOI: 10.1080/0305764X.2015.1069793
  21. Malm B. Towards a New Professionalism: Enhancing Personal and Professional Development in Teacher Education // Journal of Education for Teaching. 2009. № 35 (1). P. 77-91. DOI:10.1080/ 02607470802587160
  22. Posti-Ahokas H., Idriss К., Hassan M., Isotalo S. Collaborative professional practice for strengthening teacher educator identities in Eritrea // Journal of Education for Teaching. 2021. Published online: 31 Oct. P.1-16. DOI: 10.1080/02607476.2021.1994838
  23. Rogers A.P., Mitescu Reagan E., Ward Ch. Preservice teacher performance assessment and novice teacher assessment literacy // Teaching Education. 2020. Published online: 02 Dec. P. 1-19. DOI: 10.1080/10476210.2020.1840544
  24. Zhang L. Exploration of research on teacher assessment literacy in China // China Academic Jornal Electronical Publishing House. 2018. № 316. P. 69-71. DOI: 10.19360/j.cnki.11-3303/g4.2018.08.012

Информация об авторах

Червонный Михаил Александрович, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физики и методики обучения физике, Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4459-5726, e-mail: mach@tspu.edu.ru

Власова Анна Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики и методики обучения физике, Томский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО ТГПУ), Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4332-2136, e-mail: aav@tspu.edu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 85
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 32
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1